Видеть своих детей

Оказалось, что желание родителей видеть своих детей стремя-ццмися к достижению успехов далеко не всегда совпадает с поведением и мотивацией самого ребенка. У детей сверхтребовательных родителей больше выражен мотив избегания неудачи, чем мотив достижения успехов. Выяснилось, что оптимальным для ускоренного раз-"тия мотивации достижения успехов у детей является такой период деизни, когда у ребенка уже сформировалась выраженная.аффективная реакция на успех и неудачу, но вместе с тем эта реакция рще является достаточно общей, не связанной со специфическими циальными ситуациями.

Лучшие результаты в воспитании мотивации достижения успехов получаются в том случае, когда родители правильно оценивают способности своих детей, и худшие-тогда, когда способности детей 1 сильно завышаются или занижаются родителями. К этому следует добавить необходимость предъявления ребенку умеренных требовали, так как чрезмерная требовательность не ведет к развитию сильной мотивации достижения успехов даже в случае адекватной оценки детьми своих способностей.

Более сильный мотив достижения, ориентированный на успех, складывается, по-видимому, тогда, когда успех ребенка сопровождается его похвалой и демонстрацией со стороны взрослого человека, общающегося с ребенком, своего личного расположения к нему. При этом неудачи ребенка, в особенности те, по поводу которых он сам сильно переживает, как бы не замечаются взрослым, но вместе с м к ребенку предъявляются достаточно высокие требования, касающиеся качественных и количественных результатов его деятельности.

'; Для младших детей преобладание положительных или отрицательных эмоций имеет большее значение, чем для детей старшего зозраста. Для последних важнее уровень родительских стандартов, которых они могут прямо или косвенно судить по тому, за что их Поощряют или наказывают родители. Высокие стандарты достижений, устанавливаемые родителями для детей, сказываются на их Мотивации достижения успехов. Такие родители более эмоционально Реагируют на успехи детей: положительно при удачах и отрицатель- при неудачах.

Установлено, что если матери поощряют старание детей, то, ока-вшись в детском дошкольном учреждении, такие дети сами начи-Ют проявлять повышенную инициативу в играх и учении. В раннем детстве у детей формируется еще одно важное качест-' которое вместе с уже рассмотренными полезными личностными ствами играет важную роль в дальнейшей жизни ребенка. Это мление к признанию и одобрению со стороны окружающих ди-На базе данного качества возникают такие достоинства, как ричивость, целеустремленность, работоспособность, уверенность и многие другие. С данным качеством также связано становле-Ответственности и чувства долга у человека. Писанный комплекс личностных свойств был бы незавершенным и не стал бы обладать достаточной стимулирующей обеспечивающей полноценное личностное развитие ребенка с, требований современной жизни, если бы не был дополнен еще11 важным свойством: самостоятельностью ребенка в суждей поступках. Благоприятные условия для воспитания данного ка также складываются в раннем детстве. Уже к трем годам р открыто заявляет о своих претензиях на самостоятельность, ад лому необходимо это вовремя заметить и поддержать. Л

Следует также стимулировать каждую попытку ребенка вершению самостоятельных действий: самостоятельность мыш] самостоятельность принятии решений, самообслуживание, стоятельность в практических действиях и т. п. Продвигав за шагом, воспитание самостоятельности должно постелен* пространяться от сравнительно простых к более сложным дей и ситуациям, последовательно вести к расширению жизй опыта ребенка.

Существенное значение для дальнейшего развития лЦ имеет не только раннее воспитание самостоятельности, нс>1 соответствие требований, предъявляемых ребенку, его возмо и уже достигнутому уровню интеллектуально-личностной зрЦ Заметим, что раннее воспитание самостоятельности у детей,'1 жающее естественный ход их развития, придает особый вес оценке достижений ребенка при формировании у него мотив жения успеха.

Как одну из главных задач актуального воспитания детей рассматривать задачу формирования с раннего детства вну1 свободы ребенка. Без такой свободы мы никогда не осуи подлинную перестройку сознания людей и не достигнем в наи> не высокого уровня социально-экономического развития. М1- ленные неудачи в прошлом, связанные с попытками сов подобных переворотов в сознании (имеется в виду многовеков рия Российского государства) не в последнюю очередь оЦ лись недостатками в теории и практике воспитания детей. 1 ние дел в нашем веке усугубила господствовавшая в течений десятилетий после Октябрьской социалистической революцщ непонятая коллективистская система воспитания, о сущее недостатках которой говорилось в предыдущей главе. Вместо тивиста как индивида, не имеющего своего, отличного от кс лица и полностью зависящего от него, необходимо с раннег формировать свободную, независимую личность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: