Возможности, заметив

' ичности. Попробуем проследить эти иизмимписги, заметив, что дзникновение новых мотивов общения фактически означает появле-"е новых его видов по аналогии с тем, как развитие видов пред-"ет-ной деятельности соотносится с развитием мотивов познания.

Общение, связанное с удовлетворением органических потреб-дсгей ребенка, влияет на формирование у него самой по себе потребности в общении с людьми. Общение, преследующее познавательные,]и, способствует развитию потребности в знаниях, познавательЬых интересов детей. Игровое общение создает благоприятные условия дня развития контактности, умения ладить с людьми, а также совершенствует социально важные ролевые формы поведения. Деловое общение ведет за собой развитие таких качеств личности, как инициативность, предприимчивость, умение слушать, понимать, правильно воспринимать и оценивать людей. В интимно-личностном щбшении происходит становление нравственных качеств личности Человека, его морали. Профессиональное общение развивает те личностные свойства, которые у человека проявляются в его профессиональной деятельности.

Наряду с развитием видов общения в онтогенезе идет процесс совершенствования средств общения. М. И. Лисина считает, что одетей имеются три основных вида средств общения: экспрессивно-моциональные, предметно-действенные и речевые. <Первые выра-кают, вторые изображают, а третьи обозначают то содержание, юторое ребенок стремится передать взрослому или получить от юго>'. Последовательное появление названных средств общения свя-ано с основными этапами речевого развития детей.

На протяжении первых семи лет жизни возникают, дополняя руг друга, четыре основные формы общения: ситуативно-личност-ая (первое полугодие жизни), ситуативно-деловая (от шести меся-ев до двух лет), внеситуативно-познавательная (от трех до пяти ет) и внеситуативно-личностная (от пяти до семи лет). Ситуатив-ч-личностное общение наиболее ярко проявляется в комплексе кивления. Ситуативно-деловое общение охватывает предметные г?ы ребенка со взрослым. Внеситуативно-познавательное общение вязано с развитием общей познавательной активности, в результате "орой, изучая окружающую действительность, ребенок задает Рослому множество вопросов о предметах и явлениях. Внеситуа-чоличностная форма общения служит познанию ребенком мира и и человеческих взаимоотношений. Дошкольник, достигший "о Уровня развития, проявляет стремление к взаимопониманию с <ающими людьми.

"Держанием общения, которое служит воспитательным целям, тся передача от человека к человеку полезной информации, "ове которой люди могут формироваться и развиваться как ти. Эта информация включает ценности, нормы и формы пове-"сина М. И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни // Хресто- возрастной и педагогической психологии. М., 1981.- С. 109.

дения оценки и представления, идеалы, цели и смысл жизни. Л оинятия одним человеком в общении с другими людьми зав] отношения людей Друг к другу. Данные отношения, в свою о опоеделяются эталонами межличностного восприятия.

В процессе познания людьми друг друга эти эталоны выи ль моки которая прикладывается к одной личности и опр< ее воздействие на другую личность. Как таковые, эталоны не< хооошо осознаются человеком, который их использует. В ни жаются особенности тех социальных групп, которые являются Рентными для данного индивида. По мнению А. А. Бодалева, возрасте эталоны обычно являются конкретными и отожд>

семи или иными людьми, выбираемыми в качестве.] объекта для подражания или <героя>'. С возрастом эталоны.; становятся все более обобщенными, связанными с нравствен ПОУГИМИ идеалами, ценностями и нормами. Они вместе с те тся более дифференцированными и различными у разных поццем у подростков можно обнаружить первые отчетливые и


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: