Восстановительные мероприятия

Контроль процесса подготовки включает в себя: педагогический контроль, медицинский контроль, научно-методический контроль (КНГ). В педагогическом контроле указываются тесты, а если есть необходимость, то и нормативы. В восстановительные мероприятия включаются как обычные (баня, сауна), так и специализированные (массаж, гидромассаж).

Технология планирования годичного цикла осуществляется по такой схеме:

- глубокое обследование и анализ результатов прошлого года;

- установление исходного уровня физической, технико-тактической, психологической подготовленности;

- выявление и систематизация современных тенденций в развитии спорта на сегодняшний день;

- анализ общей системы календаря соревнований и планирование индивидуальной системы соревнований;

- выбор и составление варианта структуры тренировочного года;

- определение средств и технологий оперативного, текущего и итогового контроля;

- составление графического плана годичного цикла;

-составление общего плана работы с командой.

Приступая к планированию подготовки в годичном цикле, тренер должен дать объективную и подробную характеристику спортсмена или команды. Планирование годичной тренировки и определение количественных показателей может иметь два варианта – помесячный и понедельный. Поэтому при графическом изображении плана подготовки тренер выделяет 12 месячных или 52-недельные вертикальные колонки, соответствующие количеству месяцев или недель в году.

Структура годичного плана, в том числе количество и последовательность макроциклов, периодов и мезоциклов уточняется в связи с системой индивидуального календаря соревнований спортсмена в каждом конкретном виде спорта.

Годичный цикл может состоять из нескольких макроциклов, чаще всего из двух или трех, что обусловлено количеством главных стартов и временными интервалами между ними, которые и определяют оптимальный набор и чередование периодов.

При планировании двух, трех, и более цикловой подготовки необходимо учитывать, что введение каждого дополнительного законченного макроцикла в рамках одного года часто приводит к улучшению спортивных результатов, особенно у молодых квалифицированных спортсменов. Однако использование 3-4 и более циклового планирования сопровождается как ростом результатов на ближайшие 2 года, так и сокращением «активной» спортивной жизни спортсменов. Поэтому целесообразность использования такой структуры может быть обусловлена наличием аргументированных и достаточных оснований. Что касается детско-юношеского спорта, то использование данной структуры не только не имеет никаких оснований, но и является вредным.

В годичный план подготовки вводят календарную сетку, состоящую из порядковых номеров недель и названий месяцев. Затем осуществляется нанесение на эту сетку главных соревнований (целеобразующий фактор) и после этого определяют количество и границы макроциклов. Затем наносится индивидуальный календарь соревнований, а также очерчиваются входящие в состав годичного плана и макроциклов периоды, мезоциклы, макроциклы, обеспечивающие достижения состояния спортивной формы в необходимые сроки главных стартов. Следующая операция заключается в распределении общих показателей тренировочного процесса по каждой неделе или месяцу макроцикла. Затем распределяются общие объемы тренировочных нагрузок, частные объемы наиболее специфических и интервальных средств (до 5-9 показателей), устанавливаются сроки контрольного тестирования, динамика спортивных результатов, сроки тренировочных сборов, основные направления восстановительных мероприятий.

Разделы плана, отпечатанные на развернутом листе делают этот документ максимально наглядным и очень удобным в повседневной практической деятельности тренера.

При разработке годичных планов необходимо учитывать следующие организационно-методические положения:

- рациональное соотношение нагрузок различной преимущественной направленности (от комплексных на ранних этапах подготовительных периодов к избирательным на заключительных этапах подготовительного и соревновательного периодов);

- последовательное или комплексное совершенствование двигательных качеств, лежащие в основе проявления технико-тактического мастерства, уменьшение влияния лимитирующих факторов за счет волнообразного характера динамики тренировочной нагрузки, изменение соотношений ее компонентов, объема и интенсивности работы и отдыха;

В процессе многолетней тренировки продолжительность работы в годичном цикле неуклонно возрастает от этапа к этапу, от года к году, как за счет роста временных затрат на восстановительные мероприятия, теоретические занятия и др.. Специфика соревновательной деятельности накладывает свой отпечаток как на количество тренировочных занятий, так и на их продолжительность. В целом наблюдается тенденция сокращения времени отдельного занятия и увеличение их количества, как в тренировочном дне, так и в годичном цикле.

При планировании общего времени подготовки в часах, числа тренировочных и соревновательных дней, количества тренировочных занятий можно ориентироваться на показатели, которых достигают квалифицированные спортсмены – МСМК, занимающиеся в группах высшего спортивного мастерства в различных видах спорта. В многолетних планах эти показатели можно принять за 100%. Тогда эти же показатели для групп начальной подготовки составляют всего 25-30%, для групп учебно-тренировочных – 50-60%, для групп спортивного совершенствования – 80-85%. В то же время среди высококвалифицированных спортсменов эти показатели в конкретном виде спорта варьируются в пределах 20-25%. Показатели, приведенные в таблице 2, тесно связаны с продолжительностью соревновательной деятельности в отдельном старте, номере программе, игре, поединке.

Таблица 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: