1. Сущность и содержание маркетинга
2. Принципы и функции маркетинга
3. Изучение потребителей
4.Сегментация рынка
1.
Термин «маркетинг» появился в начале 20в. В США и означает «рыночную деятельность», работу с рынком.
Маркетинг - любая деятельность в сфере рынка, направленная на продвижение товаров, работ, услуг от того, кто её производит к тому, кто в ней нуждается посредством обмена. Сегодня маркетинг воспринимается как система управления, ориентированная на рынок, позволяющая осуществлять функции:
- анализ окружающей среды и рыночные исследования;
- анализ потребителей;
- планирование товара, услуги;
- планирование продвижения товаров;
- планирование сбыта;
- обеспечение социальной ответственности фирмы;
- управление маркетинга.
Сущность маркетинга - производить то, что будет безусловно продано, но не пытаться продать то, что предприятие смогло произвести. Развитие теории маркетинга идет по линии применения системного подхода к организации маркетинговой деятельности. Маркетинг рассматривается в 2-х аспектах:
|
|
1. Как подсистема управления внутри предприятия для связи между производителем и потребителем - микромаркетинг.
2. Как подсистема внутри общества, которая управляет рынком с целью удовлетворения потребностей конечных потребителей - макромаркетинг.
Макромаркетинг стал предпосылкой возникновения глобального, социального маркетинга, конъюмеризма.
Социальный маркетинг — предметом маркетинговой деятельности наряду с рынком становится общественно-политическая деятельность (с целью реализации социальных идей - компания против курения, ядерной войны, глобализации и проч.)
Конъюмеризм - маркетинг, направленный на защиту прав потребителей.
Макромаркетинг включает: глобальный, социальный, конъюмеризм, маркетинг потребительских товаров, маркетинг средств производства, маркетинг услуг.
Микромаркетинг включает управленческий, стратегический, институциональный, функциональный, функциональный, товарный, региональный, бихевиоризм.
Бихевиоризм - направление маркетинга, специализирующееся на изучении психологических аспектов поведения потребителей в процессе выбора и приобретения товаров, что привело к использованию инструмента маркетинга - сегментации рынка.
Стратегическое планирование - установление целей, учет внутренних и внешних факторов, возможностей предприятия, внедрением стратегических моделей и т.д.
2.Основные принципы маркетинга вытекают из его сущности.
А) сегментация - нацеленность производственно-сбытовой деятельности фирмы на конечный практический результат путем овладения долей рынка с конкретной группой потребителя, а затем удержания и расширения этой доли в соответствие с долгосрочными целями предприятия.
|
|
Б) ориентация фирмы на долговременные результаты рыночной деятельности - особое внимание прогнозным исследованиям, разработки новых товаров, чтобы обеспечить высокую рентабельность и подавление конкурентов.
В) адаптация - гибкое реагирование на требования спроса - создание товара и создание своего потребителя.
Г) инновация - постоянное совершенствование, обновление товара, создание новых товаров, разработка новых технологий, внедрение новых форм и методов выхода на новые рынки и проч,
Основные функции маркетинга: планирование, организация, мотивация, контроль. Эти основные функции конкретизируются специфическими маркетинговыми функциями:
а) комплексное исследование рынка
б) анализ производственно-сбытовых возможностей предприятия;
в) разработка маркетинговой стратегии и программы;
г) осуществление товарной политики;
д) осуществление ценовой политики;
е) осуществление сбытовой политики;
ж) политика продвижения товаров;
з) организация маркетинговой деятельности - создание специальных структурных подразделений;
и) обеспечение социальной ответственности фирмы;
к) управление маркетингом.
3.
Осуществляется на основе трех подходов:
1-й подход: системный (методом опроса намерений покупателей (что он предпочитает), рыночных экспериментирований (выпуск пробных партий товара), экономико-статистического анализа (данные ряда лет))
2-й подход: комплексное исследование процессов и объектов рынка (спрос, цена, предложение, предпочтения покупателей)
3-й подход: дифференцированный (с учетом реальных рыночных ситуаций)
Комплексное исследование рынка включает:
1. Определение уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции её соответствия запросам сегментов рынка. Конкурентность товара можно определить, сравнивая товары - конкуренты между собой.
2. Изучение экономической конъюнктуры - реальной ситуации на рынке, совокупности экономических, политических, социальных, других условий. Оценка конъюнктуры позволяет принимать конкретные меры через товарооборот, товарные запасы и проч.
3. Получение прогноза развития рынка и оценка его емкости. Емкость рынка - объем товара, реализуемого на рынке - П+О-Э+И-Эк+Ик;
Упрощенно Е = П+И-Э.
П - национальное производство данного товара в стране;
О - остаток товарных запасов на складах заготовителей;
Э - экспорт, вывоз из страны;
И - импорт, ввоз товаров;
Эк - косвенный экспорт (товар, используемый при производстве др. изделий)
Ик - косвенный импорт.
4. Изучается уровень валового национального продукта и доходов на душу населения (для ранжирования рынка). Ранжирование - выстраивание рынков по мере убывания интересов предприятия к этим рынкам в зависимости от реализации товаров и услуг, которыми располагает предприятие.
5. Инвестиционная политика государства. Объемы и динамика инвестиций в отрасли, потребляющей ваши товары.
6. Для международных рынков изучаются вопросы импортного регулирования – режим ввоза, вывоза, тарифных ограничений.
7. Стабильность правового режима. Изучаются и выбираются рынки, где правительство проводит стабильную экономическую политику, где стабильны налоги и есть договора о сотрудничестве.
8. Изучение фирменной структуры рынка, то есть партнеров, покупателей, конкурентов, нейтралов с целью определения их надежности, платежеспособности, конкурентных преимуществ и слабостей.
9. Анализ социально-психологических особенностей покупателей - потребителей конкретных рынков, их мотивации при принятии решения о покупке, типов покупателей в зависимости от отношения к покупке.
|
|
10. Анализ потребительских свойств конкретного товара и его поведение.
11. Анализ форм и методов сбыта.
12. Анализ и изучение рыночных сегментов.
4.
Сегментация позволяет выбрать один или несколько наиболее выгодных сегментов. Основные признаки сегментации.
А) Для потребительского маркетинга.
1. географический принцип - отличительные характеристики городов, областей, районов. Учитывается расположение района, численность, плотность населения, консерватизм, различия в доходах, культуре, социальных ценностях.
2. демографический принцип - разбиение ранка на группы по полу, возрасту, размеру семьи, уровню доходов, роду занятий, расе, национальности, образованию, религиозным убеждениям, виду работ.
3. психографический принцип - разделение по признаку принадлежности к общественному классу, образу жизни, характеристикам личности, соц.положению, образованию.
4. поведенческий признак - разбиение на группы в зависимости от знаний, характера использования товара и реакции на этот товар, по поводу для свершения покупки, по выгодам в товаре, по статусу пользователя, по интенсивности употребления.
Б) Для промышленного маркетинга.
Используются те же критерии, что и для конечных потребителей, но дополнительными критериями могут быть:
5. величина фирмы-покупателя;
6. специализация основного производства;
7. деловая репутация потребителя, весомость потребителя.
8. платежеспособность потребителя;
9. Требования потребителя к качеству и техническому уровню изделия.
Чтобы планирование сегментов было успешным группы потребителей должны отвечать 5-ти критериям:
1. должны быть различия между потребителями;
2. внутри сегмента потребители должны быть достаточно однородны, чтобы план маркетинга для данного сегмента был один;
3. должна быть возможность измерить характер и требования потребителей;
4. сегменты должны быть достаточно большими для обеспечения продаж и покрытия расходов;
5. потребители должны быть легко достижимы.
В зависимости от стратегии фирма использует 3 маркетинговых подхода: недифференцированный маркетинг (обращение ко всему рынку), дифференцированный маркетинг (несколько планов маркетинга на нескольких сегментах), концентрированный маркетинг (один план маркетинга на нескольких сегментах).
|
|