Социология международных отношений. Специальность «Социология культуры»

Специальность ______«Социология культуры»

Квалификация выпускника

Санкт-Петербург

1. Национальная безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов: а) личности; б) общества; в) государства; г) личности, общества и государства. г) В современной научной литературе под национальной безопасностью понимается защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.  
2. Угрозы национальной безопасности представляют собой: а) явления, способные дестабилизировать обстановку в стране; б) наиболее опасные для страны явления способные нанести ей существенный ущерб; в) явления, способные вызвать негативные последствия в социальной, хозяйственной и т.п. сферах жизнедеятельности; г) наиболее опасные для страны явления, способные дестабилизировать обстановку в стране и вызвать негативные последствия в социальной, хозяйственной и т.п. сферах жизнедеятельности. б) Угрозы – это наиболее опасные для конкретной страны явления и способные нанести ей существенный ущерб. Они требуют оперативного реагирования и применения, имеющихся в распоряжении системы обеспечения безопасности, всех мер, включая и силовые.  
3. Угрозы национальной безопасности требуют от государственных органов власти: а) разработки планов нейтрализации вызовов национальной безопасности; б) разработки социальных, политических и экономических мер, имеющих долгосрочный характер для их нейтрализации; в) оперативного реагирования и применения, имеющихся в их распоряжении всех мер, включая силовые; г) применения мер управления рисками. в) Угрозы – это наиболее опасные для конкретной страны явления и способные нанести ей существенный ущерб. Они требуют оперативного реагирования и применения, имеющихся в распоряжении системы обеспечения безопасности, всех мер, включая и силовые.  
4. Пороговые значения национальной безопасности – это предельные величины: а) преодоление которых нарушает нормальный ход развития событий, приводит к нарушениям в функционировании общества и к его дезинтеграции; б) достижение которых способствует укреплению национальную безопасность; в) достижение которых способствует нейтрализации вызовов и рисков национальной безопасности; г) преодоление которых оказывает разрушающее влияние на личность. а) Пороговые значения безопасности – количественные критерии национальной безопасности, т.е. предельные величины, преодоление которых нарушает нормальный ход развития, приводит к нарушениям в функционировании общества, его дезинтеграции и блокирует возможности удовлетворения жизненно важных интересов личности, общества и государства.  
5. Внешнеэкономическая безопасность должна обеспечивать: а) поддержание определенных параметров экономического развития перед лицом неблагоприятных факторов; б) безопасность производства от техногенных катастроф; в) достаточно высокую степень независимости от партнеров по жизненно важным экономическим параметрам; г) защиту национальной экономики от иностранной конкуренции. в) Экономическая безопасность должна обеспечивать достаточно высокую степень независимости от партнеров по жизненно важным экономическим параметрам. Такая трактовка акцентирует внимание на внешней экономической безопасности.  
6. Какой из перечисленных признаков не относится к критериям информационной безопасности: а) защищенность информационного пространства; б) наличие цензуры; в) отсутствие негативного воздействия информации на личность общество и государство; г) отсутствие угрозы информационной войны. б) К критериям информационной безопасности относятся: • защищенность информационного пространства; • отсутствие негативного воздействия информации на личность, общество и государство; • исключение нарушения секретности, целостности и доступности информации; • противодействие информационной преступности; • отсутствие или нейтрализация угроз информационной инфраструктуре; • отсутствие или противодействие угрозам духовной жизни общества; • отсутствие информационных войн или противодействие угрозам возникновения таковых.  
7. Какое из приведенных положений не относится к угрозам информационной структуре: а) нарушение адресности и своевременности информационного обмена; б) противоправный сбор и использование информации информации; в) нарушение технологии переработки информации; г) расширение потока информации. г) К угрозам информационной структуре относятся нарушение адресности и своевременности информационного обмена, в том числе технологии обработки информации, а также противоправный сбор и противоправное использование информации.  
8. Какое из приведенных ниже положений не относится к угрозам безопасности информации: а) нарушение секретности информации; б) нарушение целостности информации; в) распространение информации, не выгодной власти; г) нарушение доступности информации. в) Под угрозами безопасности информации понимается нарушение секретности, целостности и доступности информации.  
9. Совокупность действий, направленных на проведение информационных воздействий в противоправных целях представляет собой: а) информационную преступность; б) информационную войну; в) информационное воздействие; г) информационное противоборство. а) Информационная преступность – это совокупность действий, направленных на проведение информационных воздействий в противоправных целях.  
10. Конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения национальной безопасности, является: а) Совет Безопасности РФ; б) администрация Президента РФ; в) Государственная Дума; г) Совет Федерации. а) Совет Безопасности Российской Федерации – конституционный орган, осуществляющий подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения национальной безопасности. Основными функциями Совета Безопасности являются: разработка вопросов, связанных с определением основных угроз национальной безопасности; определение комплекса мер нейтрализации угроз национальной безопасности; выработка рекомендаций для Президента в области обеспечения национальной безопасности.  
11. К государственной системе обеспечения государственной безопасности относится РФ: а) Совет Безопасности РФ; б) частный нотариат; в) адвокатура; г) частные охранные фирмы. а) Государственная система обеспечения национальной безопасности – совокупность государственных институтов осуществляющих меры по обеспечению безопасности личности, общества и государства. Важнейшим компонентом государственной системы обеспечения национальной безопасности являются ресурсы (правовые, административные, социальные и др.), позволяющие осуществлять комплекс мер по обеспечению национальной безопасности.  
12. Какая из нижеперечисленных функций не осуществляется Советом Безопасности РФ: а) разработка вопросов, связанных с определением угроз национальной безопасности; б) выработка рекомендаций Президенту РФ в области обеспечения национальной безопасности; в) определение комплекса мер нейтрализации угроз национальной безопасности; г) осуществление комплекса мер по нейтрализации угроз национальной безопасности. г) Основными функциями Совета Безопасности являются: разработка вопросов, связанных с определением основных угроз национальной безопасности; определение комплекса мер нейтрализации угроз национальной безопасности; выработка рекомендаций для Президента в области обеспечения национальной безопасности.  
13. К органам власти, вырабатывающим политику безопасности, не относятся: а) Федеральное Собрание РФ; б) Совет Безопасности РФ; в) Вооруженные силы РФ; г) Президент РФ. в) К органам власти, вырабатывающим политику безопасности относятся – Президент Российской Федерации, Федеральное собрание и Совет безопасности Российской Федерации.  
14. Уступающая геостратегия предполагает: а) расширение влияния России не только на «ближнее» но и на «дальнее» зарубежье, закрепление ее на новых позициях; б) сокращение влияния России в различных геополитических регионах и сосредоточение усилий на решении внутренних проблем; в) расширение влияния России на страны СНГ при одновременном сокращении внешнеполитической активности в других регионах; г) избирательную активную вовлеченность России в решении тех региональных и глобальных проблем, которые затрагивают ее интересы. б) Уступающая геостратегия – стратегическое направление внешней политики, целью которой выступает признание новой национальной идентичности другими центрами силы за счет уступок и сокращения сфер влияния.  
15. Геостратегия избирательной вовлеченности предполагает: а) расширение влияния России не только на «ближнее» но и на «дальнее» зарубежье, закрепление ее на новых позициях; б) сокращение влияния России в различных геополитических регионах и сосредоточение усилий на решении внутренних проблем; в) расширение влияния России на страны СНГ при одновременном сокращении внешнеполитической активности в других регионах; г) активность и участие России в решении тех региональных и глобальных проблем, которые затрагивают ее интересы. г) Геостратегия избирательной вовлеченности – стратегическое направление внешней политики, основанное на прагматических целях и учете ограниченных ресурсов государства. Государство, придерживающееся данной стратегии, избегает участия в международных конфликтах, направляя все ресурсы на внутреннее развитие. Участие в международных делах допускается лишь в том случае, если те или иные события затрагивают ее национальные интересы.  
16. Утверждение, что Россия должна маневрировать между основными центрами силы характерно для: а) уступающей стратегии; б) экспансионистской стратегии; в) стратегии балансирующей равноудаленности; г) стратегии избирательной вовлеченности. в) Стратегия балансирующей равноудаленности предполагает, что: • у России не может быть постоянных и идеальных партнеров. Следовательно, она должна более прагматично подходить к осуществлению своей внешней политики, планировать краткосрочные и среднесрочные альянсы и коалиции, исходя из ситуационных задач; • Россия должна рассчитывать только на свои силы в решении внутренних проблем, не впадая, при этом, в крайности изоляционизма; • Россия не должна ожидать открытости мировых рынков для сбыта своей готовой продукции или высоких технологий, которые могут составить конкуренцию западным аналогам. Она должна осознать, что «открытие» этих рынков – результат эффективной деятельности государства на международной арене; • Россия не должна ориентироваться на какой-либо один центр силы при выработке своей внешней политики (США, Европу, Японию или Китай), т.к. тогда она неизбежно окажется в положении ведомого, «младшего» партнера. Россия может и должна, определяя свое место в мире, «играть» на противоречиях между основными центрами силы, использовать, возникающие между ними конфликты, в своих интересах.  
17. Утверждение, что Россия должна отказаться от имперских амбиций для того, чтобы стать цивилизованной страной характерно для: а) уступающей стратегии; б) экспансионистской стратегии; в) стратегии балансирующей равноудаленности; г) стратегии избирательной вовлеченности. а) Уступающая геостратегия – стратегическое направление внешней политики, целью которой выступает признание новой национальной идентичности другими центрами силы за счет уступок и сокращения сфер влияния.  
18. Какое из нижеперечисленных государств не входит в состав СНГ: а) Россия; б) Азербайджан; в) Латвия; г) Таджикистан. в) Страны Балтии с момента образования СНГ не входили в это межгосударственное образование.  
19. Переориентация внешнеэкономических связей на страны дальнего зарубежья – свидетельство проявления на территории СНГ процессов: а) глобализации; б) регионализации; в) глобализации-регионализации; г) регионализации-глобализации. а) Проявлениями тенденций глобализации на пространстве СНГ выступают: · Сотрудничество с международными финансовыми организациями (МВФ, МБРР, ЕБРР, Азиатский банк развития и др.). · Деятельность ТНК. Резкое преобладание в иностранных инвестициях капиталов третьих стран. · Переориентация внешнеэкономических связей на страны дальнего зарубежья (экспорт, импорт, инвестиции, технологии). · Диверсификация транспортных коммуникаций и участие в создании глобальных транспортных коридоров. · Широкое использование доллара во взаимных расчетах, в качестве средства сбережений и расчетов в теневом секторе национальных экономик. · Вступление или стремление к вступлению в ВТО. · Динамичное включение стран в глобальную информационную паутину.  
20. Экономическими акторами процессов глобализации на пространстве СНГ выступают: а) региональные элиты приграничных зон стран-участниц СНГ; б) население стран-участниц СНГ; в) ТНК, работающие в топливно-энергетическом секторе; г) правящие национальные элиты государств СНГ. в) Экономическими акторами процессов глобализации стали ТНК, работающие в топливно-энергетическом секторе и стремящиеся к получению устойчивых прибылей и расширению своих долей на мировых рынках.  
21. Причинами, препятствующими развитию СНГ, являются: а) социально-экономические различия стран-участниц СНГ; б) общее историческое прошлое; в) общие системы транспортных и энерго- коммуникаций; г) деятельность крупнейших российских кампаний. а) Причинами, препятствующими развитию СНГ, являются: социально-экономические различия стран-участниц СНГ, а также темпы и характер экономических реформ.  
22. Переориентация внешнеэкономических связей стран СНГ на страны дальнего зарубежья (экспорт, импорт, инвестиции, технологии) – одно из проявлений процессов: а) регионализации; б) фрагмеграции; в) глокализации; г) глобализации. г) Проявлениями тенденций глобализации на пространстве СНГ выступают: · Сотрудничество с международными финансовыми организациями (МВФ, МБРР, ЕБРР, Азиатский банк развития и др.). · Деятельность ТНК. Резкое преобладание в иностранных инвестициях капиталов третьих стран. · Переориентация внешнеэкономических связей на страны дальнего зарубежья (экспорт, импорт, инвестиции, технологии). · Диверсификация транспортных коммуникаций и участие в создании глобальных транспортных коридоров. · Широкое использование доллара во взаимных расчетах, в качестве средства сбережений и расчетов в теневом секторе национальных экономик. · Вступление или стремление к вступлению в ВТО. · Динамичное включение стран в глобальную информационную паутину.  
23. Сохранение между некоторыми странами СНГ безвизового режима. Стихийные и организованные трудовые миграции между странами СНГ – одно из проявлений процессов: а) регионализации; б) фрагмеграции; в) глокализации; г) глобализации. а) Проявлениями тенденций глобализации на пространстве СНГ выступают: · Создание СНГ (зона свободной торговли) и субрегиональных образований на постсоветском пространстве: ЕврАзЭс, Союзное государство Россия-Белоруссия, ЦАЭС, ГУУАМ. · Сохранение между большинством стран безвизового режима. · Миграционные движения. Стихийные и организованные трудовые миграции. · Сохранение роли языка как языка межнационального общения. · Энергетическая, ресурсная и транспортная взаимозависимость. · Деятельность отраслевых организаций стран СНГ. · Создание финансово-промышленных групп. Активизация деятельности крупных компаний СНГ на постсоветском пространстве.  
24. Под понятием «мягкая сила» Д. Най понимает: а) институты и механизмы, которые привлекают к сотрудничеству с США, а затем вовлекают в сферу их влияния; б) культурно-идеологическую привлекательность и доминирование; в) совокупность санкций преимущественно экономического характера, с помощью которых США могут реализовать свои внешнеполитические цели; г) использование системы поощрений и вознаграждений тех стран, которые поддерживают США. б) Под «мягкой силой» Д. Най понимает способность формирования у субъекта B под влиянием субъекта A желаний и предпочтений, необходимых для проведения политики субъекта А. Как утверждает автор данной концепции под «мягкой силой» понимается способность «добиваться того, чтобы другие сами захотели тех результатов, которые выгодны вам». Для того чтобы добиться «мягкого влияния», необходимо опираться не на деньги и принуждение, а на разделяемые с другим субъектом общие ценности.
25. Под понятием «липкая сила» У. Мид понимает: а) институты и механизмы, которые привлекают к сотрудничеству с США, а затем вовлекают в сферу их влияния; б) культурно-идеологическую привлекательность и доминирование; в) совокупность санкций преимущественно экономического характера, с помощью которых США могут реализовать свои внешнеполитические цели; г) использование системы поощрений и вознаграждений тех стран, которые поддерживают США. а) Под «липкой силой» понимаются те институты и механизмы (прежде всего экономические), которые привлекают к сотрудничеству с США, а затем вовлекают в сферу их влияния.
26. Какое из нижеперечисленных евразийских государств не относятся, с точки зрения концепции З. Бжезинского к группе акторов международных отношений: а) Россия; б) Украина; в) Германия; г) Индия. б) Акторы – это государства, играющие активную роль в мировой политике. К акторам относятся Франция, Германия, Россия, Китай и Индия.
27. Какие районы Евразии, З. Бжезинский называет Евразийскими Балканами? а) Юго-Восточной Европы, Средней и Южной Азии, Персидского залива и Ближнего Востока; б) Юго-Западной Азии, Западной Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона; в) Восточной Европы, Дальнего Востока и Корейского полуострова; г) России и Восточной Европы. а) Районы Юго-Восточной Европы, Средней и Южной Азии, Персидского залива и Ближнего Востока Бжезинский именует «Евразийскими Баланами». Этот регион характеризуется как один из наиболее нестабильных в современном мире.
28. Какое государство, по мнению З. Бжезинского, являются «ключом» к Средней Азии? а) Турция; б) Казахстан; в) Азербайджан; г) Таджикистан. в) По мнению З. Бжезинского, тот, кто контролирует Азербайджан, контролирует и Среднюю Азию.
29. С позиций концепции «многоскоростной Европы» европейская интеграция должна основываться на: а) постепенной передаче суверенных прав европейских государств в ведение Европейского Союза; б) создании общеевропейских законодательных и исполнительных органов власти, наделенных полномочиями принимать обязательные для всех стран ЕС решения; в) обязательности вхождения любого европейского государства в специфические наднациональные институты; г) возможности добровольного присоединения европейских стран к наднациональным ассоциациям как на правах постоянных участников, так и ассоциированных членов. г) Подход, получивший название «многоскоростной Европы», отстаивает возможность создания различных европейских ассоциаций: военных, экономических, политических и др., к которым на основе добровольности могли присоединяться европейские государства. Каждая из таких ассоциаций имела бы как собственное «ядро» в лице постоянных участников, так и ассоциированных членов.
30. Какая из нижеперечисленных стран не относится к «новой Европе»? а) Германия; б) Польша; в) Чехия; г) Латвия. а) «Новая Европа» - условное обозначение 12 стран Центрально-Восточной Европы, принятых в Евросоюз после 2004 г.
31. Какая из нижеперечисленных стран не относится к «старой Европе»? а) Германия; б) Польша; в) Франция; г) Италия. б) «Старая Европа» - условное обозначение европейских 15 стран, образовывавших Евросоюз до 2004 г. Лидерами «Старой Европы» считаются Германия и Франция.
32. Какая из нижеприведенных стран АТР является «стержневым» государством? а) Китай; б) Северная Корея; в) Сингапур; г) Индонезия. а) Китай считатся «стержневой» страной синской (конфуцианской) цивилизации.
33. Какая из нижеперечисленных стран АТР не является членом «ядерного клуба»? а) Китай; б) Япония; в) Россия; г) США. б) Япония не имеет ядерного оружияэ
34. Целью сохранения американского присутствия в Азии, с точки зрения Г. Киссинджера, является: а) оказание геополитического давления на Россию; б) блокирование попыток создания антиамериканского азиатского блока; в) превращение этого региона в американский плацдарм для геостратегического контроля над хартлендом; г) реализация экономических интересов США. б) США, как полагает Г. Киссинджер, должны сохранять свое присутствие в Азии с тем, чтобы не допустить возникновения враждебного США азиатского блока.
35. Утверждение З. Бжезинского об относительно пассивной роли Индии в современной мировой политике основано на том, что: а) она изолирована от экономического пространства АТР; б) она опасается ядерного удара со стороны КНР, притязающего на часть индийской территории; в) она не является постоянным членом Совета Безопасности ООН; г) ее сдерживает коалиция Китая и Пакистана, в то время как слабая Россия не может предложить ей той политической поддержки, которую она оказывала ей в прошлом. г) «В геополитическом плане Индию сдерживает коалиция Китая и Пакистана, в то время как слабая Россия не может предложить ей той политической поддержки, которую она оказывала ей в прошлом». (З. Бжезинский)
                 

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: