Самовоспитание подростков и юношей

Одно из наиболее примечательных явлений, связаны ростковым возрастом,- это сильная тяга к самовоспитаннюЩ ный процесс самовоспитания начинается именно в этомг и обычно продолжается в той или ийой форме в течение все дующей жизни человека. Говоря о начале самовоспитатя ростковом возрасте, мы имеем в виду тот факт, что, достиг раста 12-13 лет, дети впервые начинают задумываться: можностями интеллектуального и личностного самосовер1 вания и предпринимать для достижения этой цели сознав целенаправленные усилия.

Самовоспитание проходит определенный путь развит попытаться охватить его основные возрастные ступени, то его преобразования с возрастом представляется следующи> ступень - физическое и волевое самовоспитание, подростю раст. Типичной целью в этом возрасте является волевое <Ц ское самосовершенствование подростка, а задача - улучит левых качеств личности, таких, как смелость, выносливое обладание, выдержка, уверенность в себе и др., - через п специальных средств и упражнений. То же самое касается ского развития, в связи с которым многие дети в этом возрац нают заниматься физической культурой и спортом. "

1дрнь - нравственное самосовершенствование, ранний юношеский 1>озр- Наиболее часто встречающаяся цель самовоспитания в это 1емя - духовное, моральное развитие, понимаемое как выработка у 1себя благородных качеств личности: порядочности, доброты, щед-1рости-верности другу, преданности любимому человеку, готовности рийти на помощь и др. Третья ступень - профессиональное самовоспитание- средний и поздний юношеский возраст, начало взрос-1лости (от 20 до 40 лет). Этот период жизни можно рассматривать как 1,ремя делового самосовершенствования, связанного с развитием у еловека целого комплекса профессионально необходимых качеств, включая способности, умения и навыки, важные для успешной рибо-1 по избранной специальности. Цель профессионального самосо-юршенствования, возникнув в этом возрасте, у многих людей закрепляется и становится одной и главных в жизни. Четвертая ступень - социально-мировоззренческое самовоспитание, период жизни после 0-45 лет. Здесь задачей самосовершенствования становится выра-ботка социальной позиции, мировоззрения, определенного взгляда ва жизнь. Иногда встречается и пятая ступень, соответствующая постановке и реализации человеком цели самоактуализации, отмеченной как высшая ступень личностного развития в гуманистической психологии.

Две из пяти перечисленных ступеней в развитии самовоспита-1вия человека приходятся на подростковый и ранний юношеский розрасг. Успешность занятий личностным самосовершенствованием эти годы, его результаты определяют характер человека как личности.

Как лучше всего помочь подростку или юноше в их физическом, тюлевом и нравственном самосовершенствовании? Ответить на этот вопрос можно следующим образом. Во-первых, следует поощрять и активно поддерживать стремление детей к самовоспитанию, начиная с появления первых его признаков. Подростку в его физическом

мовоспитании лучше всего помогут, конечно, занятия физической Чьтуройи спортом. Особенно полезны для детей игровые виды спорта, а также легкая атлетика, плавание, комплексные физические упражнения, многоборье, способствующие разностороннему и гар-"оничному физическому развитию организма. В этих же занятиях №лохо вырабатываются и волевые качества личности.

Систематические занятия физической культурой и спортом не "1<ны преследовать цель обязательного установления рекордов. равное, чтобы они доставляли ребенку удовольствие, укрепляли здоровье и улучшали самочувствие. Особенно полезны они для ически ослабленных детей и тогда, когда ими вместе с подрост- ч занимаются родители, учителя, другие взрослые люди. Это, чно, не исключает возможности впоследствии всерьез заняться)а "од руководством опытных тренеров, но тогда воспитатель-Дача становится иной и выходит за рамки простого физичес-Гили волевого самосовершенствования ребенка. ' снятия физической культурой и спортом для подростков полезны тем. что являются хорошей школой для выработки нео(<д мых качеств личности. Это средство, однако, не единственно&1 всегда способно обеспечить всестороннее волевое развитие че ка. Определенные качества воли, выработанные в физических уд нениях, не всегда проявляются в интеллектуальных и других 1 деятельности, не обеспечивают автоматически волю в нравстяд сфере жизни. Существует следующее правило: волевые качества ности следует в первую очередь вырабатывать в тех сферах дея ности, к которым они имеют прямое отношение и в которых на практике проявляться...

Заинтересованное, доброжелательное и деятельное участие 1 лого в самовоспитании подростка обычно помогает ему пове свои силы, преодолеть кризисные явления и комплексы, харак для данного возраста. Большую роль в самовоспитании подрос юношей играет пример взрослого. Дети данного возраста част ражают именно взрослым и стараются вырабатывать у себя Ли, ные качества, которые замечают у значимых и авторитетных лых людей, а также детей более старшего возраста.:

Сложная в психолого-педагогическом плане ситуация, свя с самовоспитанием, возникает тогда, когда старшие школьим киваются с проблемой нравственного самосовершенствования им приходится встречаться со множеством противоречий и п Одна из них - стремление детей этого возраста к романтиз! царству и приключениям, навеянное соответствующей литера фильмами. В современных социальных условиях такое стр< часто сталкивается с прагматической ориентацией, порождав> номическими условиями жизни. Если романтический идеал тр личности аскетизма и скромности в своих притязаниях, в ч< материальных, то прагматический, напротив, порождает ст к материальному благополучию и роскоши. Романтическая 1 ция предполагает уединение, прагматическая-активное с Первой свойственна покорность судьбе, второй - борьба. {" антиномий чисто нравственного характера, возникающих прК новении романтических идеалов с реальной современной тельностью, можно было бы продолжить. Главная трудносЩ ствления выбора между ними в самовоспитании состоит в том юношей просто отказаться от одной из целей-романтичен прагматической - в пользу другой невозможно. Но можно < единить, и если да, то как?

Первейщая задача воспитателя, работающего с детьми. кого возраста, заключается в том, чтобы показать им, что в тельности романтические и прагматические идеалы и Д" вполне совместимы друг с другом, что юноше или девущЙЙ не следует обязательно отказываться от одного в польз так как романтику и прагматику можно соединить на уров1 духовных и материальных человеческих ценностей. Мож> мер, быть достаточно прагматичным, предприимчивым и вым человеком и в то же время в нравственном отношении

Д весьма порядочным, проявляя доброту, сострадание к людям, в том д)сле и к своим конкурентам. Такие качества, как показывает история бизнеса, действительно отличали лучших представителей отечествен- (дореволюционных) и зарубежных деловых людей'. В частности, дромышленники России конца прошлого - начала нынешнего века, дучи хорошими предпринимателями, внесли немалый вклад в раз-яитие культуры и образования.

Для подобного воспитания современных юношей и девушек 'им жно рекомендовать наряду с чтением литературы романтиче-дой, героической и приключенческой направленности обращаться и лучшим произведениям деловой литературы, особенно тем, кото-де содержат в себе биографические сведения о наиболее выдающихся личностях в этой сфере. Важно помочь молодым людям найти у прагматически ориентированных героев таких произведений при-)декательные нравственные и романтические черты и, наоборот, искать и находить у романтиков полезные деловые свойства.

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: