Тема 6. Развитие отраслей социальной сферы

1. Реализация государственной политики в области здравоохранения.

Здравоохранение — это система государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья людей, профилактику и лечение заболеваний; а также система специальных институтов и организаций, которые их осуществляют.

Главные задачи системы здравоохранения заключаются в охране здоровья населения и оказании медицинской помощи. Охрана здоровья — это совокупность мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья настоящего и будущих поколений людей. Медицинской помощью является комплекс медицинских мероприятий по сохранению и укреплению здоровья людей, включающий профилактику, диагностику, лечение, реабилитацию, протезирование.

В настоящее время в мире существуют три различающиеся между собой системы здравоохранения.

1. Преимущественно государственная (Великобритания)

2. Преимущественно страховая (Германия, Австрия, Франция, Бельгия)

3. Преимущественно частная (США).

Но в большинстве стран мира в здравоохранении сосуществуют одновременно элементы всех этих систем.

В нашей стране долгое время существовала только государственная система здравоохранения, в настоящее время в систему здравоохранения Республики Беларусь входят государственное здравоохранение и частное здравоохранение, в самое последнее время начала появляться и страховая медицина. Основой системы здравоохранения Республики Беларусь является государственное здравоохранение.

Государственная система здравоохранения включает Министерство здравоохранения Республики Беларусь, управления (комитеты) и отделы здравоохранения местных исполнительных и распорядительных органов, отраслевые органы управления министерств, а также подведомственные им организации здравоохранения, медицинские учреждения образования и научно-исследовательские организации.

Частная система здравоохранения включает организации здравоохранения, медицинские учреждения образования и научно-исследовательские организации, создаваемые физическими и негосударственными юридическими лицами. Медицинская и фармацевтическая деятельность на территории Республики Беларусь осуществляется физическими и юридическими лицами только при наличии специального разрешения (лицензии).

Государственная политики в области здравоохранения основывается на Конституции Республики Беларусь. Положения Конституции получили более глубокое рассмотрение в Законе о здравоохранении (1993) и иных актах законодательства Республики Беларусь. В этих правовых документах установлено, что граждане Республики Беларусь независимо от пола, расы, языка, национальности, должностного и социального положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, иных обстоятельств имеют право на охрану здоровья.

Законодательство республики Беларусь определяет государственную политику в области охраны здоровья населения, правовые и экономические основы деятельности системы здравоохранения, регулирует общественные отношения в области охраны здоровья населения Республики Беларусь.

Основными направлениями государственной политики в области охраны здоровья населения являются:

• создание условий для сохранения и укрепления здоровья населения;

• профилактическая работа, направленная на сохранение здоровья населения;

• приоритетное медицинское обслуживание и лекарственное обеспечение детей и матерей;

• контроль со стороны Министерства здравоохранения Республики Беларусь над деятельностью в области здравоохранения;

• содействие развитию медицинской науки и образования.

Задачами здравоохранения являются:

1. Предоставление населению медицинской помощи, включая бесплатное лечение в государственных организациях здравоохранения;

2. Проведение государственной политики в области охраны здоровья населения;

3. Формирование здорового образа жизни населения;

4. Обеспечение санитарно-эпидемического благополучия населения;

5. Организация научных исследований, внедрение достижений науки и техники в медицинскую практику.

Здравоохранение в нашей республике представлено Министерством здравоохранения. В систему Минздрава входят структурные подразделения облисполкомов и Минского горисполкома, осуществляющие государственно-властные полномочия в области здравоохранения, и государственные организации, подчиненные Минздраву.

Минздрав в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:

1. Изучает состояние здоровья населения, разрабатывает и совместно с республиканскими органами государственного управления, облисполкомами и Минским горисполкомом проводит мероприятия по предотвращению заболеваний, снижению заболеваемости, инвалидности и смертности, увеличению продолжительности жизни населения;

2. Принимает необходимые меры по совершенствованию качества оказания медицинской помощи, а также повышению ее эффективности;

3. Осуществляет методологическое руководство, координирует и контролирует деятельность в области здравоохранения других республиканских органов государственного управления, имеющих ведомственную систему здравоохранения, структурных подразделений облисполкомов и Минского горисполкома, осуществляющих государственно-властные полномочия в области здравоохранения;

4. Направляет граждан Республики Беларусь на консультацию и лечение за пределы Республики Беларусь;

5. Принимает необходимые меры по: организации и развитию медицинской экспертизы и медицинской реабилитации; охране здоровья матери и ребенка; охране репродуктивного здоровья населения;

6. Разрабатывает государственные минимальные социальные стандарты в области здравоохранения и осуществляет контроль за их выполнением;

7. Организует и контролирует обеспечение населения и организаций здравоохранения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и медицинской техникой, запасными частями к ним;

8. Осуществляет государственную регистрацию лекарственных средств, фармацевтических субстанций и ведение Государственного реестра лекарственных средств Республики Беларусь;

9. Осуществляет государственный контроль за качеством лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники;

10. Осуществляет государственный надзор за соблюдением условий промышленного производства, аптечного изготовления, реализации, хранения, транспортировки и медицинского применения в организациях здравоохранения лекарственных средств;

11. Осуществляет сертификацию фармацевтических предприятий на соответствие требованиям надлежащей производственной практики;

12. Принимает решение об изъятии из обращения некачественных и фальсифицированных лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники; осуществляет контроль за побочными реакциями на лекарственные средства;

13. Осуществляет государственную регистрацию изделий медицинского назначения и медицинской техники, а также ведение Государственного реестра изделий медицинского назначения и медицинской техники Республики Беларусь;

14. Организует и контролирует техническое обслуживание и ремонт медицинской техники;

15. Осуществляет в установленном порядке выдачу специальных разрешений (лицензий) на медицинскую, фармацевтическую деятельность и деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, формирует и ведет реестры выданных специальных разрешений (лицензий);

16. Осуществляет контроль в пределах своей компетенции за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих выданные Минздравом специальные разрешения (лицензии) на медицинскую, фармацевтическую деятельность и деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

17. организует и осуществляет в пределах своей компетенции государственный контроль за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

18. Разрабатывает и утверждает по согласованию с Министерством внутренних дел Республики Беларусь Республиканский перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих государственному контролю в Республике Беларусь;

19. Обеспечивает в соответствии с законодательством организацию и проведение государственного санитарного надзора;

20. Утверждает санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы;

21. Осуществляет государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование;

22. Организует обеспечение иммунопрофилактики инфекционных заболеваний;

23. Осуществляет государственную гигиеническую регламентацию и регистрацию химических и биологических веществ, материалов и изделий из них, продукции производственно-технического назначения, товаров для личных (бытовых) нужд, продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также материалов и изделий, применяемых для производства, упаковки, хранения, транспортировки, продажи, иных способов отчуждения продовольственного сырья и пищевых продуктов и их использования (далее - продукция);

24. Определяет: перечень органов и организаций, наделяемых полномочиями по осуществлению государственной гигиенической регламентации и регистрации продукции; перечень продукции, подлежащей государственной гигиенической регламентации и регистрации;

25. Обеспечивает ведение Государственного гигиенического регистра продукции Республики Беларусь;

26. Осуществляет ведение государственной статистики в отношении находящихся в его подчинении организаций, а также по вопросам, входящим в компетенцию Минздрава, по формам нецентрализованных государственных статистических наблюдений и указаниям по их заполнению, утверждаемым республиканским органом государственного управления в области государственной статистики;

27. Разрабатывает и утверждает формы первичной медицинской документации;

28. Осуществляет прогнозирование и оценку санитарно-эпидемической обстановки в районах чрезвычайных ситуаций, разрабатывает противоэпидемические мероприятия и осуществляет их проведение;

29. Обеспечивает готовность специализированных формирований экстренной медицинской помощи, организует работы по ее оказанию в районах чрезвычайных ситуаций;

30. Создает запасы медицинского имущества и лекарственных средств, необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

31. Координирует работы по эвакуации пострадавших из зон чрезвычайных ситуаций;

32. Собирает, обобщает, анализирует и представляет органам повседневного управления Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций данные о пострадавших в зонах чрезвычайных ситуаций;

33. Разрабатывает методические основы обучения и подготовки населения к оказанию первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях;

34. Организует и осуществляет в соответствии с законодательством необходимую работу по минимизации медицинских последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе проводит специальное диспансерное обследование населения;

35. Создает единую государственную систему контроля и учета доз облучения населения и обеспечивает ее функционирование;

36. Оценивает медицинские последствия радиационного облучения населения;

37. Обеспечивает преемственность научной и практической деятельности в области здравоохранения;

38. Организует и координирует проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области здравоохранения;

39. Принимает в пределах своей компетенции участие в научных форумах, конференциях, семинарах, симпозиумах и других мероприятиях, в том числе проводимых международными организациями;

40. Разрабатывает и утверждает: нормативы объемов медицинской помощи населению по видам ее оказания; штатные нормативы медицинских, фармацевтических, педагогических и других работников организаций системы Минздрава и порядок их применения;

41. Разрабатывает и утверждает по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь нормы и нормативы материально-технического, медикаментозного, кадрового обеспечения, питания, обмундирования, мягкого инвентаря в государственных организациях здравоохранения;

42. Разрабатывает и проводит единую экономическую политику в области здравоохранения, обеспечивает контроль за ее проведением;

43. В установленном порядке осуществляет внешнеэкономическую и другую международную деятельность, оказывает помощь организациям здравоохранения, медицинским учреждениям образования, научно-исследовательским организациям, подчиненным Минздраву (далее - подчиненные организации), в установлении международных связей;

44. Выдает разрешения на выполнение международных научно-исследовательских проектов, объектом исследования которых является состояние здоровья населения Республики Беларусь;

45. Представляет в пределах своей компетенции интересы Республики Беларусь на международном уровне, устанавливает и развивает связи с органами здравоохранения других государств, Всемирной организацией здравоохранения, иными международными организациями;

46. Разрабатывает проекты международных договоров Республики Беларусь по вопросам, входящим в компетенцию Минздрава;

47. Взаимодействует с местными исполнительными и распорядительными органами в решении санитарно-эпидемиологических, экономических, социальных и других вопросов, связанных с деятельностью организаций здравоохранения, принимает совместные с облисполкомами и Минским горисполкомом меры по совершенствованию деятельности и развитию отрасли здравоохранения;

48. Осуществляет управление охраной труда в отрасли здравоохранения;

49. Разрабатывает и реализует систему мер по улучшению условий труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний;

50. Организует обучение, повышение квалификации и проверку знаний руководителей и специалистов отрасли здравоохранения по вопросам охраны труда;

51. Определяет структуру и объемы подготовки специалистов соответствующего профиля с учетом потребности в них организаций здравоохранения Республики Беларусь;

52. Ежегодно утверждает контрольные цифры приема в подчиненные медицинские учреждения образования;

53. Согласовывает правила приема в подчиненные медицинские учреждения образования;

54. Контролирует в пределах своей компетенции повышение квалификации и переподготовку медицинских и фармацевтических работников;

55. Осуществляет планирование расходов на содержание подчиненных организаций, имущество которых находится в республиканской собственности;

56. Определяет объемы финансирования и материально-технического обеспечения подчиненных организаций в пределах выделенных бюджетных средств;

57. Осуществляет в установленном порядке контроль за финансово-хозяйственной деятельностью подчиненных организаций, принимает меры по обеспечению эффективного использования и сохранности закрепленного за ними государственного имущества; осуществляет руководство подчиненными организациями, обеспечивая совместно с руководителями этих организаций их эффективную деятельность; реализует в соответствии с законодательством права на владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в республиканской собственности, в том числе переданными в установленном порядке в управление акциями (долями в уставных фондах) юридических лиц негосударственной формы собственности; определяет на основании актов законодательства для подчиненных организаций порядок управления государственным имуществом;

58. Рассматривает обращения граждан в соответствии с законодательством Республики Беларусь, принимает меры по совершенствованию этой работы, ведет прием граждан по вопросам, отнесенным к компетенции Минздрава;

59. Координирует в установленном порядке работы по укреплению и совершенствованию материально-технической базы организаций системы Минздрава с привлечением необходимых инвестиций, по энергосбережению в отрасли здравоохранения, технической эксплуатации зданий и сооружений объектов здравоохранения;

60. Выполняет другие функции, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

Государственное регулирование как система организационно-правовых методов нацелено на оптимизацию деятельности медицинских работников и максимальное удовлетворение потребностей населения в медицинской помощи.

Медицинское обслуживание в Республике Беларусь предусматривает бесплатное обеспечение населения стандартным набором (объемом) и качеством медицинских услуг, а платность допускается сверх установленных стандартов.

Развитие рыночных отношений в сфере государственного здравоохранения оправдано усилием принципа суверенности потребителя медицинских услуг, возможностей его активного воздействия на качество услуг.

Действующая сегодня нормативно-правовая база определяет порядок организации и проведения контроля КМП в медицинских учреждениях (организациях), дает возможность создать эффективную систему управления качеством медицинской помощи, позволяет сгладить “изъяны” рынка, противоречия между объёмами и структурой спроса на медицинские услуги надлежащего качества, и объёмами и структурой их предложения: уровнем государственных гарантий бесплатной медицинской помощи населению и уровнем её финансирования. Эта нормативно-правовая база к тому же создает гарантии для населения в получении доступной и качественной медицинской помощи (услуги).

Законом “О здравоохранении” определены следующие направления государственной политики в области охраны здоровья населения:

• создание условий для сохранения и укрепления здоровья населения;

• ответственность граждан за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья других людей;

• профилактическая направленность здравоохранения;

• доступность медицинского обслуживания и лекарственного обеспечения населения;

• приоритетное медицинское обслуживание и лекарственное обеспечение детей и матерей;

• экономическая заинтересованность юридических и физических лиц в охране здоровья населения;

• ответственность государственных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей за состояние здоровья населения и др.

установленном законодательством Республики Беларусь порядке медицинскую деятельность.

В систему законодательства о здравоохранении входят следующие специальные законы:

1. Закон Республики Беларусь от 23.07.1993 г. «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» (в редакции Закона Республики Беларусь от 23.05.2000 г.), устанавливающий правовые и организационные основы предотвращения неблагоприятного воздействия на организм человека факторов среды его обитания в целях обеспечения санитарно-эпидемического благополучия населения;

2. Закон Республики Беларусь от 31.01.1995 г. «О донорстве крови и ее компонентов», регулирующий отношения, связанные с развитием донорства крови и ее компонентов, обеспечением комплекса социальных, экономических, правовых, медицинских мер по организации донорства крови и ее компонентов, защите прав доноров;

3. Закон Республики Беларусь от 4.03.1997 г. «О трансплантации органов и тканей человека» (в редакции Закона Республики Беларусь от 9.01.2007 г.), направленный на обеспечение правовых и организационных основ государственного регулирования в области трансплантации органов и тканей человека и представляющий собой комплексный, систематизированный законодательный акт, регулирующий общественные отношения в сфере определения условий и порядка трансплантации органов и тканей человека, условий забора органов и тканей у живого и трупного донора, прав и обязанностей живого донора, порядка получения согласия реципиента на трансплантацию, определения организаций здравоохранения, имеющих права на осуществление забора органов и тканей и трансплантацию, а также в сфере осуществления международного сотрудничества в области обмена органами и тканями человека на безвозмездной основе в целях оптимального подбора пар донор-реципиент;

4. Закон Республики Беларусь от 1 июля 1999 г. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», определяющий правовые основы государственного регулирования оказания психиатрической помощи, гарантий и прав граждан при ее оказании и порядок защиты их прав;

5. Закон Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. «О лекарственных средствах», направленный на совершенствование правовых и организационных основ государственного регулирования в сфере обращения лекарственных средств в целях обеспечения населения Республики Беларусь безопасными, эффективными и качественными лекарственными средствами;

6. Закон Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов», определяющий государственную политику Республики Беларусь в области предупреждения инвалидности и реабилитации инвалидов и обеспечивающий условия для сохранения здоровья инвалидов, восстановления и компенсации нарушенных или утраченных способностей инвалидов к общественной, профессиональной и бытовой деятельности в соответствии с их интересами и потенциальными возможностями.

Министерство здравоохранения Республики Беларусь руководит всеми подведомственными ему медицинскими, санитарно-эпидемиологическими, фармацевтическими и другими учреждениями, а также осуществляет методическое руководство медицинскими учреждениями других ведомств и общественных организаций, выдает лицензии и контролирует деятельность частных медицинских учреждений и врачей.

Анализ функционирования здравоохранения как отрасли национальной экономики проводится по следующим направлениям:

• лечебно-профилактическая помощь;

• охрана здоровья матери и ребенка;

• санитарно-эпидемиологическая служба;

• санаторно-курортное лечение;

• лекарственное обеспечение населения;

• медицинская наука и образование.

Лечебно-профилактическая помощь (или медицинская помощь) представляет собой комплекс медицинских мероприятий по сохранению и укреплению здоровья людей, включающий профилактику, диагностику, лечение, реабилитацию и протезирование. Основными принципами организации лечебно-профилактической помощи являются:

• единство профилактики и лечения;

• общедоступность, высокий уровень квалификации медицинских работников;

• максимальное приближение медицинской помощи населению – развитие всех звеньев первичной медицинской помощи;

• преемственность в работе, единство стационарной и амбулаторно-поликлинической помощи и др.

Источниками финансирования государственных организаций здравоохранения являются:

• средства республиканского и местных бюджетов Республики Беларусь;

• доходы от коммерческой деятельности учреждений здравоохранения;

• средства от медицинских видов страхования;

• кредиты банков;

• добровольные пожертвования физических и юридических лиц;

• иные источники, не запрещенные законодательством.

В целях профилактики заболеваний, непрерывности медицинского наблюдения и лечения граждане Республики Беларусь закрепляются за организациями здравоохранения по месту жительства, а при наличии ведомственных организаций здравоохранения и по месту работы, службы, учебы. Организации здравоохранения обеспечивают население необходимой медицинской помощью, направляют больных по медицинским показаниям на обследование и лечение в другие организации здравоохранения.

Медицинская помощь населению включает первичную медико-санитарную (в том числе скорую медицинскую) помощь и специализированную медицинскую помощь.

Первичная медико-санитарная помощь является основным и доступным для каждого человека видом медицинской помощи и включает лечение наиболее распространенных болезней, травм, отравлений и других неотложных состояний, родовспоможение, проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, медицинскую профилактику заболеваний, гигиеническое обучение, проведение мер по планированию семьи, охране материнства, отцовства и детства, проведение других мероприятий.

Специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных медицинских технологий.

Скорая медицинская помощь — вид медицинской помощи, оказываемой пациентам по жизненным показаниям. Скорая медицинская помощь предоставляется пациентам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (несчастный случай, травма, отравление, другие состояния и заболевания), и осуществляется безотлагательно государственной службой скорой медицинской помощи.

Граждане Республики Беларусь имеют право на лечение в санаториях и санаториях-профилакториях за счет собственных средств, средств государственного социального страхования, средств республиканского и местных бюджетов, средств физических и юридических лиц. Лечение детей в детских санаториях осуществляется бесплатно.

В Республике Беларусь материнство охраняется и поощряется государством. Женщинам создаются условия, позволяющие сочетать труд с материнством, обеспечивается правовая защита. Беременной женщине гарантируется медицинское наблюдение в государственных организациях здравоохранения, стационарная медицинская помощь во время и после родов, а также лечебно-профилактическая помощь и медицинское наблюдение за новорожденным. Государственные организации здравоохранения осуществляют наблюдение детей и подростков в возрасте до 18 лет.

Важнейшим направлением государственной политики в области здравоохранения является организация бесплатных консультаций по вопросам планирования семьи, по медико-психологическим аспектам семейно-брачных отношений, а также медико-генетические и другие обследования в государственных организациях здравоохранения с целью предупреждения возможных наследственных заболеваний у детей. Государственные органы и иные организации здравоохранения проводят специальные меры профилактики заболеваний и лечение лиц, имеющих заболевания, которые представляют опасность для здоровья населения. Государство обеспечивает систему мер по предупреждению и лечению алкоголизма, наркомании и токсикомании.

Медицинские и фармацевтические работники, осуществляющие профессиональную деятельность на территории Республики Беларусь, должны руководствоваться нормативными правовыми актами Республики Беларусь, принципами медицинской этики. Медицинские и фармацевтические работники обязаны:

• надлежащим образом выполнять свои профессиональные обязанности;

• сохранять врачебную тайну; • уважительно и гуманно относиться к пациентам;

• постоянно повышать уровень профессиональных знаний;

• выполнять иные обязанности, определенные нанимателем.

Медицинские и фармацевтические работники за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностей несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Законодательство Республики Беларусь запрещает осуществление эвтаназии.

Политика в области здравоохранения неразрывно связана с политикой в области спорта и туризма. Занятия спортом, активный и здоровый образ жизни играют очень важную роль в профилактике большинства заболеваний, в сохранении здоровья на долгие годы.

В республике действует Государственная программа развития физической культуры и спорта. Ее цель — дальнейшее развитие физической культуры и спорта как составляющей социальной политики нашего государства, направленной на укрепление здоровья нации. Основными задачами программы являются дальнейшее развитие физической культуры и спорта, повышение эффективности функционирования системы физического воспитания населения, усиление массовости физкультурно-оздоровительного движения в стране, обеспечение эффективной подготовки спортсменов и т. д.

В настоящее время большую роль в развитии республики может сыграть расширение туризма. Туризм — это и высокорентабельный бизнес и такая область, которая способствует активности, сохранению здоровья людей, поддерживает их интерес к жизни. Государственная политика в области здравоохранения, спорта и туризма реализуется посредством принятия специальных государственных программ («Здоровье народа», программы по борьбе с ВИЧ-инфекцией, с распространением наркотиков и психотропных средств и др.).

В республике осуществляется целый ряд программ, связанных с заболеваниями, вызванными последствиями аварии на Чернобыльской АЭС. В последние годы в нашей стране много сделано для того, чтобы поддерживать здоровье каждого человека. Вводятся в действие новые лечебно-профилактические учреждения, идет ремонт и реконструкция старых, улучшается диагностическая база учреждений здравоохранения. Снизилась детская и младенческая смертность, заболеваемость инфекционными болезнями, смертность от инфаркта миокарда и некоторых других заболеваний, значительно улучшилась выявляемость и лечение туберкулеза. Уменьшилась первичная инвалидность населения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: