Организационно-правовых форм

1. Функционирование предприятия как открытой экономической системы

2. Регулирующая роль цены в экономике предприятия

3. Регулирующая роль качества продукции

4. Прибыль предприятия - цель его функционирования

1.

Основное требование, которое выдвигает рынок предприятию, - работать так, чтобы результатом деятельности был не только выпуск продукции или услуг, но и получение прибыли.

Второе требование - сбыть, реализовать продукцию. Дальнейшее наращивание объемов целесообразно только в условиях гарантированного сбыта.

Третье требование - самостоятельность предприятий по многим направлениям его деятельности, при этом существует опасность несостоятельности и банкротства.

Поведение предприятия в рыночных условиях хозяйствования видоизменяется, и это изменение касается многих аспектов деятельности предприятия.

Любое предприятие является открытой экономической системой, где:

блок 1 - предприятие, основной задачей которого является преобразование ресурсов;

блок 2 - ресурсы на входе - трудовые, материальные, финансовые;

блок 3 - ресурсы на выходе, т. е. преобразованные ресурсы - готовая продукция, отходы производства, прибыль, денежные средства;

блок 4 - социальная среда, с которой взаимодействует предприятие государство, муниципальные органы, законодательство:

блок 5 - природная среда - потребление природных ресурсов, полезных ископаемых, воздуха, воды;

блок 6 - взаимосвязь с рынком, маркетинг, причем этот блок взаимодействует как на bxoд ресурсов, так и на выходе. Для того чтобы знать, что необходимо производить - какой ассортимент, в каком количестве, предприятие должно изучить рынок, т. е. заняться маркетингом

блок 7- соотношение ресурсов на входе с ресурсами на выходе образует экономическую работу на предприятии, экономику предприятия.


Рис. 1.1. Рыночная модель предприятия

Для принятия решений необходимо собрать и проанализировать достаточно много информации (см. бизнес-план). При производстве продукта и осуществлении маркетинговой политики необходимо учитывать жизненный цикл продукта на рынке, который состоит из ряда стадий (рис. 1.2).

Внедрение, требующее больших затрат, поэтому торговля товаром на этой стадии, как, правило, убыточна.

Рост как результат признания покупателем товара и быстрого увеличения спроса на него. При росте объема продаж и соответственно прибыли стабилизируются расходы на рекламу.

Зрелость характерна тем, что большинство покупателей товар уже приобрели, поэтому темпы роста продаж, достигнув максимума, начинают падать, прибыль также начинает снижаться в связи с увеличением расходов на рекламу и другие маркетинговые мероприятия.

Насыщение: в этом периоде, несмотря на принятые меры, рост продаж больше не наблюдается. Прибыль от торговли продолжает увеличиваться из-за снижения расходов на производство.

Спад представляет собой период резкого снижения продаж, а затем и прибыли.

Рис. 1.2. Жизненный цикл товара на рынке

Соотношение ресурсов на входе и на выходе составляет содержание такого понятия, как экономика предприятия. Единственное, что ее интересует, — это соотношение в использовании ресурсов, которое предполагает превышение доходной части над расходной (рентабельная работа предприятия), превышение расходной части над доходной (убыточная работа предприятия) и, наконец, равенство доходной и расходной частей (работа предприятия в условиях самоокупаемости).

Важным элементом производственного процесса на предприятии является выбранный вариант технологии. Именно избранная технология определяет состав и требуемое количество ресурсов на входе в производственную систему. Изменение технологии ведет к изменению профессионального и квалификационного состава необходимых для производства кадров, технологического оборудования, транспортных средств, инструмента вплоть до изменения используемых видов сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий. Избранная технология тесно связана с двумя показателями работы предприятия: ценой выпускаемой продукции и уровнем ее качества. Одновременно эти два фактора формируют и конкурентоспособность продукции, чаще предпочтение отдается второму показателю. Остано­вимся на этих показателях более подробно.

2.

В рыночных условиях уровень цен, издержек нормативы рентабельности свободно устанавливаются предприятием. Цена на выпускаемую продукцию для предприятия есть договорная цена между ним и потребителем. Существует несколько вариантов договорных цен:

1-й вариант: Ца = Себестоимость + Прибыль;

2-й вариант: Ца = Спрос — Предложение;

3-й вариант: Цена конкурента 1 >Ца < Цена конкурента 2

Первый вариант установления договорной цены полностью определяется условиями производства. Однако в условиях рынка это скорее исключение. Второй и третий варианты приближены к реальной действительности.

При втором варианте установления цены за основу принимаются прогнозируемый спрос и себестоимость товара. Задача для предприятия ставится так: цена за единицу товара предварительно определена и необходимо установить, при каком количестве проданных товаров предприятие начнет получать реальную прибыль. Возможна и обратная задача: известно приблизительное количество изделий, которое можно реализовать на рынке, необходимо определить, при какой цене этот объем продажи не приведет к убыткам.

Третий вариант формирования цены учитывает уровень конкуренции на рынке и часто дает хорошие результаты. Производитель изучает динамику цен конкурентов и определяет, какова будет цена конкурента на аналогичный товар. Основное внимание при этом направлено на уменьшение расходов и увеличение прибыли.

Рассмотрение трех вариантов показывает, что в условиях рыночной экономики цена - фактор обеспечения конкурентоспособности продукции.

Другим не менее важным, а, может быть, более важным фактором является качество выпускаемой продукции.

3.

Качество - это совокупность свойств продукции, призванных удовлетворять потребность в соответствии с назначением продукции. Потребитель часто предпочитает качество цене, поскольку понимает, что высокое качество снизит расходы на эксплуатацию, ремонт и более полно удовлетворит его потребности. Если анализировать причины процветания фирм типа «Адидас», «Тойота», «Фольксваген», то можно увидеть, что имидж этих фирм базируется на качестве продукции, а не на цене. А качество в свою очередь обеспечивают рост продаж, снижение издержек, увеличение прибыли.

Качество продукции - результат качества: труда, предметов труда, средств труда, технологии, управления, производственной среды в целом.

В последние годы передовыми фирмами мира последовательно внедряется новая стратегия управления качеством продукции ИСО - 9000.

Обеспечение качества понимается не как техническая функция, реализуемая каким-то подразделением, а как систематический процесс, пронизывающий всю организационную структуру фирмы.

Всеобщий контроль качества, осуществляемый фирмами США, Японии и Западной Европы, предполагает три обязательных условия:

1. Качество как основная стратегическая цель деятельности признается высшим руководством фирм. При этом устанавливаются конкретные задачи и выделяются средства для их решения. Повышение качества должно идти по возрастающей, ибо качество - это непрерывно меняющаяся цель.

2. Мероприятия по повышению качества продукции должны затрагивать все подразделения предприятия без исключения. Особое внимание уделяется повышению качества на таких этапах, как изготовление новых изделий.

3. Не прекращающийся процесс обучения (ориентирован на определенное рабочее место) и повышение мотивации персонала.

Время на разработку и изготовление новых видов продукции постоянно сокращается, достаточно сравнить период в 20 лет, в течение которого был спроектирован, произведен и стал предметом необходимости телевизор, с периодом в 5 лет, за который тот же путь проделала персональная ЭВМ.

4.

Получение прибыли - это непосредственная цель предприятия. Но получить прибыль предприятие может только в том случае, если оно производит продукцию или услуги, которые реализуются, т. е. удовлетворяют общественные потребности. Потребности подразделяются на: потребности и платежеспособные потребности. Необходимо произвести продукт, который удовлетворит потребности и притом по такой цене, которая удовлетворила бы платежеспособные потребности. А приемлемая цена возможна только в том случае, когда предприятие выдерживает определенный уровень издержек, когда все затраты потребляемых ресурсов меньше, чем полу­ченная выручка. Если предприятие не укладывается в рамки такого поведения и не получает прибыли от своей производственной деятельности, то оно вынуждено уйти из экономической сферы, признать себя банкротом.

В общем виде формулу прибыли можно представить в следующем виде:

П = В - (3 + Н + Ш),

где П - прибыль предприятия, руб./год;

В - выручка от реализации созданной продукции, руб./год;

3 - затраты на производство и реализацию созданной продукции, руб./год;

Н - величина налогов, выплачиваемых предприятием, руб./год;

Ш - штрафные санкции, руб./год.

Выручка от реализации определяется по формуле:

В = Ni × Щ

где Ni - количество произведенной и реализованной потребителям продукции в натуральном выражении; Щ - цена реализации, руб.

Если затраты и штрафы в существенной мере зависят от предприятия, то налоги уплачиваемые предприятием, - это внешние условия хозяйствования. Налоговая система, действующая в настоящее время в России, достаточно громоздкая и дифференцирована на федеральный республиканский и местный уровни.

Лучшие вложения - в ценные бумаги компаний, на продукцию которых постоянно существует спрос.

Выводы

1. Прибыль предприятия становится целью функционирования и главным результатом деятельности предприятия.

2. Предприятие в своем стремлении повысить прибыль обладает четырьмя степенями относительной свободы в отношении:

• установления цен;

• формирования затрат;

• выбора номенклатуры и ассортимента продукции;

• формирования объемов продукции.

3. Обеспечить получение прибыли предприятие может только в том случае, если наращиваются объемы реализации, которые в свою очередь зависят от работ по маркетингу, повышению качества выпускаемой продукции и от уровня издержек на продукцию.

4. Нерентабельная работа предприятия в течение длительного времени должна настораживать руководство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: