1. Государственная политика в сфере образования основывается на принципах:
1.1. приоритета образования;
1.2. приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования;
1.3. гарантии конституционного права каждого на образование;
1.4. обеспечения равного доступа к получению образования;
1.5. обязательности общего базового образования;
1.6. интеграции в мировое образовательное пространство при сохранении и развитии традиций системы образования;
1.7. экологической направленности образования;
1.8. поддержки и развития образования с учетом задач социально-экономического развития государства;
1.9. государственно-общественного характера управления образованием;
1.10. светского характера образования.
2. Основными направлениями государственной политики в сфере образования являются:
2.1. обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан в сфере образования, в том числе права на получение образования как за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, так и на платной основе;
|
|
2.2. обеспечение доступности образования, в том числе лицам с особенностями психофизического развития в соответствии с их состоянием здоровья и познавательными возможностями, на всех уровнях основного образования и при получении дополнительного образования;
2.3. создание специальных условий для получения образования лицами с особенностями психофизического развития и оказание этим лицам коррекционно-педагогической помощи;
2.4. создание необходимых условий для удовлетворения запросов личности в образовании, потребностей общества и государства в формировании личности, подготовке квалифицированных кадров;
2.5. обеспечение участия государственных органов и иных организаций, в том числе общественных объединений, в развитии системы образования;
2.6. осуществление перехода к обязательному общему среднему образованию;
2.7. осуществление целевой подготовки специалистов, рабочих, служащих;
2.8. обеспечение преемственности и непрерывности уровней основного образования, ступеней образования в рамках одного уровня основного образования;
2.9. обеспечение равенства белорусского и русского языков;
2.10. обеспечение деятельности учреждений образования по осуществлению воспитания, в том числе по формированию у граждан духовно-нравственных ценностей, здорового образа жизни, гражданственности, патриотизма, ответственности, трудолюбия.
Система образования – совокупность взаимодействующих компонентов, направленных на достижение целей образования. Целями образования являются формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие личности обучающегося.
|
|
3. Компонентами системы образования являются:
3.1. участники образовательного процесса при реализации образовательных программ;
3.2. образовательные программы;
3.3. учреждения образования;
3.4. организации, реализующие образовательные программы послевузовского образования;
3.5. иные организации, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность;
3.6. индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность;
3.7. государственные организации образования, обеспечивающие функционирование системы образования;
3.8. учебно-методические объединения в сфере образования;
3.9. организации, обеспечивающие проведение практических занятий, прохождение практики или производственного обучения обучающимися;
3.10. организации – заказчики кадров;
3.11. организации, направляющие работников для освоения содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых;
3.12. государственные органы, подчиненные и (или) подотчетные Президенту Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, иные организации и физические лица в пределах их полномочий в сфере образования.
4. Образование подразделяется на основное, дополнительное и специальное.
5. Система образования включает в себя систему дошкольного образования, систему общего среднего образования, систему профессионально-технического образования, систему среднего специального образования, систему высшего образования, систему послевузовского образования, систему дополнительного образования детей и молодежи, систему дополнительного образования взрослых, систему специального образования.
Министерство образования Республики Беларусь (далее – Минобразование) – республиканский орган государственного управления, проводящий государственную политику в сфере образования, осуществляющий регулирование, управление и контроль за обеспечением качества образования и координирующий в этой сфере деятельность других республиканских органов государственного управления и государственных организаций. Минобразование подчиняется Совету Министров Республики Беларусь, несет перед ним ответственность за выполнение возложенных на него задач и организацию работы подчиненных ему государственных организаций.
В структуру Минобразования входят Департамент контроля качества образования с правами юридического лица, управления и отделы, а также структурные подразделения областных и Минского городского исполнительных комитетов, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере образования и по делам молодежи, государственные организации, подчиненные Минобразованию (далее, если не указано иное, – организации Минобразования).
Главными задачами Минобразования являются:
1. обеспечение реализации государственной политики в сфере образования, опеки и попечительства над несовершеннолетними;
2. обеспечение функционирования системы образования Республики Беларусь, создание системы непрерывного образования;
3. проведение государственной молодежной политики;
4. проведение в пределах своей компетенции государственной политики в сфере оказания психологической помощи в системе образования;
5. координация деятельности республиканских органов государственного управления, управлений образования областных и Минского городского исполнительных комитетов, организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, по вопросам реализации функций системы образования, государственной молодежной политики, защиты прав несовершеннолетних, опеки и попечительства над несовершеннолетними;
|
|
6. осуществление контроля за обеспечением качества образования, а также в сфере государственной молодежной политики;
7. осуществление анализа реализации государственной политики в области охраны детства;
8. осуществление деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
9. организация международного сотрудничества в сфере образования, а также по иным направлениям деятельности в пределах своей компетенции;
10. организация и развитие научных исследований в учреждениях высшего образования;
11. обеспечение государственного регулирования образования, а также создание условий для развития организаций всех форм собственности, осуществляющих данный вид экономической деятельности.
Минобразование в соответствии с возложенными на него задачами:
1. всесторонне анализирует состояние и прогнозирует развитие сферы образования, социальных процессов в среде молодежи, изучает мировые тенденции и определяет приоритетные направления развития в этих сферах;
2. определяет основные направления развития и совершенствования качества образования;
3. осуществляет координацию деятельности республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов в сфере образования;
4. взаимодействует с местными исполнительными и распорядительными органами в решении вопросов, входящих в его компетенцию, принимает совместные с областными и Минским городским исполнительными комитетами меры по вопросам развития системы образования, воспитания обучающейся молодежи, молодежной политики и охраны детства;
5. разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных правовых актов, программы развития системы образования, программ развития дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего, специального образования, дополнительного образования детей и молодежи и дополнительного образования взрослых;
|
|
6. утверждает в установленном порядке:
- особенности регулирования труда педагогических работников;
- типовые штаты и нормативы численности работников организаций системы образования, кроме специализированных лицеев, средних школ – училищ олимпийского резерва, суворовских училищ, детских школ искусств, учреждений среднего специального образования в сфере культуры;
7. устанавливает образцы билета учащегося, книжки успеваемости, студенческого билета, билета слушателя, зачетной книжки, типовые формы отдельных документов, необходимых для организации образовательного процесса в учреждениях образования;
8. организует подготовку и выпуск учебных изданий, определяет порядок их использования, в том числе комплектования ими учреждений образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, государственных организаций образования, обеспечивающих функционирование системы образования;
9. осуществляет лицензирование образовательной деятельности в соответствии с законодательством о лицензировании;
10. проводит государственную аккредитацию учреждений образования, иных организаций, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, подтверждение государственной аккредитации;
11. осуществляет в установленном порядке ведомственный контроль за соответствием требованиям законодательства деятельности организаций Минобразования, в том числе их обособленных подразделений, имеющих учетный номер плательщика;
12. заключает международные договоры межведомственного характера с государственными органами иностранных государств и (или) международными организациями в сфере образования;
13. разрабатывает и реализует в пределах своей компетенции меры по развитию экспорта образовательных услуг;
14. определяет особенности состава затрат при реализации образовательных программ высшего, среднего специального образования на платной основе в государственных учреждениях образования;
15. осуществляет государственную кадровую политику в сфере образования, направленную на комплектование Минобразования, организаций Минобразования высококвалифицированными работниками, обеспечивает их подбор и расстановку, формирует в пределах своей компетенции руководящий кадровый состав отрасли и его резерв;
16. обеспечивает организацию и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, в том числе в сфере образования, охраны детства и молодежной политики, внедрение результатов научных исследований в сфере образования, содействует внедрению результатов научных исследований и разработок в отрасли экономики, развитию инновационной деятельности;
17. обеспечивает организацию и проведение экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, в том числе определяет порядок ее осуществления и т.д.