Элементы //Хрестоматия

"° во1°° ' - Развитие ориентировки на речь и ее зле> Частной и педагогической психологии-Ч. 11.-М., 1981

ответ " произнесение взрослым названия предмета он, наприм< поворачивает голову в сторону этого предмета и активно иц его. ладенец 7-8-месячного возраста способен выполнять просто движения по словесной инструкции, выбирать один предмет из лЪ) трех находящихся в поле его зрения, не только начинать, но и прекр щать начатое действие по словесной инструкции. Последнее наблюл ется Примерно в 10-12 месяцев. Данные факты свидетельствуют том то ребенок начал активно овладевать номинативной и праг 1-ичесои функциями речи. 1

рассмотрим теперь, как идет развитие познавательной сферы м денц подготавливающее формирование интеллекта ребенка. Нс рожд"ые младенцы не включены в практическую деятельно они только общаются со взрослыми, а в период бодрствова1 находясь в одиночестве, изучают при помощи органов чувств с ближайшее окружение. С помощью рук, отчасти ног, они манипу руют находящимися в пределах их досягаемости предметами, т-1 вырабатывают умения и навыки, которые впоследствии оказывав ся вьюченными в процесс решения практических сенсомотор

задач-\\о мнению Дж. Брунера, ребенок младенческого возраста

знает окружающий мир главным образом благодаря привычным ствия, с помощью которых он на этот мир практически воздейс ет. С" временем, как правило, уже за пределами младенчес возраст' мир оказывается представленным ребенку еще и в обра1 сравнительно свободных от действий, а далее и в понятиях.

вплоть до конца первого года жизни узнавание объектов р< цом зависит не столько от характера самих этих объектов, скс от то1"о, какие действия они вызвали В этом возрасте ребенок ей спосо" четко дифференцировать образ предмета и реакцию на Приводам несколько примеров из наблюдений, сделанных Ж. Пи

Пример 1. Ребенок семи месяцев от роду теряет папирос коробУ' которую он только что перед этим держал в руках и качивал взад и вперед. Уроненная коробка случайно падает что оказывается за пределами поля зрения младенца. Он сраз подносит к глазам свою руку, где только что была коробка, и смотрит на нее с выражением удивления и разочарования. 3 не считая, по-видимому, пропажу невосполнимой, ребенок внов цинаеТ размахивать рукой, хотя она пуста. После этого он пов подносит руку к глазам и заглядывает в нее, как будто пьц этим движением заставить коробку появиться снова в руке. представление об объекте, вероятно, сливается с простым продс пием связанного с ним действия.

пример 2. Ребенок-девочка шестимесячного возраста - в колбеи и наблюдает за своими движениями. Она хватае нами ткань, покрывающую стенки колыбели, тянет образовав>; складни на себя, но выпускает их. Движение повторяется нес> раз ПОДРЯД-После того как в очередной раз ткань выскальз из ру' девочка, не разжимая кулачка, подносит руку к

, осторожно ее разжимает. Затем она внимательно смотрит на свои дьцы и, убедившись в том, что в ладони ничего нет, вновь повторя-,т движение. Все это происходит много раз подряд. По-видимому, для)ебенка достаточно дотронуться до предмета, полагая, что он уже трачен и находится в руке.

Во втором полугодии жизни ребенка возникает тесная связь жду восприятием и действием. Первоначально действие ребенка.дрершается только при помощи рефлекторных движений органов (увств, например принимает форму <устремленного взгляда>, обЬа-)уживающегося в движениях глаз или ориентации головы. Позднее являются схватывание рукой, захватывание ртом, удерживание в)уке и т. п.

Образовавшаяся связь между восприятием и действием подготавливает развитие интеллектуальных операций, первыми элементарными проявлениями которых выступают сенсомоторные действия ребенка направленные на поиск предметов и преодоление различных [репятствий, возникающих на пути его продвижения.

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: