В юридической литературе приводятся различные основания (критерии) классификации функций государства:
1. По сферам государственной деятельности (объектам воздействия) общепринятым считается деление функций на:
а) внутренние (связаны с реализацией задач государства внутри страны);
б) внешние (связаны с реализацией задач государства на межгосударственном уровне, где оно выступает субъектом международно-правовых отношений).
2. По продолжительности действия функции государства подразделяются на
а) постоянные (присущи государству на всех этапах его существования);
б) временные (ограничены во времени, что обусловлено спецификой задач государства на отдельных исторических этапах (например, функция нейтрализации сопротивления свергнутых классов или партий при смене государственного строя в ходе революции или реформы. В результате перевоспитания, депортации или физического уничтожения противника эта функция полностью отмирает либо сливается с другой — функцией охраны правопорядка и существующего строя).
|
|
3. По социальной значимости функции государства традиционно принято подразделять на:
а) основные (выполняются всеми его органами во взаимодействии, их можно назвать общими, т. е. одинаково присущими каждому звену государства.);
б) неосновные (функции, свойственные лишь отдельным государственным органам).
Деятельность государства по реализации своих функций облекается в правовые формы: правотворческую; исполнительно-распорядительную: правоохранительную, что основано на принципе разделения властей. Соответственно и функции государства подразделяются на: законодательные (правотворческие); управленческие; судебные,
что в принципе отражает механизм реализации государственной власти.
Любые государства, находящиеся на одном этапе развития, имеют одинаково звучащие функции, хотя отличия в их содержании, а тем более в формах и, особенно, в методах реализации могут быть довольно сильными.