Квалификационные требования, права и обязанности практического психолога. 1

К человеку, претендующему на должность практического лога в системе образования, предъявляются определенные фикационные требования. Основное из них состоит в том, кой человек должен иметь диплом о высшем психологическое альном образовании. Такой диплом выдается или лицам, о шим полный курс обучения в университете по специальности < логия>, или тем, кто прошел обучение на спецфакультетах циальности <Практический психолог в системе образования> рые могут создаваться при различных, в основном педагор высших учебных заведениях. Кроме глубокого знания психе объеме, позволяющем вести профессиональную работу, пра му психологу необходимы знания, умения и навыки в облает) диагностики, психотерапии, психокоррекции, патопсихологии тологии, психологического консультирования и ряда других.д ничных с медициной, педагогикой, социологией, правом. Ему1 необходим достаточный опыт практической педагогической р1 детьми, поэтому на спецфакультеты по переподготовке по сйЦ ности <Практический психолог в системе образования> в о принимают лиц, уже имеющих высшее педагогическое обра1 и опыт работы в школе или в дошкольном учебно-воспитаШ учреждении.

Все то, о чем говорилось выше, составляет общие тре предъявляемые к практическому психологу. Среди множеств требований есть и специальные, относящиеся к практически логам, занятым в специфических видах деятельности психол кой службы, таких, например, как психодиагностика, асиход кое консультирозание, психокоррекция, раббта с трудными отстающими в развитии, отклоняющимися в поведении. Спе1 по психодиагностике должен в совершенстве владеть соотве щими методами, причем быть способным давать квалифиц ную оценку возможности их применения на практике. Кро1 ния психологических методик и правил их конструировав проверки, такому специалисту необходимы достаточные знай ласти математической статистики, программирования на ЭВД зования ими.,

Профессиональная специализация практического психолоя ласти консультирования предполагает хорошее знание техник нологии психотерапевтического человеческого общения, проВ! бесед, интервью, способность привлекать внимание людей к се< полагать и убеждать их. Для этого психолог-консультант доляб вильно воспринимать и хорошо понимать людей, вызвать. доверие и быть убедительным в психологических воздействиях дей. Следовательно, при подготовке практических психолоп сультантов особое внимание должно быть обращено на усвоев знаний, умений и навыков, касающихся межличностного оС

Психокоррекция - это особо сложная сфера прикладной работы, вторая рассчитана на умение оказывать практическое воздействие "а любого клиента. Поэтому психолог, специализирующийся в этой Области, должен хорошо владеть техникой организации и проведения циально-психологических тренингов в их различных формах, приемами психоанализа и другими психотерапевтическими техниками. Подготовка высококвалифицированного специалиста в этой области требует гораздо больше усилий и времени, чем, например, подготрв-ца психодиагноста или консультанта.

Особые квалификационные задачи возникают тогда, когда речь 1цдет о подготовке практического психолога, которому предстоит работа с трудными детьми. Если это дети с отклоняющимся поведением, то практический психолог, занятый в учреждениях, где они держатся, должен знать законы и правила, действующие в учреждениях подобного рода, а главное - иметь личную склонность к [работе с такими детьми в соответствующих учреждениях. Те же [требования предъявляются к практическому психологу, имеющему (дело с детьми, отстающими в своем развитии. \ 1 Менее строгие, но специфические требования предъявляются [к практическим психологам, которым предстоит работа в учрежде-[яиях интернатного типа для детей, лишенных попечения родителей: [домах ребенка, детских домах, специализированных школах-интерна-рх. Воспитатели в этих учреждениях должны по-возможности заменять детям отсутствующих родителей, и это в первую очередь [относится к работающим в таких учреждениях практическим психологам. У детей, содержащихся в учреждениях подобного типа, нередко отмечается повышенная по сравнению с обычными детьми потреб-юсть во внимании к себе со стороны окружающих взрослых людей, 1 эмоционально-положительных контактах и общении с ними, в юброжелательности, в человеческом тепле и ласке. Кроме того, у де-№й, содержащихся в учреждениях интернатного типа, нередко имеется отставание в развитии, как интеллектуальном, так и моральном, 1 также отклонения в сфере межличностных отношений.

Особое положение практического психолога среди работников образования, которое делает его главным лицом в защите интересов бенка, порождает несколько иное соотношение его прав и обязанностей по сравнению с тем, которое имеется у большинства других дагогов или у человека иной профессии. Если во многих случаях ризни в профессиональной работе людей на первом месте находят- права, а на втором обязанности, то для практического психолога рактерен (как, впрочем, и для врача) приоритет обязанностей Ред правами, долга перед претензиями, связанными с личными гересами. Многие из прав, которыми обладает практический пси-Дог, тесно связаны с его обязанностями, вытекают из них и без них ализоваться не могут. Психолог, в частности, обязан (и имеет аво):

- активно защищать интересы ребенка, если они нарушаются ч-лабо из лиц, ответственных за его обучение и воспитание;

- принимать самостоятельные профессиональные решения делах своей компетенции;

- вмешиваться в методы обучения и воспитания детей, в не способствуют развитию ребенка и тем более наносят ем

- добиваться от лиц, обладающих соответствующими по чиями (администрация учебно-воспитательных и других учре руководители органов народного образования, учителя, восш родители), всяческого содействия ребенку и своевременного} тия позитивных решений, касающихся судьбы ребенка;

- лично участвовать в проведении медико-психологичёс фектологических и судебно-психологических экспертиз и исс ний детей, а также тех лиц, которые связаны с их обучение? питанием.

Свои обязанности практический психолог реализует в с1 ной профессиональной деятельности, основные направления' нами были рассмотрены выше. Его права могут быть за(юридически, социально и морально. Юридическая защита лагает существование законов, в соответствии с которыми 1 строит свою работу и отношения с другими лицами, занять чением и воспитанием детей. Такие законы могут сущее приниматься и иметь силу на государственном и местном,! В настоящее время защита прав практических психологов. стране обеспечивается теми документами, которые принимаю вительством, Министерством образования, республиканским выми, областными, городскими и районными органами власт ствляющими на подвластных им территориях законотворческ ции. Основным таким базовым документом является Прло психологической службе.

Социальная защита прав практических психологов обесп ся организациями, деятельность которых затрагивает сферу вания. Это - ассоциации практических психологов, педагс ски? и образовательные фонды, центры обучения и воспитай средства массовой информации. Моральная защита деяч практических психологов в сфере образования состоит в их) ке общественным мнением.

Часть вопросов в своей практической работе психоло; полностью самостоятельно, часть - во взаимодействии с специалистами, имеющими отношение к обучению и воспит тей. К числу тех проблем, которые психолог должен став> шать самостоятельно, относятся проявление инициативы в исследовании вопросов психолого-педагогического характер кающих в учебно-воспитательном процессе, выбор методов. вания, проведение обследования, интерпретация его рез формулировка выводов и рекомендаций, вытекающих из <Щ же можно отнести своевременное выявление, предупрежден ранение доступными практическому психологу средствами. ний или нарушений в психическом развитии детей и п{ занятий с детьми по курсам человековедения, этики и пс

Змеиной жизни, ряду других, где используются психологические зна-1)ця. Совместно решаемые проблемы включают в себя формирование у педагогов, родителей, заменяющих их лиц 'общей психологической культуры, минимума знаний, необходимых для правильного обучения и воспитания детей в современных условиях, а также желания и готовности педагогов использовать эти знания в работе с детьми с целью их ускоренного интеллектуального и личностного развития. Вместе с педагогами, врачами и социологами практический психолог участвует в создании условий для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе, начиная с [младенчества и до окончания школы. Совместная работа многих спе-(иалистов требует своевременного определения у детей таких качеств 1 свойств, которые свидетельствуют о наличии у ребенка особых пособностей, и выработки рекомендаций по индивидуализированному обучению и воспитанию таких детей, включая разработку и экс-1ертизу специально предназначенных для них программ развивающего обучения. В сотрудничестве с администрацией учебно-воспита-1ельных учреждений практический психолог решает задачи по оптимизации управления педагогическим коллективом, улучшению существующей в нем морально-психологической атмосферы. 1 Вместе с учителями и воспитателями психолог занимается комплектованием классов и учебных групп, проводит систематические едико-психологические и социально-педагогические обследования детей на протяжении всего детства, участвует в анализе результатов [таких обследований, в проведении установленной законом медико-1сихологической экспертизы детей с нарушениями в психическом [развитии и аномалиями поведенческого характера. В сотрудничестве 1 администрацией учебно-воспитательных учреждений, учителями и [воспитателями практический психолог оказывает воздействие на ребенка с цеыо исправления его поведения, ускорения интеллекту-1льного и морального развития.

Спорные вопросы, которые возникают в работе практического Психолога, в зависимости от их характера решаются компетентной эмиссией, состоящей из независимых профессиональных психологов, яи комиссией, включающей в свой состав специалистов разного ррофиля. Если речь идет о проблемах, относящихся к тем перечис-нным выше видам работ, которые психолог выполняет самостоя-льно, то такие проблемы, как правило, решаются специальной комиссией, включающей высококвалифицированных профессиональных ихологов. Такая комиссия может создаваться и функционировать, пример, при одном из вышестоящих научно-методических центров 'сихологической службы в системе образования. Если дело касается Фоблем, связанных с принятием ответственных решений относитель- жизненной судьбы ребенка, то они рассматриваются с обяза-1ьным участием самих детей (если они достаточно взрослые), Жителей или заменяющих их лиц, а также психологов, медиков, фектологов и педагогов, причем каждый из членов таких комис- обладает правом решающего голоса при обсуждении подобного

рода проблем и принятии по ним ответственных решений. чает, что любое из принимаемых решений признается не тельным, если хотя бы один из членов комиссии с ним не < за исключением некоторых случаев медико-психологического; дебно-психологического характера, процедура решений строго определена в соответствии с законом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: