Роль социальных факторов в развитии личности

развитие личности в детстве происходит под влиянием различных социальных институтов: семьи, школы, внешкольных учреждений, а также под воздействием средств массовой информации (печать, радио, телевидение) и живого, непосредственного общения ребенка окружающими людьми. В разные возрастные периоды личностного развития количество социальные институтов, принимающих участие в формировании ребенка как личности, их воспитательное значение различны. В процессе развития личности ребенка от рождения до трех лет доминирует семья, и его основные личностные новообразо- вания связаны в первую очередь с ней. В дошкольном детстве к воздействиям семьи добавляется влияние общения со сверстниками, ' другими взрослыми людьми, обращение к доступным средствам мас-'' совой информации. С поступлением в школу открывается новый мощ- ный канал воспитательного воздействия на личность ребенка через ' сверстников, учителей, школьные учебные предметы и дела. Расши-; ряется сфера контактов со средствами массовой информации за счет '. чтения, резко возрастает поток информации воспитательного плана, достигающий ребенка и оказывающий на него определенное воздей-1 ствие.

Начиная с подросткового возраста, большую роль в развитии личности играет общение со сверстниками, с друзьями, среди которых ребенок проводит большую часть своего времени. Это позволяет сделать существенный шаг от зависимости к независ.имости и перей-!ти на автономный, самостоятельный путь дальнейшего личностного развития. Все большее значение с этого возраста приобретает самовоспитание и самосовершенствование личности, которые в юности становятся главными средствами ее развития. Рассмотрим каждое,из обозначенных социальных влияний в его динамике и специфических особенностях в зависимости от возраста ребенка. По мере взросления роль семьи в развитии ребенка постепенно.уменьшается, особенно сильной она является в первые годы жизни [Ребенка. В младенчестве преимущественное влияние на ребенка Оказывает мать или тот человек, который ее заменяет, кто непосред-ино ухаживает за ребенком и постоянно общается с ним. В целом мья начинает активно воздействовать на ребенка примерно с ран- возраста, когда он овладевает речью, прямохождением и полу-т возможность вступать в разнообразные контакты с разными д "эми семьи. В ранние годы семейное воспитательное воздействие "овном сводится к разнообразным влияниям на эмоциональную ц'У Ребенка, а также на его внешнее поведение: подчинение эле-Нощ РНЫМ дисциплинарно-гигиеническим нормам и правилам. В дя,дт."ом возрасте к описанным семейным воздействиям добав-ч ' которые направлены на воспитание у ребенка любозна-<:п"' настойчивости, адекватной самооценки, стремления к " 'Отзывчивости, общительности, доброты, а также нравствен-тв личности, которые прежде всего проявляются в отношениях к людям: порядочность, честность и др. Здесь участие в воспщ нии ребенка начинают принимать не только взрослые люди, но и св< стники, с которыми он много и разнообразно играет, и это происхоД в сюжетно-ролевых играх с правилами, характерных для дет(ей стд шего дошкольного возраста.;

С поступлением в школу воспитательное влияние семьи нескор ослабевает за счет того, что с ней успешно начинает конкуриров школа.-Значительную часть времени ребенок теперь проводит. семьи среди учителей и сверстников, общаясь с ними в различ) ситуациях и по разным поводам. Воздействие семьи на личноец развитие ребенка становится не только относительно меньшим, меняется качественно. Взрослые члены семьи сознательно срсрея чивают свое внимание на воспитании у ребенка таких качеств; ности, которые необходимы для успешного учения и общения (личными людьми в школе и вне дома. За время обучения в млал классах влияние школы и семьи тем не менее остается прщ одинаковым.

В подростковом возрасте ситуация радикальным образом няется. Личностно-развивающее влияние школы и внешкол общения по сравнению с воздействием внутрисемейного обН. усиливается, и подростничество в этом плане является перех< периодом от детства к взрослости. Часть детей подростковог раста по-прежнему остается под сильным и доминирующим цен тельным влиянием семьи, часть уходит из-под него уже в начал росткового возраста. Поэтому и в плане индивидуальных раз этот возраст также представляется переходным и одним из на> сложных. Если близкие для ребенка члены семьи относятся с должным пониманием, если между подростком и его роди (дедушками, бабушками, братьями, сестрами и др.) устано добрые, доверительные отношения, то семья еще на прот длительного периода взросления может оставаться доминщ институтом положительных социально-психологических в Если эти отношения далеки от описанных, противоречивы 1 ликтны, то семья может утратить свою положительную восп> ную роль уже в самом начале подросткового возраста, и те слабый в личностном плане полуребенок может оказаться далеко не самых лучших влияний улицы.

С переходом в ранний юношеский возраст воздействие в1 ных институтов воспитания начинает преобладать над сеЦ для абсолютногй большинства детей. Дальнейший процесс И личности ребенка, начиная с этого времени, приобретает сугу видуальные черты и прямо зависит от круга людей, с к общаются юноша или девушка, а также от ситуаций, в кото ворачивается общение, и от его характера.

В целом влияние школы на развитие ребенка как личн< зодично, хотя хронологически оно занимает период време 10 лет, от 6-7 до 16-17 лет. Непосредственно в школе де дят не так уж много времени, и, кроме того, значительная

Уходит на учение, а не на воспитание, т. е. связана в основном с развитием познавательной сферы, а не личности. С этой точки зрения рассчитывать на школу, возлагать на нее воспитательные надежды, не приходится. Это, кстати, касается и возложения на школу вины за огрехи в воспитании; в большей их части она фактически не повинна.

И тем не менее есть определенный период в жизни ребенка, связанный со школой, когда она играет существенную роль в его личностном формировании. Это - младший школьный и начало подросткового возраста, когда дети психологически еще находятся в сфере значительного влияния со стороны авторитетных для них взрослых людей, в данном случае учителей. Именно к этому времени должны быть приурочены главные воспитательные воздействия со стороны школы. Они не сводятся только к работе с учащимися на уроках или вне их в школе и классе. Это также различные внешкольные воспитательные воздействия, связанные с работой учреждений системы образования и других социальных институтов.

Влияние специализированных внешкольных учебно-воспитательных учреждений не является постоянно действующим фактором личностного развития ребенка по той причине, что далеко не все дети посещают такие учреждения. Кроме того, по характеру своей деятельности, по педагогическому составу эти учреждения существенно отличаются друг от друга, и поэтому их воздействие на личностное развитие ребенка не является одинаковым. Тем не менее на практике оно вполне может конкурировать со школой и даже с семьей.

В эти учреждения дети, как правило, ходят по интересам, занимаются привлекательным для них делом и находят среди работающих там взрослых людей немало хороших образцов для подражания. Референтной личностью для ребенка может стать руководитель студии, тренер команды, просто старший товарищ по группе друзей, с которыми вместе он занимается интересным делом. Да и сама такая группа, в составе которой пребывает ребенок, посещая соответствующее учреждение, обычно является для него референтной.

Массовым средством воздействия на личность ребенка стало сейчас телевидение, и ему в ближайшее время каких-либо серьезных конкурентов не предвидится. На втором месте по воспитательной значимости находятся печать и кино, влияние которых за последние годы остается примерно одинаковым. Постепенно возрастает, начиная с подросткового возраста, воспитательное значение массовой Уьтуры. В настоящее время в связи со сложной и во многом еще ротиворечивой обстановкой в нашей стране средства массовой ин-' Формации конкурируют друг,с другом. В их содержании отчетливо "эчались не только плюрализм мнений, но и их поляризация. "ы' радио, телевидение порой распространяют совершенно про- "оложные взгляды и точки зрения. В них и взрослым, опытным \ ц трудно разобраться, тем более школьникам с еще не устояв-ися социальными и политическими взглядами.,"р экая своеобразная ситуация имеет два воспитательных мо- э- положительный и отрицательный. Первый состоит в том, Зак. 1045

единой точки зрения побуждает детей к выраш что очуг д1-о мнения: им поневоле приходится выбирать. В { ке собств дгей постепенно вырабатываются самостоятельнос1 зультате У ь мышления. Отрицательная сторона данной ситуац ц незави д том, что аргументы разных людей зачастую кажутч! заключай длительными, что бывает трудно выбрать между ни насто-яь яе собственная позиция у ребенка не формируется, В этоМ тикает в голове мешанина мыслей, трудно разрешим вместо н и ребенок, вместо того чтобы становиться интелл протирор оятельным, напротив, может стать интеллектуалы туальНО с е. случайным образом переходить от одной тоц конформи 'й, которая в данный момент времени ему почему зрения к Неправильной. "1 кажется о" говоря о воспитательном воздействии средстб мае

До сих " ц, мы не касались тех из них, которые напрямую ев щ)й инфор"" и и, пожалуй, даже более, чем информация общест ны с куького характера, воспитывают личность. Здесь в пере: но-полити росления ребенка также идет довольно острая внут] ный периоЛа разворачивается между усвоением так называв чяя борь упрощенной, примитивизированной культуры, и и массовой, >' настоящей, признанной в мире и получающей высс кой куьтУ листов. Идет внешняя и внутренняя борьба ме оценку У к средством развлечения и культурой как средой культурой язвития человека. При переходе общества к рыно личностной ' поначалу являются <дикими> и, к сожалению, отношени сть культуры, усиливая в ней меркантильное, комИ никаюТ " развитие которого нередко наносит ущерб не тс цеское нач 'р но и воспитанию подрастающего поколения. Вс амой куп1'д1,езнейшую современную проблему в нравстве составляет.й. воспитании увеличивается разносторонность воспитать

с возр, личность ребенка и растут противоречия в воз воздействий щых различными социальными институтами. Н виях оказ "колы может не вполне соответствовать тенденц' мер, 'влияН цйного воспитания. Школьные и семейные тра. традициям ц в конфликте с влияниями средств массовой ин(1 могут оказ обы ребенок мог самостоятельно справиться с цци. Для т0 у необходима активная помощь взрослых, п проблемам а и родителей. вего у ОБЩЕНИЕ С ЛЮДЬМИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: