Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения

В период позднего Средневековья возникает период Возрождения (приблизительно XIV-XVI века). В эпоху Возрожде­ния формально остается в силе центральное положение Бога, но действительным объектом философского интереса становится человек (антропоцентризм), возрождаются признаки гуманиз­ма. Благодаря творчеству целой плеяды выдающихся филосо­фов формируется новое философское мировоззрение.

ê Николай Кузанский (1401-1464) — кардинал.

Развил тео­рию предельного перехода, которую проиллюстрировал математическими примерами. Часть окружности (дуга) при увеличении ее радиуса максимально приближается к ее касательной (прямой) и, наконец, совпадает с ней; две стороны треугольника при умень­шении угла между ними объединяются в одну прямую и т. д. Во вселенском масштабе абсолютным пределом всего является Бог, в нем максимум и минимум сливаются воедино. Значение филосо­фии Кузанского состоит в попытке судить о мире на основе прин­ципа посюсторонности, опираясь на математические истины.

ê Марсилино Фичино (1433-1499) возглавлял во Флорен­ции академию Платона, которого почитали наравне с Христом.

В академии высоко ценились дискуссия и литературный вкус. Центральными философскими темами являлись: достоинство человека, его стремление к нравственному совершенству, пла­тоническая любовь, литературное мастерство.

ê Леонардо да Винчи (1452-1519) — чрезвычайно разносторонний мыслитель, превосходивший своих современников особенно в понимании философии естествознания.

Леонардо указывал на необходимость выявления динамических причин явлений в опыте, их математическое описание в соответствии с определенной теорией. Считал, что в основе практики долж­на лежать «хорошая» теория, при этом ученый руководствуется нормами этики.

ê Мишель Монтень (1533-1592) — автор знаменитых «Опытов», этик.

Стремился обнаружить наипростейшие истоки чело­вечности. Достойными титула человечности считал такие до­бродетели, как нравственная простота и чистота, порядочность благородство, отвага, милосердие. Монтень придает этике, пре­жде всего, земное, посюстороннее, измерение.

Эмпиризм и рационализм в теории познания


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: