Лекция 18. Лизинг и франчайзинг - прогрессивные формы

предприни­мательства

1. Понятие, формы и виды лизинга

2. Правовые основы лизинга в РФ

3. Франчайзинг

1.

Лизинг - долгосрочная аренда машин, оборудования и других това­ров инвестиционного назначения, купленных арендодателем (лизингодате­лем) для арендатора (лизингополучателя) с целью их производственного ис­пользования, при сохранении права собственности на них за арендодателем на весь срок договора аренды. Объектом лизинга может быть движимое, не­движимое имущество.

По отношению к арендуемому имуществу можно выделить договор чистого лизинга (расходы на обслуживание несет арендатор) и договор полного лизинга (расходы на ремонт, ТО, страхование лежат на лизингодателе).

1.Формы лизинга:

- внутренний, когда лизингодатель, лизингополучатель и продавец (по­ставщик) являются резидентами РФ.

- международный, когда лизингодатель или лизингополучатель являются нерезидентом РФ. Договор международного лизинга регулируется ФЗ «О ли­зинге» и законодательством РФ.

2.Типы лизинга:

долгосрочный (3 и более лет),

среднесрочный лизинг (1,5-3 года),

краткосрочный (1,5 лет).

З.Виды лизинга:

-финансовый лизинг (от 5 до 10 лет). Амортизация всей или большей части стоимости оборудования. По истечении срока действия лизингового кон­тракта арендатор может вернуть объект аренды, продлить соглашение или за­ключить новое (РЕВОЛЬВЕРНЫЙ ЛИЗИНГ), а также купить объект лизинга по остаточной стоимости.

- возвратный лизинг является разновидностью финансового лизинга,
при котором продавец (поставщик) предмета лизинга одновременно высту­пает и как лизингополучатель. В такой операции два участника: арендатор
имущества (бывший владелец) и лизинговая компания (новый владелец). В
результате первоначальный собственник получает от лизинговой компании
полную стоимость оборудования, сохраняет за собой право владения и периодически платит за пользование оборудованием. Данная сделка позволяет
предприятию получить денежные средства за счет продажи средств производства, не прекращая их эксплуатацию, и использовать их для новых капи­тальных вложений. Рентабельность данной операции будет тем выше, чем
доходы от новых инвестиций больше суммы арендных платежей. Операции
возвратного лизинга уменьшают баланс предприятия, так как собствен­ником имущества становиться другая организация.

- оперативный лизинг подразумевает передачу в пользование иму­щества многоразового использования на короткий и средний сроки, кото­рые короче экономического срока службы имущества. При этом арендатор имеет право при соблюдении определенного срока контракта расторгнуть до­говор. Оперативный лизинг - лизинг с частичной выплатой стоимости имущества.

- лизинги с дополнительным привлечением средств заключаются в том, что лизинговая компания для приобретения имущества использует при­влеченные денежные средства до 80% стоимости. При этом основной арендо­датель получает преимущественное право на получение арендных платежей (сублизинг).

Преимущества лизинга перед ссудой:

• Лизинг предполагает 100%-ное кредитование и не требует немедленной выплаты лизинговых платежей. При кредите от 15% стоимости имущества оплачивает покупатель.

• Контракт по лизингу получить проще, чем договор о ссуде. Гарантом сделки служит само имущество.

• Кредит предполагает ограниченные сроки и фиксирует размер погаше­ния. При лизинге разрабатывается удобный для лизингополучателя график пла­тежей в зависимости от доходов и расходов.

• Риск устаревания оборудования целиком ложится на арендодателя. Арендатор может постоянно обновлять свой парк.

• Лизинг дает возможность использовать сразу гораздо больше производ­ственных мощностей, чем было бы при покупке.

• Государственная политика направлена на поощрение и расширение ли­зинговых платежей.

• Лизингополучатель обязан публиковать в СМИ свои обязательства по лизинговым обязательствам, что является гарантией.

• Снижается риск невозврата денежных средств, так как имущество по документам принадлежит лизингодателю.

• Налог на имущество у лизингополучателя не начисляется.

• Лизинговые платежи относятся на себестоимость и уменьшают налого­облагаемую прибыль.

Недостатки лизинга:

• Если оборудование устарело до окончания срока действия договора ли­зинга, платежи все равно платятся.

• При порче оборудования платежи платятся.

• Подготовка договора на крупные и уникальные объекты требует значи­тельного времени и средств.

2.

Лизинговые отношения в России регулируются:

• Указ Президента «О развитии финансового лизинга в инвестицион­ной деятельности» от 29.06.1995г.

• ГК РФ ст. 655, где дается определение лизинга, участников лизинго­вой сделки, указываются отличия лизинга от аренды.

Лизинг от аренды отличается тем, что имущество приобретается ли­зингодателем по поручению лизингодержателя специально по договора ли­зинга. Имущество арендатор принимает непосредственно от продавца, ми­нуя арендодателя. Арендодатель не несет ответственности за недостатки при­обретенного имущества.

ФЗ «О лизинге» определяет:

- лизинговая деятельность выполняется на основании лицен­зий, полученных в установленном порядке. На определенные виды лизинговой деятельности лицензия выдается Министерством экономи­ческого развития и торговли РФ. договор лизинга д.б. составлен по определенной форме. Помимо договора лизинга обязательно подписывается договор купли - продажи иму­щества между лизингодателем и

продавцом имущества, могут быть заключены также: договор о привлечении денежных средств, договор залога, договор гарантии, договор поручительства, страхования, займа и проч. определяются права и обязанности лизингополучателя и лизинго­дателя.

3.

Франчайзинг - система взаимовыгодных партнерских отношений пред­приятий крупного и мелкого бизнеса. Он объединяет элементы аренды, купли - продажи, подряда, представительства, но в целом остается самостоя­тельной формой договорных отношений хозяйствующих субъектов, имею­щих статус юридического лица. Взаимоотношения оформляются в этом случае договором франчайзинга между крупным предприятием (франчайзе­ром) и мелким (франчайзи). Франчайзер обязуется снабжать мелкую фирму своими товарами, рекламными услугами, отработанными технологиями бизне­са. За это мелкая фирма обязуется предоставить франчайзеру услуги по про­движению товара на рынок, перечисляет часть объема продаж в головную ор­ганизацию.

Примером франчайзинга является Кока-Кола, Пепси, Кодак, 1С, Ростикс, Макдональдс, Рамстор и проч.

С целью распространения франчайзинга владельцы крупных фирм перио­дически проводят выставки, чтобы привлечь покупателей права на льготное предпринимательство.

Преимущества франчайзинга:

• гарантия существования, снижение издержек на маркетинг;

• гарантия поставок сырья, материалов, полуфабрикатов; -дело с наименьшим риском;

• советы и поддержка от головной организации.

Недостатки:

-учет интереса головной организации;

-перечисления от объема продаж может привести к финансовым трудностям;

• головная организация имеет право делать проверки;

• строгое соблюдение инструкций ведения бизнеса;

• выкуп всего необходимого оборудования и материалов.

Основные факторы, происходящие в мире, которые стимулируют развитие франчайзинга:

• глобализация;

• формирование зрелых концепций и систем управления на крупных предприятиях;

• активные процессы слияний и поглощений;

• быстрый рост сектора услуг в мировой экономике в целом;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: