Блокадная свадьба

На сцену выходит боец Красной Армии. На экран проецируется слайд-шоу,

состоящее из листов альбома с фотографиями женщин блокады.

Звучит музыка - Серенада №4 из цикла «Лебединая песня» Ф. Шуберта (фонограмма).

Боец Красной армии:

А любовь – любовь зимою адской,
Той зимой, в осаде, на Неве,

Где невесты наши ленинградские
Были не похожи на невест...
Лица их – темней свинцовой пыли,
Руки – тоньше, суше тростника...

Как мы их жалели, как любили.
Как молились им издалека.
Это их сердца неугасимые
Нам светили в холоде, во мгле.
Не было невест еще любимее,
Не было красивей на земле.

Затемнение. Луч света выхватывает актрису, играющую роль О.Ф. Берггольц. На экран проецируется лист альбома с фотографией Ольги Берггольц. Актриса читает стихотворение «Молитва». Фоном звучит композиция группы Secret Garden под названием Songs From A Secret Garden.

Берггольц: Полземли в пожаре и крови,

Светлые потушены огни...

Господи, прости, что в эти дни

Начала я песню о любви.

Слышу стон людской и детский плач,

но кого-то доброго молю:

там, где смерть, и горе, и зола,

да возникнет песнь моя светла,

потому что я его люблю.

Потому что я его нашла

прежде как солдат, а не жена,

там, где горе было и зола,

там, где властвовала смерть одна.

Может быть, когда-нибудь казнишь

тем, что на земле страшней всего, –

пусть, я не скрываю – в эти дни

пожелала я любви его.

Матери просили одного –

чтобы на детей не рухнул кров;

я вымаливала – сверх всего –

неизвестную его любовь.

Воины просили одного –

чтоб не дрогнуть в тягостных боях,

я вымаливала – сверх всего –

пусть исполнится любовь моя.

Господи, я не стыжусь – о нет, —

ни перед людьми, ни пред Тобой,

и готова я держать ответ

за свершенную свою любовь...

Затемнение. Завывание вьюги. Снеговая машина выдувает пенный снег. На экраны проецируется лист альбома с фотографией А. В. Королькевича. Постепенно на экране появляется рукописный текст из дневника актера: «Запись в дневнике (без числа): «Декабрь 1941 год. Были на свадьбе. Шли с Петроградской под обстрелом на Выборгскую. Нина Болдырева боялась за свой чайный сервиз...».

На экран проецируется фотография блокадного Ленинграда. Свист снарядов, шум бомбежки. По сцене идет пара (мужчина и женщина), навстречу им военный патруль из 2- х человек и случайный прохожий.

Болдырева: Анатолий, не разбей сервиз – это ведь свадебный подарок!

Королькевич: Не волнуйся, Ниночка, все будет хорошо.

Патруль: Ваши документы! Куда направляетесь?

Болдырева и Королькевич ( хором): На свадьбу!

Патруль: Куда, куда? На свадьбу?

Прохожий: Ну и сумасшедшие!

Патруль: Нет, не сумасшедшие, а молодцы! Передайте им наш боевой привет, а вам – счастливого пути!

Звук обстрела. Затемнение. На теневом театре гости, свадебный стол. Мужчина заводит патефон. Звучит песня Г. Намлегина и Е. Розенфельд «Счастье мое» на фоне звуков обстрела.

На сцене появляются танцующие пары.

Счастье моё я нашёл в нашей дружбе с тобой,
Всё для тебя, и любовь, и мечты.

Счастье моё – это радость цветенья весной,
Всё это ты, моя любимая, всё ты.

Танец прерывается, пары останавливаются. Две пары, расположенные по центру, отходят в стороны, чтобы был виден офицер на теневом театре.

На теневом театре офицер Красной Армии поднимает бокал, чтобы произнести тост.

Офицер: Первый тост: «За победу!»

Звучит фонограмма песни «Счастье мое» на фоне звуков обстрела. Танец продолжается.

Счастье моё, посмотри, наша юность цветёт,
Сколько любви и веселья вокруг.
Радость моя, это молодость песни поёт,
Мы с тобой неразлучны вдвоём,
Мой цветок, мой друг.

Танец прерывается, пары останавливаются. Две пары, расположенные по центру, отходят в стороны, чтобы был виден офицер на теневом театре.

На теневом театре офицер Красной Армии поднимает бокал, чтобы произнести тост.

Офицер: За здоровье молодых!

Танец продолжается. Пара останавливается в центре.

Первая пара: За столом долго не сидели, так как стол был, не в обиду будет сказано хозяевам, в основном бутафорский.

Вторая пара: Но каждый понимал ситуацию. Завели патефон и стали танцевать. А фашисты делали свое грязное дело, посылали снаряд за снарядом.

Молодожены: А мы плевали на них и танцевали, пели песни, вспоминали смешные рассказы, веселились, как на свадьбе... до утра!

Песня продолжается, пары танцуя, уходят за кулисы, на сцене в луче света танцуют молодожены.

Радость моя, это молодость песни поёт,
Мы с тобой неразлучны вдвоём,
Мой цветок, мой друг.

Счастье моё я нашёл в нашей дружбе с тобой,
Всё для тебя, и любовь, и мечты.

Счастье моё – это радость цветенья весной,
Всё это ты, моя любимая, всё ты.

Другой луч света выхватывает актера, играющего роль А. В. Королькевича. Музыка постепенно становится тише и на ее фоне актер произносит свои слова.

Королькевич: Новобрачные в блокадном Ленинграде – это было необычайное событие! Это было поэтически – героическое событие! Жизнь шла наперекор всему страшному. Скажете – можно было подождать? Можно было переждать? Нет. Это был вызов врагу. Это был удар по врагу. За четыре блокадных месяца 1941 года было зарегистрировано 2223 брака.

Затемнение. Артисты, играющие роли молодоженов и А.В. Королькевича уходят за кулисы. На теневом театре в кругу сидят бойцы. В центре артистка, играющая роль певицы К. И. Шульженко.

Бойцы: Клавдия Ивановна, спойте «Андрюшу»!

Звучит припев песни Гридова Г. И Жака И. «Андрюша»

Пой, Андрюша, так, чтоб среди ночи
Ворвался ветер, кудри теребя.
Поиграй, чтобы ласковые очи,
Не спросясь глядели на тебя.
Поиграй, чтобы ласковые очи,
Не спросясь глядели на тебя.

На теневом театре бойцы окружают певицу. Фотографируются. Звучит мелодия песни «Синий платочек». На экран проецируется лист альбома с фотографией К. И. Шульженко и фронтового джаз-ансамбля. На сцену выходят ведущие.

Ведущая: Однажды в апреле 1942 года Фронтовой джаз-ансамбль В. Коралли и К. Шульженко выступал в гвардейском подразделении генерала Н.А.Гагена, защищавшем легендарную «Дорогу жизни». Знала ли Клавдия Ивановна, что это весна подарит ей одну из самых знаменитых песен Великой Отечественной войны «Синий платочек»?

Ведущий: После концерта, беседуя с бойцами, Клавдия Ивановна познакомилась с литературным сотрудником газеты 54-й армии Волховского фронта «В решающий бой!» лейтенантом Михаилом Александровичем Максимовым.

На сцену выходит артистка, играющая роль К. И. Шульженко, навстречу ей выходит артист, играющий роль лейтенанта М. А. Максимова.

Максимов (смущаясь): Клавдия Ивановна, бойцам не хватает хороших лирических песен о любви и любимых.

Шульженко: Вот и написали бы новый текст "Синего платочка". Мелодия есть, хорошая мелодия, нужны новые слова.

Уходят за кулисы. Затемнение. На теневом театре лейтенант сидит за столом, пишет что-то. Звучит мелодия «Синего платочка».

Выходят на сцену артисты, играющие роль Шульженко и Максимова.

Максимов (протягивая листок бумаги):Вот, прошу Вас.

Шульженко (читая):Простые, берущие за душу слова. В них много правды. У каждого из защитников нашей Родины, у каждого воина есть одна, родная женщина, самая любимая, близкая и дорогая, за горе, страдание, лишения, за разлуку с которой он будет мстить врагу.

Ведущая: И вечером того же дня она спела в той военной части, где служил 22-летний лейтенант Михаил Максимов, "Синий платочек".

Артистка, играющая роль К.И. Шульженко исполняет песню «Синий платочек».

Шульженко: Помню, как в памятный вечер

Падал платочек твой с плеч,

Как провожала и обещала

Синий платочек сберечь.

И пусть со мной

Нет сегодня любимой, родной,

Знаю, с любовью ты к изголовью

Прячешь платок голубой.

На сцену выходят бойцы Красной Армии.

Письма твои получая,

Слышу я голос живой.

И между строчек синий платочек

Снова встает предо мной.

И часто в бой

Провожает меня образ твой,

Чувствую, рядом с любящим взглядом

Ты постоянно со мной.

Ведущий (во время проигрыша): Через несколько дней песню узнал весь Волховский фронт, а за ним и Ленинградский.

Бойцы Красной Армии исполняют вместе с артисткой 2 куплета песни.

Шульженко и бойцы: Сколько заветных платочков

Носим в шинелях с собой!

Нежные речи, девичьи плечи

Помним в страде боевой.

За них, родных,

Желанных, любимых таких,

Строчит пулеметчик за синий платочек,

Что был на плечах дорогих!

На сцену выходят девушки и танцуют вальс с бойцами Красной Армии.

Кончится время лихое,

С радостною вестью приду,

Снова дорогу

К милой порогу

Я без ошибки найду…

И вновь весной

Под знакомой ветвистой сосной.

Милые встречи,

Нежные речи

К нам возвратятся с тобой.

В вальсе девушки и бойцы уходят за кулисы.

Шульженко: В 1942 году в блокадном Ленинграде было зарегистрировано 3386 браков.

Затемнение. Артистка уходит за кулисы. Слышен звук гитары и цыганской песни «Очи черные». На теневом театре свадебный стол и гости. Гости вручают подарки молодоженам. На сцену выходят молодые люди, одетые в военно-морскую форму, и девушки. У невесты на плечах платок голубого цвета. На экран проецируется фотография блокадной комнаты с окнами, затянутыми темной тканью для светомаскировки.

Василий: Сережа и Клара! Будьте счастливы!

Василий танцует чечетку.

Сережа: Спасибо всем вам, ребята! У нас настоящая свадьба.

Клара: Спасибо за подарки! Туалетное мыло – как до войны!

На сцену выходит матрос.

Матрос: Друзья, слушайте, что по радио передают, сказали, новая песня о нас, моряках.

Звучит отрывок из песни В. Соловьева-Седого С и А. Чуркина. «Вечер на рейде» (фонограмма).

А вечер опять хороший такой,
Что песен не петь нам нельзя.
О дружбе большой, о службе морской
Подтянем дружнее, друзья.

На словах припева моряки и девушки, обнявшись, уходят за кулисы.

Прощай, любимый город

Уходим завтра в море.
И ранней порой мелькнёт за кормой
Знакомый платок голубой.

Молодожены (Клара и Сергей) прощаются, Сергей уходит. Клара остается на сцене, на плечах у нее голубой платок, она им машет вслед уходящему мужу. Звук песни становится тише,на экран проецируется видео уходящей в море подводной лодки.

Шум моря. Луч света выхватывает Клару.

Клара: Подводная лодка Щ-406, на которой служил мой муж Сергей, не вернулась из боевого похода. У нас родился сын, как две капли воды похожий на своего отца.

Затемнение. Артистка уходит за кулисы. В луче света выходят ведущие.

Ведущая: Сколько не вернулось из боевых походов?!Сколько погибло на Ленинградском и Волховском фронтах?!

Ведущий: А сколько жизней унес голод и бомбежки Ленинграда?!

Ведущая: Мы просим всех встать и почтить минутой тишины память погибших и умерших в годы блокады и обороны Ленинграда минутой молчания.

Зрители встают. На экран проецируются кадры, запечатлевшие вечный огонь на Пискаревском кладбище.

Луч света выхватывает актрису, играющую роль О.Ф. Берггольц, выходящую на сцену.

Берггольц: Что может враг? Разрушить и убить.

И только-то?

А я могу любить,

А мне не счесть души моей богатства,

А я затем хочу и буду жить,

Чтоб всю ее, как дань людскому братству,

На жертвенник всемирный положить.

В городе, обстреливаемом и бомбардируемом, во вражеском окружении мы научились любить и ценить каждую минуту жизни, каждую ее даже самую простую радость.

Затемнение. На экран проецируются кадры военной кинохроники. На сцену выходит пара военных (мужчина и женщина).

На экран проецируется лист альбома с фотографией и подписью Елена Васильевна Орчинская.

Орчинская: Первый и самый страшный блокадный год я пережила в городе. Летом 1942-го меня взяли в армию. Наша Зенитная часть стояла у Пулковских гор. Сначала я носила донесения: каждый день ходила с Пулковских гор на Охту. Потом работала телефонисткой, передавала сообщения разведчиков.

Муж Орчинской: Здесь, в нашей зенитной батарее мы и познакомились. В 1943-м мы поженились. Нам ребята где-то добыли на свадьбу бочонок пива! До сих пор удивляюсь, где они могли его взять.

Орчинская: А стены в землянке выложили ромашками, чтобы не было видно земли. Вот такая фронтовая свадьба!

ЗвучитВальс Цветов из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского, пара вальсирует. На экран проецируется видео с полем ромашек, полетом бабочек. В вальсе пара уходит за кулисы.

Затемнение. Завывание вьюги, звук разрывающихся снарядов. Снеговая машина выдувает пенный снег. На теневом театре за столом сидит укутанная женщина. К ней подходит пара, протягивает документы. В ответ она вручает свидетельство о браке.

На фоне звука разрывов падающих снарядов звучит стихотворение Юлии Друниной. По сцене идет пара молодоженов.

Ведущая:

Минуту счастья делим на двоих,

Пусть — артналет,

Пусть смерть от нас —

на волос.

Разрыв!

А рядом —

нежность глаз твоих

И ласковый

срывающийся голос.

Минуту счастья делим на двоих...

На экран проецируется лист альбома с фотографиями Гавриловых Веры Константиновны и Сергея Николаевича.

Сергей: Вот мы и стали мужем и женой!

На экран проецируется лист альбома со свидетельством о браке Гавриловых Веры Константиновны и Сергея Николаевича.

Сергей: А кольцо я подарю тебе после нашей Победы!

Вера: Пойдем, Сережа, нас заждались.

Уходят за кулисы. На теневом театре навстречу Вере и Сергею выходит женщина – тетя Веры, в руках у нее зерна овса. Вера и Сергей подходят к женщине, она посыпает им на головы зерна овса.

Тетя Веры: Чтоб ваша семейная жизнь была счастливой!

На сцену в луче света выходит реальная героиня - дочь Веры Константиновны и Сергея Николаевича Гаврилова Ольга Сергеевна. Звучит мелодия песни «Сядь со мною рядом» С. Каца, Д. Толмачева и А. Коваленкова. На теневом театре танцуют пары.

Гаврилова: Семейная жизнь моих родителей Веры Константиновны и Сергея Николаевича действительно сложилась счастливо! Свадьба состоялась 15 ноября 1943 года. И была она настоящей! Мои дедушка и бабушка выдали свою дочь замуж так, как это делалось прежде. Дедушка со всей любовью родительского сердца, нежностью и заботой передал маму в папины сильные руки. Счастье и горе – они всегда рядом. И судьба отмерила дедушке совсем немного после свадьбы дочери. Я думаю, что именно это родительское благословение хранило моих родителей всю их жизнь. К вечеру стали собираться гости: пришли тетушки со стороны мамы и две ее подружки, а со стороны жениха был командир корабля с супругой и трое друзей моряков. Стол был поистине праздничным: черный хлеб и консервы с корабля, а главным украшением стола был винегрет. Молодежь танцевала под любимые, бывшие тогда в моде лирические песни Вадима Козина и Георгия Виноградова. Танцевали и радовались, и жили мечтами о счастливой мирной жизни. А в канун Дня Победы в мае 1945 года у моих родителей родилась моя старшая сестра. В 1943 году в блокадном Ленинграде было зарегистрировано 8185 браков. За 27 дней января 1944 года – 1059 браков.

Дети вручают цветы О.С. Гавриловой и провожают ее в зрительный зал.

Все пары, игравшие молодоженов, собираются на сцене. Выходят ведущие.

Ведущий: Так, день за днем, без жалобы, без стона,
Невольный вздох – и тот в груди сдавив,

Они творили новые законы
Людского счастья и людской любви.
Ведущая: Любовь не знает ни войны, ни смерти…

И пусть сейчас – «другие времена»,

Так хочется такой любви, поверьте,

Какой была их жизнь освещена!

Финал.

Затемнение. Слышны звуки гремящего салюта. На экран проецируются кадры кинохроники, запечатлевшие салют 27 января 1944 года. На сцену выходят все участники театрализованного представления. Все радуются, обнимаются, кричат: «Ура! Блокада снята!»

Мама: Ох, как мы теперь заживем!

Молодой человек: Какие рекорды поставим!

Невеста: И сколько свадеб сыграем! И каких свадеб!

Ведущая: Белое платье в черный цветочек, сшитое к 22 июня 1941 года, было надето на свадьбу, состоявшуюся в 1951 году! Жених и невеста шли друг к другу 10 лет!

Ведущий: Каждый день всё дальше уносит нас от той великой трагедии и великого подвига.

Ведущая: Но мы помним! И в наших силах сделать так, чтобы цепочка памяти не прервалась!

На экран проецируются слова песни «Ты помнишь» М. Дахие и В. Плешака. Все участники театрализованного представления и зрители исполняют песню.

Ты помнишь, ты помнишь, товарищ,

Пусть память о том тяжела,

Как вьюга сквозь отсвет пожарищ

По улицам мертвым мела.

Мы насмерть умели сражаться,

Мы горе испили до дна.

Ведь мы же с тобой ленинградцы –

Мы знаем, что значит война.

Ты помнишь: руины дымятся

И чей-то оборванный крик...

Но каждый здесь был ленинградцем –

Ребенок, солдат и старик.

Бессмертно блокадное братство,

Свершившее долг свой сполна...

Ведь мы же с тобой ленинградцы –

Мы знаем, что значит война.

Мы помним с тобою сквозь годы

В разрывах сплошных горизонт,

И как из промерзших заводов

Шли грозные танки на фронт.

Душе не давая сгибаться,

Мы верили – с нами страна.

Ведь мы же с тобой ленинградцы –

Мы знаем, что значит война.

Мы знали отчаянье и смелость

В блокадных ночах без огня,

А главное – очень хотелось

Дожить до победного дня,

Нам с этим вовек не расстаться,

В нас подвигу память верна...

Ведь мы же с тобой ленинградцы –

Мы знаем, что значит война.

Мы можем идти, не сгибаясь,
Под грохот орудий вдали...
Мы можем летать, не касаясь
Неверующей нашей Земли...
Во время блокады – влюбляться,
Работать, творить, жить и Быть...
Ведь мы же с тобой ленинградцы –
Мы знаем, что значит Любить!

Ведущий: Да будет сердце счастьем озаряться

У каждого, кому проговорят: -

Ты любишь так, как любят ленинградцы...-

Да будет мерой чести Ленинград.

Список использованной литературы:

1. Адамович А.М. Блокадная книга / А.М. Адамович, Д.А. Гранин. - 5-е изд., испр., доп. – Л.: Лениздат, 1989. – 527 с.: ил.

2. Алянский Ю.Л. Театр в квадрате обстрела / Ю.Л. Алянский. — 2-е изд., испр. и доп. — Л.: Искусство, 1985. — 191 с.: 16 л. ил.

3. Баранов Н.В. Силуэты блокады: Записки главного архитектора города / Н.В. Баранов. - Л.: Лениздат, 1982. — 175 с.: ил.

4. Без Антракта / сост. В.Я. Меркулова-Маширова, С.А. Пономаренко. — Л.: Лениздат, 1970. — 369 с.

5. Буров А.В. Блокада день за днем / А.В. Буров. — 2-е изд., переработ. и доп. - СПб, Геликон Плюс, 2011. — 688 с.: ил.

6. В осажденном Ленинграде: воспоминания участников героической обороны о борьбе с голодом и создании в условиях блокады продовольственных ресурсов / сост. Н.Р. Иванов, В.С. Лехнович, К.А. Никитин. — 3-е изд., перераб. и доп. - Л.: Лениздат, 1982. — 207 с.; 16 л.: ил., портр.

7. Берггольц О.Ф. Собрание сочинений в 3-х тт. Т. 2. Стихотворения. / О.Ф. Берггольц. - Л.: Художественная литература, 1973. - 464 с.

8. Блокада Ленинграда в документах рассекреченных архивов: историческая литература / ред. Н.Л. Волковский. – М.: АСТ; СПб.: Полигон, 2004. – 767 с.: ил.

9. Боль памяти блокадной: Сборник воспоминаний жителей и защитников блокадного Ленинграда / сост. Л. Л. Петрова. – Мытищи: ГНОМ и Д, 2000. – 330 с.: ил.

10. Был город-фронт, была блокада: Рассказы, стихи, очерки, документы, хроника блокадных дней: для ст. шк. Возраста / сост. Д.Б. Колпакова, В.Н.Суслов. – Л.: Детская литература, 1984. – 206 c.: 8 л. цв. ил.

11. Варшавский С.П.Подвиг Эрмитажа: Государственный Эрмитаж в годы Великой Отечественной войны / С.П. Варшавский., Б. Рест. – 2-е изд.. – Л.: Советский художник, [1969] – 192 с.: ил.- Библиогр.: с. 190-192.

12. Васильева Т. В. Позывные мужества: Опыт Ленинградского блокадного радио: учебное пособие к курсу лекций и иллюстративные аудиоматериалы / Т. В. Васильева, В.Г. Ковтун, в.Г. Осинский. – Санкт-Петербург: Специальная литература, 2009. – 157, [3] с.: ил.: портр. + 1 эл. Опт. Диск (CD-ROM). – Библиогр.: с. 158. – имен. Указ: 155-157 с.

13. Ветошникова Н.Б. Теннис в моей жизни: Воспоминания / Н.Б. Ветошникова. - Издательство НП ЦСП Доверие, 2011. – 138 с.

14. Война и блокада Ленинграда в коллекциях музеев и библиотек: материалы конф. / ред. О.Н. Косогор, А.А. Мелуа, С. К. Егорова / ЦГПБ им. В. В. Маяковского – СПб.: Борей Арт, 2007. – 154 с.

15. Воронов Ю.П. Блокада: Книга стихов / Ю.П. Воронов. - Л.: Лениздат, 1986. – 152с.: ил.

16. Денисенко Е.Е. От зверинцев к зоопарку: История Ленинградского зоопарка / Е.Е. Денисенко. – СПб.: Искусство, 2003. – 380 с.: ил.

17. Догановский Д. «Зенит»: история в лицах / Д. Догановский. - СПб.: Иван Федоров, 2004. – 456 с.

18. Друнина Ю.В. Стихи о войне / Ю.В. Друнина; сост. Е. Липатникова. - Москва: Эксмо, 2011. – 301, 1 с.: ил.

19. Загурский Б.И. Искусство суровых лет / Б. И. Загурский. Ленинград: Искусство, 1970. – 96 c., ил.

20. Измайлов А.Ф. В алых футболках - ленинградцы / А. Ф. Измайлов. – Л.: Лениздат, 1986. - 142 с., ил.

21. Королькевич А.В. А музы не молчали: рассказывает актер / А.В. Королькевич. - Л.: Лениздат, 1965. - 215 с.

22. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном / Д.С. Лихачев; сост. Г.А. Дубровской. – 2-е изд., доп. – М.: Детская литература, 1988. – 237, 1 с.: ил.

23. Лукосяк Ю.П. История Петербургского футбола. Кто есть кто в петербургском футболе / Ю.П. Лукосяк. - СПб.: Союз Художников, 2011. – 240 с.: ил.

24. Лукосяк Ю.П. Летопись футбольного клуба «Зенит» / Ю.П. Лукосяк. – Санкт-Петербург: Александр Принт, 2007. – 303 с.: ил.

25. Мархасев Л.С. ХХ век в легком жанре (Взгляд из Петербурга – Петрограда– Ленинграда): Хронограф музыкальной эстрады 1900-1980 годов / Л.С. Мархасев. – СПб.: Композитор. Санкт-Петербург, 2006. - 504 с.

26. Неизвестная блокада. Ленинград 1941-1944: Фотоальбом / сост. В. А. Никитин. - СПб.: Издательство К. Тублина, 2009. – 280 с.

27. Никольский А.С. Ленинградский альбом: Рисунки, гравюры, проекты воен. Лет / А.С. Никольский; Авт. сост. О.Н. Смелков. – Л.:Искусство, 1984. – 256 с.: ил.

28. Ничто не забыто: 320 страниц о 900 днях блокады Ленинграда / сост. Д. Колпакова. Макет и оформление А. Веселов. – СПб.: Детгиз-Лицей, 2005. – 320 с.: ил.

29. Ольга. Запретный дневник. – СПБ.: Издательская группа Азбука-классика, 2010. – 544 с.

30. Песни, опаленные войной: сборник песен / сост. Ю.Е. Бирюкова. – М.: Воениздат, 1984. – 236 с.: нот.

31. Пивень З.Г. Навечно в памяти народной:Записки работника Музея истории Ленинграда / З.Г. Пивень; пред. Б. Камова. – Л.: Лениздат, 1984. – 152 с.: 16 л. ил.

32. Рубашкин А. И. Голос Ленинграда: Ленинградское радио в дни блокады / А.И. Рубашкин. Изд. испр. И доп. – СПб.: Издательство Журн. Нева, 2005. – 223 с.

33. Рукописи не горят: Рассказы. Повести. Воспоминания / вступ. ст. Б. Никольский. – СПб.: Журн. Нева, 2005. – 717 с.

34. С эмблемой "Динамо": сборник / сост. В.А. Медведев. – Л.: Лениздат, 1987. – 365 с.: ил.

35. Человек в блокаде. Новые свидетельства / ред. В.М. Ковальчук, сост. В.М. Ковальчук, А.И. Рупасов, А.Н. Чистиков. – СПб.: Остров – 2008. – 272 с.

36. Эстафета вечной жизни: Сборник воспоминаний уходящего поколения блокадников / ред. К. А. Логиновой. - СПб.: Грифон, 1995.- 256 с.: ил.

37. Юркин Г.В. Судьба человека ХХ века / Г.В. Юркин. – СПб.: Паблик Про, 2009. – 96 с.: ил.

Справочная литература:

1. Большая Советская Энциклопедия: в 30 т. Т. 3. Барии – Браслет / ред. А. М. Прохоров. 3-е изд. - М.: Советская энциклопедия., 1970. – 640 с.: ил.

2. Большая Советская Энциклопедия: в 30 т. Т. 7. Гоголь – Дебит / ред. А. М. Прохоров. 3-е изд. - М.: Советская энциклопедия., 1972.- 607 с.: ил. и карт.;43 л. ил. и карт.; 1 отд. л. табл.

3. Большая Советская Энциклопедия: в 30 т. Т. 8. Дебитор – Евкалипт / ред. А. М. Прохоров. 3-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1972. - 591 с.: ил.

4. Большая Советская Энциклопедия: в 30 т. Т. 15. Ломбард – Мезитол / ред. А. М. Прохоров. 3-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1974. – 631 с.: 29 л. ил.

5. Большая Советская Энциклопедия: в 30 т. Т. 23. Сафлор - Соан / ред. А. М. Прохоров. 3-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1976. – 638 с.: ил.

6. Большая Советская Энциклопедия: в 30 т. Т. 28. Франкфурт – Чага / ред. А. М. Прохоров. 3-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1978. – 615 с.: ил.

7. Большая медицинская энциклопедия: в 30 т. Т. 1. А – Антибиоз / ред. Б.В. Петровский. – 3-е изд. – М.: Советская энциклопедия,1974. – ХVI, 576 с.: 7 л. ил.

8. Большая медицинская энциклопедия: в 30 т. Т. 6. Гипотиреоз – Дегенерация / ред. Б.В. Петровский. – 3-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1977. – 632 с.: 16 л. ил..

9. Большая медицинская энциклопедия: в 30 т. Сахароза – Сосудистый тонус / ред. Б.В. Петровский. – 3-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1984. –543с.: 12 л. ил.

10. История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941-1945 гг. В 6 т. Т. 2. Отражение советским народом вероломного нападения фашистской Германии на СССР. Создание условий для коренного перелома в войне. (Июнь 1941 г. – ноябрь 1942 г.) / ред.П.Н. Поспелов (пред.) и др. – М.: Воениздат / Авт.: П. П. Андреев, И.Х. Баграмян, И.П. Барбашин и др. – 1961. – 681 с.: ил.

11. История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941-1945 гг. В 6 т. Т. 3. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. (Ноябрь 1942 г. – декабрь 1943 г.) / ред. П.Н. Поспелов (пред.) и др. – М.: Воениздат / Авт.: Л.Н. Абаева, В.И. Ачкасов, И.Г. Власов и др. – 1961. – 662 с.: ил.

12. История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941-1945 гг. В 6 т. Т. 4. Изгнание врага из пределов Советского Союза и начало освобождения народов Европы от фашистского ига. (1944 г.) / ред. П.Н. Поспелов (пред.) и др. – М.: Воениздат / Авт.: М.Л. Альтговзен, В.Н. Андрианов, А. В. Басов и др. – 1962. – 728, 8 с.: ил.

13. История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941-1945 гг. В 6 т. Краткий психолого-филологический словарь. Летягова Т. В. Тысяча состояний души: краткий психолого-филологический словарь / Т.В. Летягова, Н.Н. Романова, А. В. Филиппов. – 2-е изд., испр. – М.: Флинта: Наука, 2006. – 424 с.

14. Музыкальный энциклопедический словарь / ред. Г.В. Келдыш. – М.: Советская энциклопедия, 1990. – 671 с.: ил., нот. ил.

Периодическая литература:

1. Ветлугина Е. Свадьба в блокадном кольце / Е. Ветлугина // Петербургская свадьба. – 2009. - №2. – С. 14-17.

2. Григорьев М. Футбол на линии огня. / М. Григорьев // Невское время. – 2005. - 02 мар. https://www.nvspb.ru/stories/futbol_na_linii_ognya

3. Иссурин А. День физкультурника в блокадном Ленинграде / А. Иссурин // Невское время. – 2003. - 25 июл. https://www.nvspb.ru/stories/denmz_fizkulmzturnika_v_blokad

4. Иссурин А. Кросс в мае 1942 года / А. Иссурин // Невское время. - 2005. - 6 апр. https://www.nvspb.ru/stories/kross_v_mae_1942_goda

5. Иссурин А. Спорт на службе обороны Ленинграда / А. Иссурин // Невское время. - 2004. - 24 янв. https://www.nvspb.ru/stories/sport_na_sluzhbe_oboronue_leni

6. 31 мая в Ленинграде был первый в этом сезоне спортивный день // Ленинградская правда, 1942. – 2 июн. – С. 2.

7. Летопись Акселя Вартаняна Футбол в годы войны. Часть вторая. И откуда взялись силы на 90 минут!/ А. Вартанян// Спорт-Экспресс. – 2006. - 08 дек. – С.8.
https://www.sport-express.ru/newspaper/2006-12-08/16_1/

8. Первый блокадный матч. // Смена, 1942, 3 мая. – С.6.

9. Разумовский Л.С. Дети блокады: Документальная повесть / Л.С.Разумовский // НЕВА. – 1999. - №1. – С. 4-68.

10. Встреча на футбольном поле // Смена. – 1942. - 10 июн. – С. 2.

11. Фалин В. Ленинград, май 1942 года / В. Фалин // Футбол. – 2002. - №19-20. – 18-25 мая. – С. 28-34.

Электронные ресурсы:

1. АРТОФВАР - стихи о войне [Электронный ресурс] – Режим доступа: https:// https://artofwar.ru/s/skorpioshka.

2. Блокада Ленинграда [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://blokada-leningrada.narod.ru/blokada.htm. – Загл. с экрана.

3. Вальсы для духового оркестра [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.partita.ru/waltzes.shtml.

4. Вальсы, танго [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://retrofonoteka.ru/phono/waltz.htm.

5. Джаз в России. Минх Н.Г. Заметки музыканта [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.jazzschool.ru. – Загл. с экрана.

6. Военно-морской исторический веб-проект «Великая Отечественная война под водой» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.town.ural.ru/ship/start/start.php3

7. Ленинград Блокада Подвиг [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://blokada.otrok.ru. – Загл. с экрана.

8. Музей Петербургской свадьбы [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://museum.spbsva.ru. – Загл. с экрана.

9. Непридуманные рассказы о войне [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.world-war.ru. - Загл. с экрана.

10. Первый лицензионный музыкальный портал России [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.mediastation.ru. – Загл. с экрана.

11. Пермская область в годы Великой Отечественной войны [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://perm.psu.ru/school136/1945/59/fradkiny.htm.

12. Региональный сайт детских библиотек. Краткая хроника обороны и блокады Ленинграда. https://www.deti.spb.ru/glory_days/27_jan/hronika.

13. Советская музыка [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.sovmusic.ru – Загл. с экрана.

14. Анна Тирле. Блокада Ленинграда. Культурная деятельность. История Санкт-Петербурга. Статья опубликована на сайте: Санкт-Петербург: все, что важно знать о Санкт-Петербурге. [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.opeterburge.ru.

15. Управление ФССП России по Санкт-Петербургу. Воспоминания жительницы блокадного Ленинграда, ветерана службы судебных приставов Елены Васильевны Орчинской [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.fssprus.ru. – Загл. с экрана.

Кудрявцева Виктория Витальевна

Студентка 23542 группы

Преподаватель Тытюк М.Н.

«Живой Голос России»

Сценарий театрализованного представления,

посвященного Дню Радио.

Моя дипломная работа посвящена Дню Радио, празднику, который отмечается с 1945 года 7 мая каждый год. Радио за всю свою историю принесло людям килогерцы счастья, и я хочу, чтобы каждый зритель почувствовал это счастье от общения с героями моего представления -работниками радио. Как я уже сказала, праздник появился в 1945 году, в год великой Победы нашей страны в Великой Отечественной войне. И радио в этой Победе сыграло огромную роль: оно являлось основным источником информации для жителей всех городов, а также было способом организации людей во время бомбежки, оно согревало теплом своих песен и связывало всю страну воедино – оно приносило счастье, килогерцы счастья! А в моем родном городе, Ленинграде, радио в прямом смысле слова спасло жизни сотен людей. Спасло... Спасение - вот главное назначение радио, в моем понимании. История его развития началась со спасения жизни рыбаков. Александр Попов, создатель радио, послал первое радиосообщение на о. Гогланд, приказывая Ледоколу «Ермак» выйти для спасения тонувших на льдине рыбаков. И даже много после этого события радио продолжало спасать жизни. Но почему же сейчас многие радиостанции работают лишь из коммерческих побуждений, не стараясь просвещать своего слушателя? В основном все современные СМИ нацелены на разложение личности, на разжигание ссор между людьми, на запугивание, на отвлечение их от серьезных проблем. На всех современных ФМ волнах звучит лишь громкая современная музыка и безграмотная речь; часы радиоэфира отданы рекламе.

Создается впечатление, что афоризм Ильи Ильфа напрямую относится именно к нашему времени: «В фантастических романах главное - это было радио. При нем ожидалось счастье человечества. Вот радио есть, а счастья нет».

Почему средства связи, которые были созданы для того, чтобы воссоединять людей, только отдаляют их друг от друга? И как вернуть средствам связи их высокое назначение?

Именно поэтому я бы хотела в своем сценарии задать вопрос: Должно ли радио нести воспитательную, образовательную, информационную функцию или лишь развлекательную?

Лично я думаю, чтобы возродить радио, сердце радиоведущего, как и всего радиоэфира, должно стучать, словно набат эпохи. Радио должно спасать своих слушателей от бескультурья, от необразованности, от одиночества, Вот в чем главная идея моего сценария. Я хочу вспомнить историю радио и рассказать о передачах и дикторах прошлых лет, чтобы помочь современности.

Герои моего сценария борются за истинный звук живого сердца, а не за металлический стук современных Ди-джеев и всего искусственного мира.

Но и сегодня, в современном мире все же можно услышать истинный стук «радиосердца» – на программах проводного радио. Именно потому в моем сценарии появляется образ всем известного трехпрограммного радиоприемника, на котором есть три кнопки радиостанций: «Радио Россия», «Маяк», «Петербург» - и с помощью переключения различных станций, герои моего сценария будут перемещаться в разные эпохи. Все события различных эпох оживают в самом радиоприемнике, словно наше сознание рисует образы: мы видим на сцене все то, что рисует наше воображение при прослушивании радио, слышим реальные голоса дикторов различных лет и архивные записи.

Сценарий состоит из пролога, 4 эпизодов, финала.

В прологе происходит создание радио, зрители знакомятся с коллективным символическим героем – Радиоволнами, которые будут проведены через весь сценарий. Соединившись вместе, радиоволны создают радиоприемник. Основным выразительным средством является театр рук. Также в прологе перед нами «оживает» первый спасительный эфир радио – спасение рыбаков у острова Гогланд.

Первый эпизод посвящен современности. Действие происходит в радиоархиве, где хранятся все исторические записи. В эпизоде происходит столкновение двух видов современных радиостанций: радиостанций проводного вещания и современных музыкальных программ. Радиоволны, открывая все новые архивные коробки и прослушивая документальные радиозаписи, отстаивают искренность радиостанций «Маяк», «Радио России», «Петербург». Но сможет ли живой звук сердца этих радиостанций победить громкие металлические звуки псевдосовременных предач?

Второй эпизод посвящен блокадному радио и «Ангелу Благого Молчания» - Ольге Берггольц. Тихий пронзительный шепот блокадного радио борется со страшной тишиной войны в затаившемся городе и «лаем» немецких солдат. Здесь черная тарелка репродуктора является единственным спасительным средством для женщин – ленинградок. Звук метронома, голос Берггольц, симфония Шостаковича – все это в прямом смысле защищает блокадниц от постоянно требующих сдаться немецких солдат.

Третий эпизод посвящен передачам, в которых радио помогало соединять зрительские сердца. Основным героем эпизода является Агния Барто и её передача «Найти Человека». В эпизоде происходит поиск пропавших во время войны людей - тех, кого она разлучила. На сцене возникает множество архивных коробок с радиопленками – эти пленки играют в эпизоде роль нитей связи, нитей надежды. С помощью них все герои соединяются в финале эпизода.

Четвертый эпизод посвящен радиотеатру и его создателям. Две группы радиоработников- «Театралы» и «Телефонисты» – вступают в борьбу, отстаивая свою точку зрения на возможность существования радиотеатра. Мим оживляет на сцене то, что мы слышим в радиопостановках: танец Волконских, сцену из «Каменного Гостя», а «Телефонисты» постоянно прерывают все это механическими замечаниями, олицетворяя цензурную и редакторскую работу советских комитетов.

Финал – это символическое объединение всех эпох. Опыт радио сохранен в лучших современных передачах: музыкальные передачи, радиопостановки, передачи, которые помогают найти людям друг друга - до сих пор существуют, тем самым подтверждая высокое назначение искусства радио.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: