Свободная любовь

В углу сцены стоит столик. За ним сидит девушка. Это подруга Коллонтай - Зоя. Перед платформой стоит Коллонтай и ее муж, Владимир Коллонтай. На шее Коллонтай белый шарф.

Коллонтай. Володя, чтобы человечество стало счастливее, надо, прежде всего, изменить социальные и экономические отношения и дать всему народу свободу.

Владимир. Саша, что ты подразумеваешь под свободой, о которой ты вечно беспокоишься? Полная свобода может сделать только хаос. Люди должны иметь законы, конечно, справедливые и твердые!

Пушка высвечивает Зою за письменным столиком. В руках у нее письмо.

Зоя (читает). Моя милая Зоя, замужество сковывает мои силы. Мне замужняя жизнь совсем не нравится. Я хочу быть писательницей. Мне иногда хочется взять и убежать отсюда и, наконец, развязать свои крылья. Александра Коллонтай.

На эти слова Коллонтай медленным и нерешительным шагом подходит к платформе, стоит рядом, обходит кругом и поднимается на нее. Круг начинает вращаться. На сцене дымовая завеса. Звучит тревожная музыка. Выходят танцоры в легких розовых костюмах, напоминающих платье Любви. Это «армия любви». В пластической композиции они привлекают внимание Коллонтай, пытаясь вывести её из круга. Слышен плач ребенка и голос Владимира.

Голос Владимира. Я еще раз повторяю, что ты для меня остаешься единственным человеком, которого я безгранично люблю и для которого согласен на все.

Голос Владимира доносится эхом. Плач ребенка нарастает, слышен крик «Мама». Музыка становится все насыщеннее. Круг вращается сильнее. Люди двигаются динамичнее, манят и пытаются вывести Коллонтай с платформы все настойчивее. Коллонтай берется за голову.

Коллонтай. Зачем я задумала уехать? На что мне эта свобода, о которой я столько мечтала? Даст ли мне эта новая жизнь то, чего я от нее жду?

Свет гаснет. Полное затемнение. Музыка и голоса прекращаются. На качелях опускается Любовь. Луч света едва высвечивает ее. На словах Любви, Коллонтай срывает с себя белый шарф, достаёт и одевает на шею ярко красный шарф. Платформа медленно увозит её со сцены.

Любовь. Генеральская дочка,

Офицера жена.

На семье ставит точку,

В рев. борьбу влюблена.

То партийный работник,

То она - дипломат.

Потому и сегодня

Про неё говорят:

Что свободной любовью

Просвещала страну,

А сама билась с болью,

Не прощая вранью.

Но умна и красива

Наш Советский посол!

В этом женская сила-

Союз дела и слов.

В правом углу авансцены луч света высвечивает Коллонтай за письменным столиком, за которым сидела Зоя. С ручкой и листом бумаги она увлеченно пишет. На экране рукописью анимацией появляется надпись: «Александра Коллонтай. Любовь трех поколений». На сцену опускается большое полотно - теневой театр. Звучит тревожная музыка. Во время теневого театра Коллонтай произносит вслух то, что пишет.

Коллонтай (увлеченно пишет и произносит). Мать моя вышла замуж по любви за военного. У неё было два сына, и ее считали «образцовой семьянинкой». Муж ее боготворил.

За полотном Женщина и Мужчина. Рядом с ними двое детей. За счет отдаления лампы, как бы издалека появляется мужчина. Женщина и появившейся мужчина поворачивают головы в таком ракурсе, чтоб зритель понял, что они увидели друга.

Свет за полотном теневого театра выключается. Луч света высвечивает Коллонтай.

Коллонтай (увлеченно пишет и произносит). Судьба свела ее с земским врачом Сергеем Ивановичем Веселовским. Моя мать очутилась в объятиях моего будущего папаши.

Женщина и появившийся мужчина обнимаются и целуются. Свет выключается. Загорается вновь, зритель видит беременную женщину.

Коллонтай. Так родилась я…

За полотном - маленький ребенок. За счет приближения лампы ребенок растет.

Коллонтай (увлеченно пишет и произносит). Моя мать застала своего лысеющего, но все еще красивого супруга в весьма недвусмысленном объяснении со скотницей Аришей. Мать без долгих объяснений уложила свои пожитки и вместе со мной переехала в губернский город.

Выросшая девушка с парнем держатся за руки.

Коллонтай (увлеченно пишет и произносит). Я познакомилась с деятельным и тогда видным членом «Союза борьбы». Так как муж был «нелегальный», то кончилось это общим арестом. Из ссылки мне удалось бежать. Муж — остался. Попала я в Петербург.

Девушка за полотном целуется и обнимается с парнем.

Коллонтай (увлеченно пишет и произносит). И раньше, чем я успела опомниться, я очутилась в его объятиях, под градом самых неистовых поцелуев… Я знала, что М. меня любил так, как никогда не любил своей хорошенькой, обожавшей его жены.

Высвечивается живот девушки.

Коллонтай (увлеченно пишет и произносит). К осени я оказалась беременной...

Девушкастоит посередине между двумя парнями. Мигание света. Девушка обнимает то парня справа, то парня слева. Девушка выбирает одного. Танцуют страстное танго. Второй парень уже не высвечивается.

Коллонтай. Я осталась с Константином.

Тени исчезают.

Коллонтай (увлеченно пишет и произносит). Эти оба человека для меня давно — покойники. И судьба их, меня не занимала. Но то, с чем я теперь столкнулась в лице моей дочери, — этого я при всей своей «толерантности» вместить уже не могу…

За полотном маленький ребенок. За счет приближения лампы ребенок растет.

Высвечиваются женщина и мужчина, а посередине ее дочь.

Коллонтай (увлеченно пишет и произносит). За границей, в эмиграции, мы встретились с товарищем Рябковым. С тех пор мы живем, как муж и жена. В прошлом году, когда мы поселились в Москве, я взяла к себе Женю.

Женщина отворачивается, а мужчина и дочь подбегают друг к другу, танцуют страстный танец.

Коллонтай (увлеченно пишет и произносит). Женя и товарищ Рябков сошлись.

За полотном появляется второй мужчина, третий, четвертый и. т. д. Девушка бросается со страстью к каждому, по очереди танцует с каждым.

Коллонтай (увлеченно пишет и произносит). Ни любви, ни сожаления, ни стремления выйти из этого положения... Будто это все так и должно быть, будто это я одна «непонимающая», отсталая...

Высвечивается живот девушки. Она беременна. Женщина и беременная девушка (мать и дочь) друг против друга.

Силуэт матери гаснет. Остаётся только силуэт дочери, полотно теневого театра поднимается, за ним на сцене остается стройная, очень высокая и симпатичная девушка. Это и есть Женя. Она садится на пол и обращается к зрителю. В это же время спускаются качели с Любовью. Происходит поочередное действие.

Женя. Пока мы друг другу нравимся — мы вместе; пройдет — разойдемся. Ущерба от этого никому нет... Разве что из-за аборта придется недельки две-три работу прервать.

Любовь. А дети наши нас умнее,

Не выбирая, любят нас,

А дети наши нас сильнее,

Им наши чувства не указ.

И заявляет свое "я"

Не чья-то дочка, а твоя.

Чему же мы тогда их учим,

Какими видеть их хотим.

На эти строки на экране загорается уравнение: свободный секс – любовь = … Знак «равно» увеличивается.

Женя. Ты радовалась, что мы друзья... Где граница близости? И почему мы можем вместе переживать, вместе забавляться, а целоваться не можем?

Любовь. Когда слепой решает случай,

Что за судьбу подсунуть им?

Чужого выберет в мужья

Не чья-то дочка, а твоя.

Кого родим себе на смену,

Таких же, видно, как и мы,

Зачем же воздвигаем стену,

Чтобы они не знали тьмы?

Во время этих строк на экране фотокадры новорожденных детей, оставленных в Baby Box.

Женя. Вас удивляет, что я схожусь с мужчинами, когда они мне просто нравятся, не дожидаясь, когда я в них влюблюсь? Я знаю, сколько берет времени и сил быть влюбленной. Но понимаете, некогда влюбиться...

Любовь. Решит, нужна ли ей семья,

Не чья-то дочка, а твоя.

Так пусть они узнают тоже,

Что в жизни легких нет путей.

Во время этих строк - кадры детей-сирот и крупная надпись «800 тысяч детей-сирот».

Женя. Не успеет понравиться, а его уже зовут на фронт или перекидывают в другой город. Или сама бываешь так занята, что о нем забудешь... Ну и дорожишь часами, когда случайно вместе и обоим хорошо... Ведь это совершенно ни к чему не обязывает...

Любовь. Быть может, это им поможет

Не обмануть своих детей.

Чтоб друга выбрала в зятья

Не чья-то дочка, а твоя.

Во время этих строк - кадры брошенных детей и крупная надпись «1,5 млн. брошенных детей».

Затемнение. Звучит хаотичная музыка. Выходит Коллонтай под ручку со своей подругой Еленой Стасовой. Они смеются. У обоих на шее красные шарфы.

Коллонтай. Лена, представляешь, спрашивают тут меня: Как вы решились бросить семью и вступить в отношения с Павлом Дыбенко? Ведь вам – 45, а ему – 28.

Елена (смеется). И что же ты ответила?

Коллонтай. Мы молоды, пока нас любят!

Смеются.

Елена. Семья – тюрьма, и только вырвавшись из этой клетки, из этой темницы, можно заняться настоящим делом.

Коллонтай. Я пришла к выводу, что любовь к сыну – простой эгоизм, а к мужу – ненужная роскошь.

Звучат музыкальные акценты. Выходят танцоры в легких розовых костюмах – «армия любви». Вместе с ними Любовь. Музыка становится более напряженной. Они окружают Коллонтай и Елену.

Армия любви. Любовь – великий дар!

Дети – цветы жизни!

Семья – это счастье!

Коллонтай и Елена пытаются вырваться из окружения. Они как на митинге выкрикивают лозунги.

Коллонтай. Мы - за свободную любовь!

Елена. Таких, как мы – много!

Из разных кулис выбегают женщины. У каждой из них на шее красный шарф. Они пытаются освободить Коллонтай и Елену.

Первая женщина. Сколько сил, энергии, нервов ушло на любовь!

Вторая женщина. Нужно ли это?

Третья женщина. Помогает ли выявить себя, найти свой путь?

Звучит напряженная быстрая музыка. Сторонники Коллонтай разворачивают красные полотна, загоняют сторонников Любви в круг. Музыка становится все напряженнее. Сторонников Коллонтай становится все больше. Они выбегают из-за кулис, из зрительного зала. Стробоскопы мигают ярко-красным цветом. В пластической композиции, которая происходит и на сцене и в зрительном зале, сторонники окутывают всех своими красными полотнами. Последней в круге оказывается Любовь. Музыка идет на спад.

Все вместе. До свидания, Любовь! Счастливого пути!

На эти строки спускаются качели, сторонники Любви усаживают её на качели. Они, раскачиваясь, взмывают вверх, Любовь будто парит надо всеми.

Армия любви. Слова и улыбки ее, как птицы,

Привыкли, чирикая беззаботно,

При встречах кокетничать и кружиться,

Незримо на плечи парней садиться

И сколько, и где, и когда угодно!

Сторонники с красными полотнами садятся по краю авансцены, вдоль клумб, и смотрят на зрителя. Коллонтай со своими сторонниками смеются и машут рукой.

Армия любви. Нарядно, но с вызовом разодета.

А ласки раздаривать, не считая,

Ей проще, чем, скажем, сложить газету,

Вынуть из сумочки сигарету

Иль хлопнуть коктейль коньяка с «Токаем»

Мораль только злит ее: Души куцые!

Пещерные люди! Сказать смешно!

Сторонники Коллонтай. Даешь сексуальную революцию,

А ханжество — к дьяволу за окно!

Во время этих строк фоном звучит вальс. Он сменяется на песню «Сексуальная революция» группы «Армия любовников». На экране - фрагменты из клипа на эту песню.

Любовь. Ох, диво вы дивное, чудо вы чудное!

Армия любви. Ужель вам и впрямь не понять вовек,

Что «секс-революция» ваша шумная

Как раз ведь и есть тот «пещерный век»!

Когда ни души, ни ума не трогая,

В подкорке и импульсах тех людей

Царила одна только зоология

На уровне кошек или моржей.

Но человечество вырастало,

Ведь те, кто мечтает, всегда правы.

И вот большинству уже стало мало

Того, что довольно таким, как вы.

На экране транслируются первые телевизионные рекламные ролики на бытовые темы: еда, напитки, чистящие средства и другие. Они сменяются на современные рекламы гигиенических принадлежностей, нижнего белья.

Любовь. И люди узнали, согреты новью,

Какой бы инстинкт ни взыграл в крови,

О том, что один поцелуй с любовью

Дороже, чем тысяча без любви!

Армия любви. И вы поспешили-то, в общем, зря

Шуметь про «сверхновые отношения»,

Всегда на земле и при всех поколениях

Были и лужицы и моря.

Были везде и когда угодно

И глупые куры и соловьи,

Кошачья вон страсть и теперь «свободна»,

Но есть в ней хоть что-нибудь от любви?!

На экране - обложки журнала «Playboy» и других глянцевых журналов с обнажёнными девушками.

Армия любви. Кто вас оциничивал — я не знаю.

И все же я трону одну струну:

Неужто вам нравится, дорогая,

Вот так, по - копеечному порхая,

Быть вроде закуски порой к вину?

С чего вы так — с глупости или холода?

На вечер игрушка, живой «сюрприз»,

Ведь спрос на вас только, пока вы молоды,

А дальше, поверьте, как с горки вниз!

Любовь. Конечно, смешно только вас винить.

Но кто и на что вас принудить может?

Ведь в том, что позволить иль запретить,

Последнее слово за вами все же.

На эти строки на экране идут фрагменты из кинофильмов прошлых лет: мы видим обаятельных, по-настоящему влюбленных героев из фильмов «Большая перемена», «Калина красная», «Летят журавли». Они сменяются фрагментами из современных фильмов,в которых есть откровенные сцены.

Любовь. Любовь не минутный хмельной угар.

Армия любви. Эх, если бы вам да всерьез влюбиться!

Ведь это такой высочайший дар,

Такой красоты и огней пожар,

Какой пошляку и во сне не снится!

Рванитесь же с гневом от всякой мрази,

Твердя себе с верою вновь и вновь,

Что только одна, но зато любовь

Дороже, чем тысяча жалких связей!

Коллонтай. Чувствую себя в эти дни ужасно древней!

Любовь. Не дожив нескольких дней до 80-летия, Александре Коллонтай посчастливилось умереть в своей постели…

Затемнение. Звучит медленная грустная музыка. Загораются подсветки на клумбах. Все кусты завяли, кроме того, что в центре. Выходят герои, которые были в парах. Теперь уже по одному. Они смотрят на куст, который расцвел еще больше. Любовь раскачивается на качелях надо всеми.

Все (обращаются к Любви). Почему? Как?

Качели поднимаются вверх и исчезают из виду, все провожают их взглядом. Медленно качели опускаются обратно на сцену. На них уже сидит пара, которая посадила расцветший куст. Любовь сидит между ними, обнимая парня и девушку.

Любящая пара. Главное, что между нами есть любовь!

Любовь. Бывает дефицит финансов,

Железа дефицит — в крови,

Бывает мало в жизни шансов,

Но хуже — дефицит любви.

Любовь с любящей парой парят надо всеми на качелях. Следующие слова пары произносят, обращаясь, друг к другу. Но стоят они не вместе парами, а в разных местах сцены.

Первая пара. Тем, кто женился по «залёту»,

Хочу сказать: ваш брак не плох.

«Залёт» подобен самолёту,

В котором двигатель заглох.

Вторая пара. Тем, кто женился по привычке,

Хочу открыть один секрет:

Ваш брак большой подобен спичке,

В которой, правда, серы нет.

И быт уютливо - угрюмый

Не разожжёт огня в крови.

Поверьте нам, что даже юмор

Не лечит дефицит любви.

Третья пара. Тем, кто женился по расчёту,

Возможно, больше повезло

И не сводя друг с другом счёты,

Живут они «друзьям» назло,

Подобно вложенным банкнотам:

Жизнь — долгосрочный депозит.

Они в любви давно банкроты —

Не ощущают дефицит.

Четвертая пара. Те, кто женат на голом теле,

И только телом дорожит,

Покуда нет проблем в постели,

Не испытают дефицит.

Но стоит телу «разрыхлиться»

И потерять «товарный вид» —

Захочется пережениться.

Наступит «телодефицит».

Все вместе. И чтоб семья могла сложиться,

Нам браки нужно создавать

Не с тем, с кем хочется ложиться,

А с тем, с кем хочется вставать!

Качели останавливаются и опускаются.

Все девушки (обращаются к Любви). Нам бы очень хотелось узнать, как построить настоящую крепкую семью!

Любовь. Давайте попробуем!

Затемнение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: