Его влияние на развитие личности

Цые институты, влияние которых на личность; '1 ди в предыдущем параграфе, действуют на г ' досредственно, а через малые группы, членом

".. -Г -- - -- -~--з -.">,...у....".>; личности не через общение с людьми, которые окружают ребенокявах..-....-.....---

"& в этих ту"

._.."." уа1а - а разного рода играх. В более стар-Все соиИи в предыдущем параграфе7действуютн7р'а Д " У" и труд.

к. обсуредственн а чзме группы, членом кН н'""" "Р" УР РT" Р-чси не ез общение с людьми, корые окружаютД Ребен" ' <"инием. /7 уровень - это игровые действия нявх. Это - члены семьи, товарищи по ассу, ' производящие поведение взрослых и направленные на

ка в этих грУ"

(10 дому, отдельные люди, с которыми ребенок вступает в контакты. Не столько общение, сколько отношения с этими людьми определяют развитие личности.

Это развитие может идти нормально лишь при достаточно благоприятных взаимоотношениях, в которых создается и действует система взаимной поддержки, доверия, открытости, обнаруживается искреннее стремление общающихся друг с другом людей бескорыстно помогать друг другу, способствовать развитию друг друга как личностей. При плохих взаимоотношениях, напротив, возникают препятствия на пути личностного совершенствования человека, так как люди перестают доверять друг другу, проявляют себя по отношению друг к другу в основном с отрицательной стороны, не обнаруживают желания помогать друг другу.

В общении возникают более или менее устойчивые представления ребенка о самом себе. Они выступают как непосредственное отражение в его сознании того, что о нем думают окружающие люди. Общение играет весьма существенную роль в становлении и развитии самосознания, и правильный образ <Я> складывается у ребенка лишь тогда, когда окружающие его люди в этом искренне заинтересованы.

Процесс собственно личностного развития ребенка под влиянием взаимоотношений, складывающихся с окружающими людьми, можно представить следующим образом. В доступных для ребенка (с учетом его возраста) видах деятельности образуются соответствующие формы общения, в которых ребенком усваиваются правила и нормы человеческих отношений, развиваются потребности, формируются интересы и мотивы, которые, став побудительной основой личности, ведут к дальнейшему расширению сферы общения и, следовательно, к появлению новых возможностей для развития личности. Выход ребенка в новую систему деятельности и общения, включение его в орбиту межличностных контактов новых людей, обращение к новым источникам информации фактически означают переход к следующей, более высокой ступени развития.

А. Н. Леонтьев считает, что развитие личности ребенка находит свое выражение в изменении иерархии мотивов деятельности. Прежние мотивы теряют свою побудительную силу, рождаются новые, приводящие к переосмысливнию отношений с людьми и собственного поведения. Те виды деятельности и формы общения, которые Режде играли ведущую роль, теперь отодвигаются на второй план. "яются интересы и цели, в целом смысл жизни для ребенка, наступает новая стадия его личностного развития. Преобразование обще-"ия, усложнение и обогащение его форм открывают перед ребенком возможности для личностного роста. Первоначально эти воз-"ости складываются внутри ведущих видов деятельности, а для и дошкольного возраста - в разного рода играх. В более стар- возрасте к игре добавляются учение и труд.,...." - Элмпиии п.,",.-.- -.-- развития детских игр,

стремлением к их удовлетворению и социально-культурными ностями (традиционный фрейдизм), или с возникновением пер жизненных неудач в удовлетворении важных потребностей, коте ведут к появлению комплексов (неофрейдизм). В том и в другом чаях начало развития личности драматически связывается с гл кой психологической травмой и сильным эмоциональным переяц нием - аффектом, следы которого сохраняются и остаются у реД ка в течение всей его жизни. Дальнейшее развитие ребенка как.' ности определяется тем, насколько ему удается пережить соот ствующую травму и избавиться от комплексов. Весь процесс личи ного преобразования в рамках этого подхода изображается как ба бессознательных влечений, порождаемых или органическим требностями (половая потребность, страх, агрессивность), или н лексами. Личностные новообразования здесь рассматриваются итог и результат соответствующей борьбы. Роль социально-восщ" тельных влияний сводится к формированию защитных механь личности.

Понимание развития личности в психоаналитической трад исходит из того, что в большинстве случаев жизни мы не знаем 1 или не в состоянии определить, почему люди поступают так, а не1 че. Истоки поведения усматриваются в <Оно> - бессознател1 Социальным регулятором поведения является <Сверх-Я>. В проД индивидуального развития ребенка эти три уровня функциони ния личности - <Оно>, <Я> и <Сверх-Я> - не возникают оди менно. Онтогенетически первым появляется <Оно>, присутству уже с момента рождения. <Я> развивается в процессе возрастай усилий ребенка, направленных на удовлетворение его основиЦ требностей через взаимодействие.с окружающими людьми. V несколько лет появляется <Сверх-Я> как своеобразное в> нее представление социальных ценностей и норм. Практй пути преобразования <Оно>, <Я> и <Сверх-Я> сложным о' переплетаются со стадиями детского психосексуального тия.

Личность новорожденного согласно психоаналитической состоит из единственного компонента - <Оно>. Этот 'ком включает в себя все то, что является прирожденным, прежде в инстинкты. Либидо - источник энергии, связанный с инст жизни, существует внутри <Оно> и представляет собой опреД средство давления на психику и поведение ребенка, оздаюй пряженность, требующую разрядки. Блокирование высвобоз энергии либидо переживается ребенком как страдание. Пей чески либидо принимает форму потребностей. При их удовлет младенец испытывает положительное чувство и действует на <принципа удовольствия>, стремясь получить как можно'' удовлетворения и как можно скорее, избежав при этом неудя вия или страдания. В число потребностей, составляющих <Оно>, входят, по Фрейду, потребности в пищи, воде, тепле и которые обычно называют органическими или телесными.

Со временем у ребенка развивается сознание, самая ранняя форма которого выступает в виде так называемого первичного процесса, представляющего собой фиксацию в памяти младенца объектов, удовлетворяющих его врожденные потребности. На следующем этапе развития личность приобретает то, что позволяет ей осознавать природу социального окружения, а также требования, исходящие от <Оно>, чтобы выработать реалистические способы высвобождения заключенной в нем энергии. Этот второй компонент психологического аппарата личности в психоаналитической теории имеяуетсй <Я>.

3. Фрейд полагал, что <Я> возникает из <Оно>, со временем отделяется и наполняется его либидозной энергией. Первичный процесс <Оно> создает образы вещей, которые удовлетворяют потребности, но сам по себе образ является лишь шагом на пути удовлетворения потребности. Другой компонент структуры личности - <Я> - необходим для того, чтобы, говоря словами Фрейда, <воплотить мечту в действительность>. <Я> есть часть <Оно>, которая изменена прямым влиянием внешнего мира через его сознательное восприятие и осмысление. С <Я> связывается самосознание индивида, оно мыслится как инстанция, принимающая решение о том, как действовать в определенной обстановке.

Поскольку в принятии жизненно важных решений <Я> ориентируется, с одной стороны, на потребности <Оно>, а с другой стороны, вынуждено принимать во внимание реальные условия, в которых действует индивид, основным принципом функционирования структуры <Я> считается принцип реальности. Он представляет собой осознание условий и объективных требований реального мира, поиск таких способов удовлетворения потребностей, которые в данных условиях социально и морально приемлемы. Акты решения жизненных проблем на уровне <Я> называются вторичными процессами. Индивидуальные особенности восприятия, запоминания, мышления и поведения развиваются в ходе непрерывного взаимодействия между потребностями <Оно>, формирующимися сенсорными органами, и осознанием со стороны <Я> сложности мира.

С первых лет жизни ребенок встречается с многочисленными правилами поведения, указывающими на то, что можно и чего нельзя, что хорошо и что плохо, что морально и что аморально. Система поощрений и наказаний, применяемых родителями и другими взрослыми, позволяет ребенку осознать и усвоить нормы и правила поведения. в течение детских и юношеских лет ребенок приобретает обность судить о том, что хорошо и что плохо, у него вырабатываются собственные моральные суждения, складывается соответст-,Уая система ценностей. Она и составляет третий компонент лич-"ти-<Сверх-Я>.

Сверх-Я> контролирует <Я>, отдает ему приказы, судит и угро-т санкциями, постепенно замещает родителей и взрослых в само- "ании ребенка. <Сверх-Я> имеет два аспекта: актуальное сознание Деальное <Я>. Актуальное сознание представляет запретное в ми-вещи, за которые ребенок серьезно наказывается. Идеальное

<Я> представляет собой должное: позитивные моральные ценнс усвоенные ребенком.

В соответствии с изложенными представлениями о структур генезисе основных компонентов личности 3. Фрейдом была разряд тана получившая широкое распространение в мире, прежде вс в США, концепция стадий психосексуального развития детей. Выг дит эта концепция следующим образом. Наиболее значим эмоц1 нальный опыт, приобретаемый в детстве и юности,- тот, котор связан с расходованием энергии либидо, заложенной в особенно ч ствительных телесных зонах, на которые в различные момея индивидуального развития ребенка ориентируется его внимай Эти зоны, называемые эрогенными, в хронологической последа тельности повышения их значимости в развитии, представляют бой рот ребенка, анальное отверстие, гениталии. В определен момент времени индивидуального развития та или иная эрогеи зона становится объектом главного внимания ребенка в высвобоЯ нии энергии либидо. С ее помощью ребенок не только получает < сорные (сексуальные - в широком, фрейдистском значении э1 термина) удовольствия от этих зон, но и его отношения с люды значительной мере зависят от их внимания к этим зонам. 3. Ф{ допускает, что социальные личностные отношения, которые ра ваются у ребенка, его чувства к себе самому и к другим людям, собы общения и обращения с собой и с другими основаны на ог который ребенок приобретает на каждой из стадий его психосекс)) ного развития. В индивидуальном развитии ребенка фрейдисть деляют по крайней мере пять таких стадий: оральную (от рожд до одного года), анальную (от одного года до двух-трех лет), ин тильно-генитальную (около трех-четырех лет), латентную (от' четырех лет до подростничества) и зрело-генитальную (после1 росткового возраста).

На оральной стадии развитие ребенка зависит от удовлетво его потребностей в пище, питье и кислороде. Он активно ней мир, прикасаясь губами и ртом ко всем предметам. Опыт, ко ребенок получает на этой стадии, влияет на его установки и от ния, которые он проявляет на следующей стадии развития. Одн же объекты, способные как удовлетворить,.так и препятст удовлетворению актуальных потребностей младенца, могут 1" вызывать у него амбивалентные чувства. Такое отношение у м ца может, например, сложиться к матери. Неудовлетворенное зывает агрессивную реакцию: ребенок бьет, отталкивает, брос что препятствует удовлетворению потребностей. Иногда имеет'1 фиксация на оральной стадии развития, которая происходит:' ствие нерегулярного и недостаточно полного удовлетвс актуальных потребностей ребенка. Неразрешенные конфликту денчества фиксируются в сознании ребенка и могут оказать М на его последующее развитие. В частности, это может прояви повышенной агрессивности и в склонности к резкой и неспр йой критике других людей. Явление фиксации может набли


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: