предпринимательства
1. Понятие, формы и виды лизинга
2. Правовые основы лизинга в РФ
3. Франчайзинг
1.
Лизинг - долгосрочная аренда машин, оборудования и других товаров инвестиционного назначения, купленных арендодателем (лизингодателем) для арендатора (лизингополучателя) с целью их производственного использования, при сохранении права собственности на них за арендодателем на весь срок договора аренды. Объектом лизинга может быть движимое, недвижимое имущество.
По отношению к арендуемому имуществу можно выделить договор чистого лизинга (расходы на обслуживание несет арендатор) и договор полного лизинга (расходы на ремонт, ТО, страхование лежат на лизингодателе).
1.Формы лизинга:
- внутренний, когда лизингодатель, лизингополучатель и продавец (поставщик) являются резидентами РФ.
- международный, когда лизингодатель или лизингополучатель являются нерезидентом РФ. Договор международного лизинга регулируется ФЗ «О лизинге» и законодательством РФ.
2.Типы лизинга:
|
|
долгосрочный (3 и более лет),
среднесрочный лизинг (1,5-3 года),
краткосрочный (1,5 лет).
З.Виды лизинга:
-финансовый лизинг (от 5 до 10 лет). Амортизация всей или большей части стоимости оборудования. По истечении срока действия лизингового контракта арендатор может вернуть объект аренды, продлить соглашение или заключить новое (РЕВОЛЬВЕРНЫЙ ЛИЗИНГ), а также купить объект лизинга по остаточной стоимости.
- возвратный лизинг является разновидностью финансового лизинга,
при котором продавец (поставщик) предмета лизинга одновременно выступает и как лизингополучатель. В такой операции два участника: арендатор
имущества (бывший владелец) и лизинговая компания (новый владелец). В
результате первоначальный собственник получает от лизинговой компании
полную стоимость оборудования, сохраняет за собой право владения и периодически платит за пользование оборудованием. Данная сделка позволяет
предприятию получить денежные средства за счет продажи средств производства, не прекращая их эксплуатацию, и использовать их для новых капитальных вложений. Рентабельность данной операции будет тем выше, чем
доходы от новых инвестиций больше суммы арендных платежей. Операции
возвратного лизинга уменьшают баланс предприятия, так как собственником имущества становиться другая организация.
- оперативный лизинг подразумевает передачу в пользование имущества многоразового использования на короткий и средний сроки, которые короче экономического срока службы имущества. При этом арендатор имеет право при соблюдении определенного срока контракта расторгнуть договор. Оперативный лизинг - лизинг с частичной выплатой стоимости имущества.
|
|
- лизинги с дополнительным привлечением средств заключаются в том, что лизинговая компания для приобретения имущества использует привлеченные денежные средства до 80% стоимости. При этом основной арендодатель получает преимущественное право на получение арендных платежей (сублизинг).
Преимущества лизинга перед ссудой:
• Лизинг предполагает 100%-ное кредитование и не требует немедленной выплаты лизинговых платежей. При кредите от 15% стоимости имущества оплачивает покупатель.
• Контракт по лизингу получить проще, чем договор о ссуде. Гарантом сделки служит само имущество.
• Кредит предполагает ограниченные сроки и фиксирует размер погашения. При лизинге разрабатывается удобный для лизингополучателя график платежей в зависимости от доходов и расходов.
• Риск устаревания оборудования целиком ложится на арендодателя. Арендатор может постоянно обновлять свой парк.
• Лизинг дает возможность использовать сразу гораздо больше производственных мощностей, чем было бы при покупке.
• Государственная политика направлена на поощрение и расширение лизинговых платежей.
• Лизингополучатель обязан публиковать в СМИ свои обязательства по лизинговым обязательствам, что является гарантией.
• Снижается риск невозврата денежных средств, так как имущество по документам принадлежит лизингодателю.
• Налог на имущество у лизингополучателя не начисляется.
• Лизинговые платежи относятся на себестоимость и уменьшают налогооблагаемую прибыль.
Недостатки лизинга:
• Если оборудование устарело до окончания срока действия договора лизинга, платежи все равно платятся.
• При порче оборудования платежи платятся.
• Подготовка договора на крупные и уникальные объекты требует значительного времени и средств.
2.
Лизинговые отношения в России регулируются:
• Указ Президента «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности» от 29.06.1995г.
• ГК РФ ст. 655, где дается определение лизинга, участников лизинговой сделки, указываются отличия лизинга от аренды.
Лизинг от аренды отличается тем, что имущество приобретается лизингодателем по поручению лизингодержателя специально по договора лизинга. Имущество арендатор принимает непосредственно от продавца, минуя арендодателя. Арендодатель не несет ответственности за недостатки приобретенного имущества.
ФЗ «О лизинге» определяет:
- лизинговая деятельность выполняется на основании лицензий, полученных в установленном порядке. На определенные виды лизинговой деятельности лицензия выдается Министерством экономического развития и торговли РФ. договор лизинга д.б. составлен по определенной форме. Помимо договора лизинга обязательно подписывается договор купли - продажи имущества между лизингодателем и
продавцом имущества, могут быть заключены также: договор о привлечении денежных средств, договор залога, договор гарантии, договор поручительства, страхования, займа и проч. определяются права и обязанности лизингополучателя и лизингодателя.
3.
Франчайзинг - система взаимовыгодных партнерских отношений предприятий крупного и мелкого бизнеса. Он объединяет элементы аренды, купли - продажи, подряда, представительства, но в целом остается самостоятельной формой договорных отношений хозяйствующих субъектов, имеющих статус юридического лица. Взаимоотношения оформляются в этом случае договором франчайзинга между крупным предприятием (франчайзером) и мелким (франчайзи). Франчайзер обязуется снабжать мелкую фирму своими товарами, рекламными услугами, отработанными технологиями бизнеса. За это мелкая фирма обязуется предоставить франчайзеру услуги по продвижению товара на рынок, перечисляет часть объема продаж в головную организацию.
|
|
Примером франчайзинга является Кока-Кола, Пепси, Кодак, 1С, Ростикс, Макдональдс, Рамстор и проч.
С целью распространения франчайзинга владельцы крупных фирм периодически проводят выставки, чтобы привлечь покупателей права на льготное предпринимательство.
Преимущества франчайзинга:
• гарантия существования, снижение издержек на маркетинг;
• гарантия поставок сырья, материалов, полуфабрикатов; -дело с наименьшим риском;
• советы и поддержка от головной организации.
Недостатки:
-учет интереса головной организации;
-перечисления от объема продаж может привести к финансовым трудностям;
• головная организация имеет право делать проверки;
• строгое соблюдение инструкций ведения бизнеса;
• выкуп всего необходимого оборудования и материалов.
Основные факторы, происходящие в мире, которые стимулируют развитие франчайзинга:
• глобализация;
• формирование зрелых концепций и систем управления на крупных предприятиях;
• активные процессы слияний и поглощений;
• быстрый рост сектора услуг в мировой экономике в целом;