• Product, товарная политика фирмы (товарный маркетинг) – ориентированная на рынок разработка ассортиментного ряда товаров, их свойств (качества), упаковки, имиджа марки и т.д.
Продукт (качество, ассортимент, сервис). Что покупает потребитель, за что платит деньги – за дизайн, упаковку, размер? Безусловно, все эти характеристики очень важны, но лишь как средство получить определенные блага. Покупатели смазочных материалов ищут не продукт, который состоит из конкретных химических компонентов, а продукт, который удовлетворяет определенные требования относительно смазки машин. Выбирая замок, ищут не средство для закрывания дверей, а товар, с помощью которого хозяин защищает свое жилище.
Каждый продукт наделен свойствами, которые представляют интерес для потребителя, – дизайн, долговечность, надежность, функции, возможности, то есть наделенный определенным качеством. Под качеством понимаем весь набор свойств продукта, за которыми потребитель делает вывод о его преимуществах. Для продукции японских предприятий качество стало основой успеха на рынках всего мира.
|
|
Часто инструментом, который способствует продаже товара на рынке, становится ассортимент. Говоря об ассортименте, различают его широту (количество наименований продукции) и глубину (количество видов изделий на одно наименование продукции – стони рисунков тканей, моделей компьютеров, модификаций электротоваров).
Сегодня на рынке побеждает даже не тот, кто завоевывает новых потребителей, а тот, кто сумеет удержать старых. Поэтому на первый план в конкурентной борьбе выдвигается сервис. Элементами сервисного обслуживания является:
- техническое обслуживание (ремонт и профилактика);
- гарантия - инструктаж и рекомендации к и после покупки;
- установка;
- подготовка персонала;
- работа с жалобами клиентов;
- обеспечение документацией;
- обеспечение комплектующими деталями;
- оперативность.
• Price, ценовая политика компании (ценовой маркетинг) – ориентированная на рынок разработка уровня и поведения цен, ценовых методов стимулирования сбыта.
Цена (скидки, наценки, сроки выплаты). Определение цены – самое тяжелое задание маркетинга. Она должна, с одной стороны, быть такой, чтобы ее мог заплатить потенциальный покупатель, а из другой - обеспечить прибыльность.
• Promotion, продвижение товара (маркетинг коммуникаций) – система информирования потенциальных клиентов, создания положительного мнения о товаре и фирме посредством разнообразных методов стимулирования сбыта (реклама, сервис и т.д.).
Главным содержанием этого элемента маркетинга является выбор оптимальной схемы доставки продуктов от производителя к потребителю (напрямую, через оптовую торговлю, агентов), ее физическое воплощение (транспортировка, сохранение, обработка грузов), а также сервисное обслуживание потребителей.
|
|
Продвижение на рынке предусматривает эффективные контакты с покупателями. К конкретным формам здесь можно зачесть:
- создание позитивного имиджа компании и ее продукции;
- реклама, выставки, ярмарки, предоставления торговых скидок, передаваемости товара, во временное пользование, торговля в кредит;
- персональная продажа.
• Place, место и время продажи, товародвижение (сбытовой маркетинг, дистрибьюция) – выбор оптимальных каналов сбыта и торговых посредников, организация хранения и транспортировки товара.
• Peopl e, продавцы и покупатели товара (маркетинг отношений) – разработка кадровой политики компании (подбор и обучение персонала, ориентированного на клиента и цели фирмы), формирование потенциальных клиентов. Как направление маркетинговой деятельности появилось относительно недавно в качестве дополнения к немецкой школе маркетинга (4Р) (табл.8).
Таблица 8.