Соплодия – сросшиеся плоды, возникшие из цветков одного соцветия. У ананаса ось соцветия срастается с многочисленными завязями и основаниями прицветников в мясистую запасающую ткань. Семена не образуются. На верхушке соплодия всегда находится побег с зелёными листьями. Сходные соплодия у хлебного дерева. У шелковицы соплодие (тутовая ягода) образована сближенными, но не сросшимися сочными семянками, Соплодие опадает целиком. У инжира соплодие формируется из разросшегося сочного общего ложа соцветия, на внутренней поверхности которого из многочисленных цветков образуются плодики-орешки. У свеклы соплодие называется клубочком, оно включает 2 – 6 сросшихся орешка. У каштана настоящего соплодие формируется из нижней синкарпной завязи и содержит 2 – 3 жёлудя луковицеобразной формы.
Распространение плодов и семян.
Распространение семян обеспечивает сохранение вида и захват им новых территорий. Перенос семян осуществляется или внутри плодов, или после их освобождения. Некоторые растения распространяют свои семена сами, их называют автохоры, большинство других распространяют свои семена с помощью внешних агентов. Распространение семян и плодов с помощью ветра называется анемохорией, водой – гидрохорией, животными – зоохорией и человеком – антропохорией.
Лекция №7
Систематика и её задачи.
Основные систематические единицы.
Характеристика и значение низших растений.
1. Что такое систематика?
2. В чём состоят основные цели и задачи систематики?
3. Кто основоположник систематики, какие его положения применяются до сих пор?
4. Что такое таксон?
5. Какая таксономическая единица является основной в систематике?
6. Какие окончания или приставки обычно применяют в систематике растений для обозначения надцарства, царства, подцарства, типа, отдела, класса, подкласса, порядка, семейства, подсемейства, трибы, рода, подрода, вида, подвида, вариации?
7. Какие растения относят к высшим, какие – к низшим?
8. В чём значение водорослей в природе, в жизни человека, в медицине?