Блок атмосферной перегонки нефти

Обезвоженная и обессоленная на блоке ЭЛОУ и нагретая в кожухотрубчатых теплообменниках до начала испарения нефть, поступает двумя потоками из Т-66/1,2 на 19 тарелку колонны К-1 (предварительного испарителя). Поток “холодной” нефти после блока ЭЛОУ двумя вводами подается на 11 тарелку. Температура нагрева нефти на входе на 19 тарелку измеряется термопарами (TIR 0300, 0301).

Уровень куба колонны К-1 контролируется уровнемерами (LIRCAHL 1009), (LIRAH 1009/1) и поддерживается клапанами-регуляторами (FCV 0975, FCV 0976) подаваемой нефти от насосов Н-1 по первому и второму потоку, с сигнализацией минимального и максимального уровня.

В нижнюю часть колонны (под 24 тарелку), через регулятор расхода (FIRC 0951), подается перегретый в печах П-1/1, П-1/2, П-1/3 до температуры 400 °С водяной пар.

С верха колонны К-1 головной погон (фракция бензиновая НК-130 °С) в паровой фазе отводится в конденсаторы воздушного охлаждения Т-15/1-5, где пары конденсируются, охлаждаются, а для доохлаждения и улучшения раздела фаз бензин-вода, поступают в водяной холодильник Т-15А. После охлаждения в Т-15А фракция бензиновая с температурой до 60 °С, поступает на вход в сборник орошения емкость Е-1. В зависимости от состояния секций АВО Т-15-х колонны К-1 и Т-17-х колонны К-2, имеется возможность включать водяной холодильник Т-15А на доохлаждение головных погонов колонны К-1 после емкости Е-1.

Температура сконденсированных паров на выходе из АВО Т-15/1,2,3, 4,5 и на входе в сборник орошения Е-1 контролируется термопарами (TIR 0692, TIR 0693, TIR 0694, TIR 0695, TIR 0683, TIR 0389).

Часть головного погона из емкости Е-1 насосами Н-5/1,2 в виде острого орошения подается на 1-ю тарелку верха колонны К-1, через регулятор расхода (FIRC 0955). Обвязка насоса Н-5/2 позволяет производить откачку бензина из емкости Е-1 с подачей острого орошения колонны К-1, а также производить совместно с насосом Н-8 откачку фракции бензиновой НК-70 °С из емкостей Е-4, Е-5, с подачей в линию орошения колонны К-4 и теплообменник Т-21, на вывод с установки.

Избыток головного погона колонны К-1, по переливу из емкости Е-1 и балансовое количество бензиновой фракции НК-130 (180) °С подаваемой из емкости Е-3 атмосферной колонны К-2, насосоми Н-4/1,2, общим потоком поступает на вход в емкость-сепаратор Е-6, блока стабилизации и вторичной перегонки бензинов.

Температура верха колонны К-1 контролируется термоэлектрическим преобразователем (TIRС 0264) и регулируется контуром РСУ, изменением

подаваемого расхода острого орошения от насосов Н-5/1,2 клапаном регулятором (FCV 0955), с коррекцией по давлению паров в шлемовом трубопроводе колонны (PIRCSAHH 95).

Сконденсировавшиеся водяной пар, остаточная вода из обезвоженной нефти и реагентов, стекает в сборник-водоотделитель емкости Е-1, откуда по уровню раздела фаз вода-бензин (LIRCAHL 1010) сбрасывается по коллектору в емкость Е-20, с сигнализацией минимального и максимального уровня.

Температура нестабильной бензиновой фракции НК-130 (180) °С головных погонов колонн К-1, К-2, измеряется на выходе после теплообменника Т-15А термопарой и регулируется регулятором температуры (TIRC 1101), изменением расхода подаваемой оборотной воды через теплообменник, контуром РСУ.

Сброс газов из колонны производится регулятором давления вывода углеводородных газов из сборника бензина Е-6 в емкость Е-23, по давлению низа К-1 (PIRC 1155).

Для защиты колонны К-1 от превышения давления, из шлемового трубопровода отбираются пары к рабочим и резервным ППК, со сбросом парогазовой фазы через сепараторы Е-36 и Е-36/1 на факел. При срабатывании ППК емкости Е-1 сброс бензиновой фракции производится по линии в факельную емкость-сепаратор Е-36. При повышении давления верха колонны К-1 от датчика давления (PIRCSAHH 95) срабатывает сигнализация и блокировка по прекращению подачи топлива к горелкам печи П-1/4 клапанами отсекателями (SV 2562 - газа, SV 2563 - мазута), с сигнализацией положения клапанов-осекателей по месту и на щите КИП.

Для защиты от коррозии шлемового трубопровода головного погона колонны К-1 и АВО Т-15-х, перед зоной конденсации паров (по движению паров), подается аминосодержащий нейтрализатор и пленкообразующий ингибитор коррозии. Подача реагентов производится дозировочными установками №1 и №2, путем разбавления реагентов в потоке бензиновой фракцией, подаваемой от насосов Н-5-х, с распылением раствора реагентов распылительными головками от центра на стенки трубопровода.

Контроль скорости коррозии металла в потоке, на входе сконденсированных паров в емкость Е-1, производится электронным датчиком (QIR 01) Fe+ тип «СORDATE» измерением растворенных ионов железа (Fe+2,+3) и преобразования сосчитанных импульсов в скорость коррозии. Датчик «СORDATE» работает с переносным, периодически подключаемым программным блоком вычислений. После переноса информации, подключается к ПК для расчета скорости коррозии (мм/за период). Уточнение коррозионных процессов, величины скорости коррозии в шлемовом трубопроводе и секциях АВО колонны К-1, производится периодической проверкой касеты-зонда с образцами металла оборудования (QI) Fe+, установленной на входе в емкость Е-1.

На линии дренажной воды из емкости Е-1 предусмотрена анализная

точка.

Регулирование подачи реагентов (щелочного раствора, нейтрализатора и ингибитора коррозии) производится в зависимости от рН-среды, данных аналитического контроля содержания железа, остаточных хлоридов дренажной воды емкости Е-1 и данных датчика скорости коррозии.

Опорожнение аппаратов: колонны К-1, теплообменника Т-15А, насосов, производится в Е-10, Е-11, а секций АВО Т-15/1-5 - в коллектор линии 126, на вход в факельную емкость Е-36.

Отбензиненная нефть с низа колонны К-1 насосами Н-7/1,2 двумя потоками прокачивается через печь П-1/4, где нагревается в змеевиках до температуры 360 °С, объединяется в один трансферный коллектор и возвращается под 24 тарелку колонны К-1.

Температура низа в кубовой части колонны К-1 контролируется термопарой (TIR 1100) и поддерживается постоянной подачей "горячей струи" отбензиненной нефти в колонну.

Температура масла в картере переднего, заднего подшипников насосов Н-7/1,2 контролируется соответственно термопарами (TIRAH 0231, 0229; 0232, 0243) с сигнализацией при превышении температуры. Давление затворной жидкости переднего, заднего торцового уплотнения Н-7/1,2 контролируется датчиками (PIRAL 56, 57), (PIRAL 58, 59), с сигнализацией при снижении давления до 1,5 кгс/см2.

Расход отбензиненной нефти, подаваемой от насосов Н-7/1,2 в печь П-1/4 измеряется расходомером (FIRАL 0013), а расход общего потока отбензиненной нефти подаваемой от насосов Н-3/1,2,3 в печи П-1/1, П-1/2, П-1/3 измеряется расходомером (FIRАL 0014). Также предусмотрена возможность подачи отбензиненной нефти от насосов Н-7-х в линию нагнетания насосов Н-3-х и наоборот.

Температура, переднего, заднего подшипников электродвигателей

Н-3/1,2,3 контролируется соответственно термопарами (TIRAH 0217,0218, 0221,0222, 0225,0226) с сигнализацией при превышении температуры. Температура масла в картере переднего, заднего подшипников насосов

Н-3/1,2,3 контролируется соответственно термопарами (TIRAH 0227,0248, 0249,0250, 0230,0228) с сигнализацией при превышении температуры. Давление затворной жидкости переднего, заднего торцового уплотнения насосов Н-3/1,2,3 контролируется соответственно датчиками (PIAL 50,51, 52,53, 54,55), с сигнализацией при снижении давления до 1,5 кгс/см2.

Расход отбензиненной нефти на входе в змеевики П-1/4 измеряется расходомерами и регулируется регуляторами расхода (FIRАL 14, 15) с сигнализацией при снижении расхода продукта до минимального. Давление на входе в змевики печи контролируется датчиками (PIR 74а, 74б). Температура потоков на выходе из змеевиков печи П-1/4 измеряется термоэлектрическими преобразователями (TIRАH 134а, 134б) с сигнализацией при повышении температуры.

Температура общего потока "горячей струи" в трансферном

трубопроводе печи TIRС 130 контролируется и регулируется клапаном регулятором подаваемого газообразного топлива к горелкам печи П-1/4

FСV 21.

Температура дымовых газов на входе в конвекционную камеру и в зоне газохода печи измеряется, соответственно, термопарами (TIR 133 а-д, 133 е-к), (TIR 135 а,б) с сигнализацией при максимальной температуре перевала от термоэлектрического преобразователя (TIRAH 131).

Давление отходящих дымовых газов перед шиберами измеряются датчиками давления (PIR 181/1, 181/2) и регулируется путем принудительного прикрытия-открытия приводов шиберов ручной лебедкой. На выходе дымовых газов из печи П-1/4, после шиберов, поточным газовым анализатором тип. SWG-300 -1 (QIR 241) О2,СО,СО2,NО,SO2,CxHy осуществляется контроль содержания объемной доли: кислорода, окиси углерода, двуокиси углерода, окиси азота, диоксида серы, углеводородов.

Отбензиненная нефть насосами Н-3/1,2,3 двенадцатью паралельными потоками прокачивается через змеевики 4-х поточных печей П-1/1,2,3, где нагревается до температуры 380 °С. Расход отбензиненной нефти по каждому потоку печи П-1/1,2,3 измеряется расходомерами и регулируется регуляторами расхода потоков печей (FIRCАL 2450-2453, FIRCАL 2454-2457, FIRCАL 2458-2461), с сигнализацией при снижении расхода до минимального. Давление на входе в змеевики потоков печей П-1/1,2,3 измеряется датчиками (PIR 2310-2313, PIR 2314-2317, PIR 2318-2321).

Температура "горячей струи" отбензиненной нефти на выходе из змеевиков потоков печей П-1/1,2,3 измеряется термоэлектрическими преобразователями (TIRАH 2112-2115, TIRАH 2116-2119, TIRАH 2120-2123), с сигнализацией при повышении температуры выше допустимой. Температура нагрева отбензиненной нефти на выходных коллекторах печей П-1/1,2,3 контролируется термоэлектрическими преобразователями и регулируется соответственно регуляторами подаваемого газообразного топлива к горелкам печей (FСV 2473, FСV 2472, FСV 2471), по температуре печи (TIRС 2400, TIRС 2403, TIRС 2411) контурами РСУ.

Нагретая в змеевиках печей П-1/1,2,3 до температуры испарения, отбензиненная нефть, объединяется на выходе из печей в коллекторах и двумя трансферными трубопроводами подается тангенциальными вводами на 46 тарелку атмосферной колонны К-2.

Разряжение перед шиберами печей П-1/1,2,3 измеряется датчиками давления (PIR 178/1-4), (PIR 179/1-4), (PIR 180/1-4) и регулируется путем принудительного прикрытия-открытия приводов шиберов ручной лебедкой. Температура дымовых газов в зоне конвекции и перед шиберами газоходов измеряется соответственно термопарами (TIR 2020-2035, 2036-2051, 2052-2067), (TIR 2094-2097, 2098-2101, 2102-2105). Температура дымовых газов в зоне перевала печей П-1/1,2,3 контролируется термоэлектрическими преобразователями (TIRAH 2401, 2402, 2404) с сигнализацией, при прогаре змеевика.

На выходе дымовых газов из печей П-1/1,2,3 после шиберов,

поточными газовыми анализаторами тип. SWG-300 -1 (QIR 2351, 2352, 2353)О2,СО,СО2,NО,SO2,CxHy осуществляется контроль содержания объемной доли: кислорода, окиси и двуокиси углерода, окиси азота, диоксида серы, углеводородов.

Нагрев отбензиненной нефти в печах производится комбинированным сжиганием на горелках газообразного и распыленого паром жидкого топлива. Для безопасного розжига горелок предусмотрена подача пара от паровых гребенок печей для продувки радиантной и конвекционной камер. Удаление продукта из змеевиков печей при аварии (прогаре змеевика) и при подготовке печи к ремонту производится подачей на вход в змеевики водяного пара, из коллектора пара 16 ати с вытеснением продукта из змеевиков в соответствующую колонну. После пропарки и охлаждения змеевиков печей, дренирование парового конденсата из змеевиков П-1/4 производится в емкость закрытого дренирования Е-10,11, а из змеевиков П-1/1,2,3 в систему промканализации.

С целью исключения попадания «мятого» пара в колонны (парового конденсата), пар перегревается в пароперегревательных змеевиках печей П-1/1,2,3. Температура перегретого пара на выходе из пароперегревателей печей П-1/1,2,3 контролируется термопарами (TIRAH 134в, TIRAH 134г, TIRAH 134д) с сигнализацией при повышении температуры более 400 ºС.

В атмосферной колонне К-2, частично отбензиненная нефть в процессе ректификации разгоняется на: фракцию бензиновую НК-130 (180) °С - головной погон, фракцию бензиновую 130-180 °С, фракцию керосиновую 180-230 °С, фракцию дизельную 230-290 °С, фракцию дизельную 290-360 °С. Для увеличения доли отгона получаемых фракций и снижения парциального давления паров, в коллону К-2 подается перегретый водяной пар. Расход подаваемого в колонну К-2 перегретого пара, измеряется и регулируется регулятором расхода (FIRC 0958), а температура подаваемого пара в общем коллекторе паропровода после печей измеряется термопарой (TIR 134ж).

Колонна К-2, работает совместно с отпарными колоннами (стрипингами) К-6, К-7, К-9. Сконденсированые на сборных тарелках в колонне К-2 пары, в виде боковых погонов, поступают соответственно в отпарные колонны К-6, К-7, К-9, а фракция 290-360 °С выводится из сборного кармана слива с 39 по 42 тарелки К-2.

Фракция бензиновая 130-180 °С с 11 и 13 сборной тарелки колонны К-2 по линии перетока жидкой фазы (выполненной гидрозатвором), поступает в отпарную колонну К-6 на первую тарелку. Уровень куба колонны К-6 измеряется уровнемером и регулируется регулятором уровня (LIRC 1015). Под нижнюю тарелку отпарной колонны К-6 подается перегретый водяной пар, с целью отпарки легких бензиновых углеводородов и повышения начала кипения выводимой фракции и температуры вспышки паров. Расход подаваемого пара в колонну измеряется и регулируется регулятором расхода (FIRC 0959). Пары с верха отпарной колонны К-6 возвращаются под 10 тарелку колонны К-2.

С низа колонны К-6 фракция 130-180 °С насосами Н-12/1,2 прокачивается через воздушный холодильник Т-28, водяной холодильник Т-26, где охлаждается и выводится:

- через регулятор расхода (FIRC 0962) на гребенку смешения бензинов как компонент сырья установки каталитического риформинга, или по байпасу гребенки смешения бензинов и дизельных фракций, на выход с установки в качестве компонента товарных бензинов;

- через регулятор расхода (FIRC 0962А) в линию подачи острого орошения колонны К-2, как тяжелый компонент для абсорбирования легких паров, с целью снижения давления вверха колонны К-2 и нагрузки на конденсаторы Т-17/1-6;

- через регулятор расхода (FIRC 0962Б) в линию вывода фракции керосиновой 180-230 °С после Т-29 на вывод с установки как компонент фракции керосиновой 140-270 °С - сырья установки Мерикат II/ Аквафайнинг или как компонент при приготовлении реактивного топлива для переработки на установке гидроочистки дизельных фракций ЛЧ-24-2000 №2.

Температура на линии перетока фракции 130-180 °С из К-2 контролируется термопарой (TIR 0287), в кубе колонны К-6 - термопарой (TIR 0390), а в линии возврата паров из К-6 в колонну К-2 - термопарой (TIR 0286). Температура выводимой фракции 130-180 оС после Т-28, водяного холодильника Т-26, контролируется термопарами (TIR 0398, 0401). Температура охлажденной фракции бензиновой 130-180 °С на выходе из Т-26 регулируется регулятором температуры (TIRС 1103), установленным на выводе оборотной воды через трубный пучок теплообменника контуром РСУ.

Фракция керосиновая 180-230 оС с 21 и 23 сборной тарелки колонны К-2 по линии перетока (выполненной гидрозатвором), поступает в отпарную колонну К-7 на первую тарелку, через регулятор уровня куба (LIRC 1016). Под нижнюю тарелку К-7 подается перегретый водяной пар с целью отпарки легких углеводородов и повышения начала кипения выводимой фракции и температуры вспышки паров. Расход подаваемого в колонну пара измеряется и регулируется регулятором расхода (FIRC 0960). С верха колонны К-7 пары возвращаются под двадцатую тарелку колонны К-2 с контролем температуры термопарой (TIR 0288).

С низа колонны К-7 фракция керосиновая 180-230 °С насосами Н-18, Н-19/2 прокачивается через теплообменник Т-27, отдавая тепло утилизационной /теплофикационной воде, затем охлаждается в воздушном холодильнике Т-33, водяном холодильнике Т-29 и выводится:

- как основной компонент в смеси с фракцией 130-180 °С для получения фракции керосиновой 140-270 °С или как фракция керосиновая 180-230 °С - сырье установки Мерикат II/ Аквафайнинг;

- по байпасу установки Мерикат II/ Аквафайнинг, байпасу гребенки смешения дизельных фракций с установки, в качестве прямогонного компонента при приготовлении товарного дизельного топлива;

- через гребенку смешения дизельных фракций, совместно с фракциями дизельными, как компонент дизельного топлива прямой перегонки - сырья установки гидроочистки дизельных топлив ЛЧ-24-2000.

Температура фракции керосиновой 180-230 оС в кубе колонны К-7, на линии перетока из К-2 в К-7, на выходе после воздушного холодильника Т-33 и водяного холодильника Т-29, контролируется соответственно термопарами (TIR 0289, 0661, 0409, 0412). Регулирование температуры выводимой керосиновой фракции после Т-29 производится регулятором температуры (TIRС 1102), установленным на линии вывода оборотной воды из теплообменника, контуром РСУ.

Расход фракции керосиновой 180-230 °С выводимой после Т-29, регулируется регулятором расхода (FIRC 0964), а количество подаваемой фракции керосиновой 140-270 °С на очистку, на входе на установку Мерикат II / Аквафайнинг, контролируется расходомером (FIR 105). При выводе керосиновой фракции в качестве сырья установки Мерикат II / Аквафайнинг, температура фракции 180-230 °С после Т-29 поддерживается в зависимости от требуемых параметров прохождения процесса демеркаптанизации, чтобы температура на входе на установку Мерикат II / Аквафайнинг составляла 40-55 °С, по показаниям термодатчика (TISАHH 8).

С целью регулирования производительности установки Мерикат II / Аквафайнинг, утяжеления температуры выкипания выводимой фракции керосиновой 180-230 °С и снижения при этом температуры выкипания 50% точки дизельного топлива прямой перегонки - сырья установки ЛЧ-24-2000 №2, часть фракции керосиновой 180-230 °С после Т-29 выводится через расходомер (FIR 0964a) в линию вывода фракций дизельных 230-290 °С или 290-360 °С, после концевых холодильников.

Фракция керосиновая 140-270 °С очищенная, после установки Мерикат II / Аквафайнинг, проходит фильтры тонкой очистки (5 микрон) и выводится по байпасу гребенки смешения дизельных фракций с установки, в качестве компонента для производства реактивного топлива. Перепад давления фильтров Ф-1/1,2 контролируется датчиком (PdIRAH 113) с сигнализацией при повышении более 0,15 кгс/см2. При повышении перепада давления до 0,15 кгс/см2 производится включение резервного фильтра, а рабочий фильтр отключается для очистки (замены) фильтрующего элемента.

Фракция керосиновая 180-230 °С очищенная после установки Мерикат II / Аквафайнинг, выводится с установки по байпасу фильтров, байпасу гребенки смешения дизельных фракций, в качестве прямогонного компонента при приготовлении товарного дизельного топлива.

Температура выводимого потока фракции керосиновой контролируются термопарой (TIR 0040), плотность - поточным радиоизотопным

плотномером (DR 0964).

Фракция дизельная 230-290 оС с 31 и 33 сборных тарелок колонны К-2, через регулятор уровня в кубе колонны (LIRC 1017) поступает в отпарную колону К-9 на первую тарелку. Под нижнюю тарелку подается перегретый водяной пар. Расход пара регулируется регулятором расхода (FIRC 0961). Температура в линии перетока на выводе из К-2 и в кубе колонны К-9 контролируется термопарами (TIR 0292), (TIR 0392).

Пары с верха колонны К-9, с контролем температуры термопарой (TIR 0291), возвращаются под 30 тарелку колонны К-2.

С низа колонны К-9 фракция дизельная 230-290 °С насосами Н-19/1,2 прокачивается через межтрубное пространство теплообменников Т-12, Т-11, где, отдавая свое тепло, нагревает сырье стабилизатора К-8. Затем охлаждается в воздушном холодильнике Т-34 и выводится через гребенку смешения дизельных фракций, на выход с установки как основной компонент дизельного топлива прямой перегонки - сырья установки гидроочистки дизельных топлив ЛЧ-24-2000. Расход фракции дизельной 230-290 оС от Т-34 регулируется регулятором расхода (FIRCАL 0963) с сигнализацией при снижении расхода. Плотность выводимого потока регистрируется радиоизотопным плотномером (DR 0963). Температура фракции дизельной 230-290 оС после воздушного холодильника Т-34 контролируется термопарой (TIR 0422), а перед гребенкой смешения фракций дизельных топлив - термопарой (TIR 0017).

Предусмотрено частичный вывод фракции дизельной 230-290 °С после Т-34:

- для заполнения и периодической подпитки емкости Е-38 (схемы подачи охлаждающей, уплотняющей жидкости торцевых уплотнений насосов);

- в линию жидкого топлива печей (в К-11), с целью снижения вязкости жидкого топлива;

- в линию 99 (на входе в емкость Е-12), при приготовлении мазута смесевого компонента, через регулятор расхода (FIRC 0963А);

Фракция дизельная 290-360 оС (тяжелая дизельная фракция) из сборного кармана 39 - 42 тарелки, насосами Н-20, Н-15/2, прокачивается по байпасу ребойлера Т-20, через теплообменники Т-6, Т-42, Т-43, воздушные холодильники Т-47, Т-47/1, гребенку смешения фракций дизельных топлив и выводится с установки. Расход выводимой от Т-47-х фракции дизельной 290-360 оС с установки, регулируется регулятором расхода (FIRCАL 0973), с сигнализацией при снижении расхода. Температура фракции на выводе из колонны К-2, после воздушных холодильников Т-47, Т-47/1 и после объемного счетчика контролируется термопарами (TIR 0660, 0512, 0028).

Количество выводимой фракции 290-360 °С на гребенку смешения измеряется объемным счетчиком (FQIR 0028), а плотность выводимого потока регистрируется плотномером (DR 0973). Предусмотрена подача тяжелой дизельной фракции 290-360 °С после Т-47-х:

- в линию 99 на вход в емкость Е-12 - схемы приготовления мазута смесевого компонента, через регулятор расхода (FIRC 0973А);

- в линию вывода фракции 360-580 °С вакуумного газойля после Т-40, с контролем расхода расходомером (FIR 0973Б);

- в линию гудрона перед Т-5/2 для промывки линии гудрона и Т-5/1;

- в линию топливного мазута печей (в К-11), с целью снижения вязкости жидкого топлива;

- в линию приема насосов Н-24, Н-25/1,2, для набора уровня и заполнения тарелок сбора жидкости под пакетами, в период пуска вакуумного блока;

- для поддержания уровня на тарелке сбора жидкости под первым пакетом колонны К-10, при уходе уровня на тарелке (LIRCAHL 1035), с подачей через клапан отсекатель (SV 0973C), в линию приема насосов Н-24, Н-25/1,2.

При работе вакуумного блока и приготовлении различных марок мазута смесевого компонента с фракции гудрона +580 °С, предусмотрена возможность подавать в линию 99 на вход в емкость Е-12 фракцию 290-360 оС, полностью или частично после Т-47/1,2 и (или) часть фракции 230-290 °С после Т-34, фракции дизельной до 370 °С, с одновременной подачей смеси каталитических газойлей с установки Г-43-107М-1А или с ТСБ (фракций разбавителя). Расход вовлекаемой фракции 230-290 оС, фракции 290-360 оС, фракции дизельной до 370 °С, для приготовления мазута смесевого компонента регулируется соответственно регуляторами расхода (FIRC 0963А, FIRC 0973А, FIRC 0974А), по уровню фракций разбавителя в Е-12 (LIRCAHL 1025). При этом объем вовлекаемых фракций в Е-12 и выводимых в дизельное топливо с установки производится контуром РСУ и зависит от расхода фракции гудрона +580 °С, получаемой условной вязкости приготовленного мазута и подаваемой в смеситель С-101, смеси фракций разбавителя на смешение с гудроном от насоса Н-102.

Перед выводом фракций дизельных: 180-230 °С, 230-290 °С, 290-360 °С и фракции до 370 °С (выводимой с колонны К-10 вакуумного блока), с установки происходит их смешение в коллекторе гребенки смешения дизельных топлив. Температура смеси фракций 180-370 °С выводимых в качестве сырья установки гидроочистки дизельных топлив или как прямогонный компонент товарного дизельного топлива в парк ТСБ, после смешения на выводе с установки, контролируется термопарой (TIR 0058).

Отбор проб выводимых фракций производится из линий:

- фракции 130-180 °С - на выходе после гребенок смешения бензина и дизельных топлив;

- фракции 180-230 °С - на выводе от Т-29 после регулятора расхода и на выходе после гребенки смешения дизельных топлив;

- фракции 230-290 °С - после Т-34 на линии объемных счетчиков и на выходе после гребенки смешения дизельных топлив;

- фракции 290-360 °С - после Т-47-х на линии объемных счетчиков и на

выходе после гребенки смешения дизельных топлив.

Для улучшения регулирования параметров колонны К-2 по тарелкам в жидкой и паровой фазах, предусмотрена установка термопар и датчиков давления, с контролем по зонам:

- температура паровой фазы над тарелкой 13 (TIR 0330);

- температура паровой фазы над тарелкой 16 (TIR 0329);

- температура паровой фазы под тарелкой 21 (TIR 0328);

- температура паровой фазы над тарелкой 23 (TIR 0327);

- температура паровой фазы над тарелкой 26 (TIR 0326);

- температура паровой фазы над тарелкой 36 (TIR 0325);

- температура паровой фазы под тарелкой 42 (TIR 0322);

- давление паров над тарелкой 33 (PIR 106);

- давление паров под тарелкой 50 (PIR 104).

На линии ввода смесевого потока фракций дизельного топлива на выводе с установки, установлен поточный анализатор цветовой прозрачности дизельных фракций “ТОН 420“ (QTAH 156), с сигнализацией от установленных значений, при затемнении или утяжелении фракционного состава.

В колонне К-2 для снятия тепла и конденсации паров над зоной отбора целевых фракций осуществляется подача острого и трех циркуляционных орошений:

- 1-е циркуляционное орошение (I ЦО) - под отбором фракции 130-180 оС в колонну К-6;

- 2-е циркуляционное орошение (II ЦО) - под отбором фракции 180-230 оС в колонну К-7;

- 3-е циркуляционное орошение (III ЦО) - под отбором фракции 230-290 оС в колонну К-9.

С верха колонны К-2 головной погон бензиновой фракции НК-130 (180) °С в паровой фазе и водяные пары отводятся в воздушные конденсаторы Т-17/1-6, где конденсируются, охлаждаются и поступают в емкость сепаратор Е-3. Температура головного погона на выходе из колонны К-2, температура сконденсированных паров после АВО Т-17/1,2,3,4,5,6 и на общем потоке на входе в Е-3 контролируется, соответственно, термопарами

(TIRC 0274, TIR 0696, 0697, 0698, 0699, 0175, 0176, TIR 0388). Регулирование температуры верха колонны К-2 (TIRC 0274) производится подачей острого орошения от Н-4/1,2, регулятором расхода (FIR 0953) с коррекцией по давлению паров в шлемовом трубопроводе (PIRCSAHH L 0736) контуром управления РСУ.

Балансовый избыток бензиновой фракции НК-130 (180) °С через регулятор расхода (FIR 0954), с коррекцией по уровню бензина в емкости

Е-3 (LIRCAHL 1014), подается от насосов Н-4/1,2 на доохлаждение на вход в водяной холодильник Т-15А и выводится в емкость Е-6.

Отделившаяся дренажная вода в водоотделителе емкости Е-3, через регулятор раздела фаз (LIRCAHL 1012), выводится в емкость Е-20.

Для защиты от коррозии шлемового трубопровода колонны К-2,

перед зоной конденсации паров (по движению паров), производится ввод от дозировочных установок №1 и №2 аминосодержащего нейтрализатора и пленкообразующего ингибитора коррозии. Подача реагентов производится путем разбавления реагентов в потоке бензиновой фракцией, подаваемой от регулятора орошения К-2 с распылением введенного раствора реагентов распылительными головками от центра на стенки трубопровода.

Контроль скорости коррозии металла в потоке, на входе сконденсированных паров в емкость Е-3, производится электронным датчиком (QIR 03) Fe+ типа «СORDATE», с измерением растворенных ионов железа (Fe+2,+3) и преобразования сосчитанных импульсов в скорость коррозии. Уточнение коррозионных процессов и величины скорости коррозии в шлемовом трубопроводе и секциях АВО колонны К-2, производится периодической проверкой установленных на входе в емкость Е-3 касеты-зонда с образцами металла оборудования (QI) Fe+. Регулирование подачи реагентов производится в зависимости от рН-среды дренажной воды Е-3, данных аналитического контроля и скорости коррозии.

При срабатывании ППК емкости Е-3 сброс бензиновой фракции производится по линии 126 в факельную емкость Е-36. Для защиты колонны К-2 от превышения давления, из шлемового трубопровода отбираются пары к рабочим и резервным ППК, со сбросом парогазовой фазы через сепараторы Е-36/1 и Е-36 на факел. При дальнейшем повышении давления выше установленного значения, срабатывает блокировка и сигнализация от (PIRCSAHH 0736), с закрытием клапанов-отсекателей (SV 2556, SV 2557, SV 2558 - подачи газа) и (SV 2550, SV 2551, SV 2552 - подачи мазута) к горелкам печей П-1/1,2,3 с сигнализацией положения клапана по месту и щите КИП.

С 15-й тарелки колонны К-2 первое циркуляционное орошение (I ЦО) насосами Н-22/1,2 прокачивается через теплообменник Т-62, где передает свое тепло сырой нефти, далее через воздушные холодильники Т-30/1,2, где охлаждается до необходимой по качеству получаемых фракций температуры и двумя вводами подается на 14 тарелку колонны К-2. Расход подаваемого орошения регулируется регулятором (FIRCАL 0956) с сигнализацией при снижении расхода потока до минимального. Температура первого циркуляционного орошения на выводе из К-2, после воздушных холодильников Т-30/1, Т-30/2 и на общем потоке контролируется термопарами (TIR 0384, TIR 135г, 135в, TIR 132е).

Вывод второго циркуляционного орошения (II ЦО) осуществляется с 25-й тарелки К-2.

Второе ЦО насосами Н-23/1,2 прокачивается через теплообменники нагрева обессоленной и сырой нефти Т-4/2, Т-4/1, Т-1А, воздушный холодильник Т-32, где охлаждается до необходимой по качеству получаемых фракций температуры и возвращается двумя вводами на 24 и 26 тарелки и

одним вводом на 25 тарелку К-2. Температура потока второго циркуляционного орошения на выводе из К-2, после Т-4/2, Т-1/А и после Т-32 контролируется термопарами (TIR 0383, 0359, 0653, 0373). Расход второго циркуляционного орошения на 24, 26 и 25 тарелки К-2 регулируется регуляторами расхода (FIRCАL 0957), (FIRC 5), (FIRC 6) с сигнализацией при снижении расхода основного потока до минимального.

С 35-й тарелки третье циркуляционное орошение (III ЦО) колонны К-2 насосом Н-15/1,2 прокачивается через теплообменники нагрева нефти Т-7/2, Т-5/2, Т-5/1, Т-3, далее через теплообменник нагрева утилизационной / теплофикационной воды Т-31, воздушный холодильник Т-46, где охлаждается до необходимой по качеству получаемых фракций температуры и возвращается на 34-ю тарелку К-2. Предусмотрена возможность отключения одного из теплообменников Т-5/1,2 из схемы III ЦО колонны К-2 с подключением в схему охлаждения гудрона, выводимого с установки после Т-2/2, а также охлаждение в межтрубном пространстве Т-5/1 смеси гудрона и затемненного продукта, выводимого как гудрон СБ - сырье установки «Битурокс».

Температура третьего циркуляционного орошения на выводе из К-2, после Т-5/1, Т-3, Т-31 на выходе из Т-46 измеряется термопарами (TIR 0385, 0362, 0634, 0365, 0680). Расход третьего циркуляционного орошения регулируется регулятором расхода (FIRC 0989), а температура на вводе в К-2 контролируется термопарой (TIR 0656). При снижении давления в линии выкида насосов Н-15/1 или Н-15/2 от датчиков (PIAL 0732, 0733) срабатывает сигнализация. Давление затворной жидкости переднего, заднего торцового уплотнения насосов Н-15/1, Н-15/2, контролируется датчиками (PIRAL 60, 61), (PIRAL 62, 63) с сигнализацией минимального давления. Температура подаваемой охлаждающей, затворной жидкости на торцевые уплотнения насосов Н-15/1 (TIRAH 0716, 0717), Н-15/2 (TIRAH 0718, 0719), измеряется по месту, c регистрацией РСУ и сигнализацией при повышении температуры выше допустимой. При повышении температуры масла в картере подшипников насосов Н-15/1 (TIRAH 0233, 0244), Н-15/2 (TIRAH 0234, 0245), Н-19/1,2 (TIRAH 0246, 0247), Н-20 (TIRAH 0240), Н-23/1,2 (TIRAH 0238, 0239) срабатывает сигнализация.

Уровень в кубе колонны К-2 и температура контролируется уровнемером (LIRCAHL 1013), термопарой (TIR 0293), с сигнализацией минимального и максимального уровня.

В период ведения пусковых работ (при простое вакуумного блока) регулирование уровня куба колонны К-2 (LIRCAHL 1013) производится клапаном - регулятором уровня (LCV 1013) (Ду-300), установленным на линии вывода мазута прямогонного после Т-9.

При ведении пусковых работ (при пуске и работе вакуумного блока)

регулирование уровня куба колонны К-2 производится регуляторами (FCV 2462 - 2467) расходом мазута по потокам печи П-3, контуром РСУ. Регулирование уровня куба колонны К-10 (LIRCSA HHL 1026/2) производится

регулятором уровня (LCV 1026).

Контроль прогрева и находящихся в “горячем резерве” насосов Н-21/1,2,3, обеспечивается по показаниям температуры мазута в линии приема насосов термопарами (TIR 0163, 0164, 0165). При повышении температуры масла картеров подшипников насосов Н-21/1,2,3 срабатывает сигнализация от установленых термопар (TIRАH 0235, 0236, 0237).

При выводе атмосферного блока на режим (перед пуском вакуумного блока), а также при работе атмосферного блока с простоем вакуумного блока, мазут из куба колонны К-2 насосами Н-21/1,2,3 выводится по следующей схеме:

----àТ-65/2,1àТ-63àТ-67/2àТ-67/1à(FIRCA L 31)-------------à

àТ–64/2,1àТ-61àТ-38АàТ-38à(FIRCA L 0984)----à

ß-----

àТ-10/2,1àТ-39àТ-2/1àТ-40à(FIRCA L 0977)--------------à

ß------

К-2àН-21àT-66/1,2àТ-7/3àТ-7/1àТ-2/2àС-101àТ-9/1,2à(LCV 1013) à

----------à

----------à

----------à в линию приема Н-1 или в резервуарный парк ТСБ.

----------à

Мазут прямогонный атмосферной перегонки нагревает:

- в теплообменниках Т-66/1,2, Т-65/2,1, Т-63, Т-10/2,1, Т-64/2,1, Т-7/3,1 - обессоленную и обезвоженную нефть после блока ЭЛОУ;

- в теплообменниках Т-2/1, Т-61 - нефть сырую до блока ЭЛОУ;

- в теплообменнике Т-39 - циркулирующую воду схемы утилизации/ теплофикации установки.

Охладившись в воздушных холодильниках Т-9/1,2, Т-38, Т-38а, Т-40, Т-67/2,1 мазут прямогонный атмосферной перегонки с температурой не более 90 °С (перед пуском вакуумного блока) выводится через гребенку некондиции в линию нефти на прием сырьевых насосов или через выходной узел в парк ТСБ, для дальнейшей повторной переработки. На границе установки мазут прямогонный атмосферной перегонки объединяется в один поток с контролем поточным вискозиметром вязкости условной (град. условн. вязкости), при температуре 80°С.

При работе атмосферной части установки на минимальной и средней производительности и подготовке к пуску вакуумного блока, для исключения длительной отмывки схемы НЦО К-10 от темных нефтепродуктов, мазут по схеме:

Н-21/1,2,3à Т-65/1,2 à Т-63 à Т-67/1 à(FIRCAL 31) à не выводится.

При длительно не работающем вакуумном блоке, предусмотрена

возможность подачи мазута из Т-10/1 в Т-1/2, Т-1/1 и вывода его через воздушный холодильник Т-37, с температурой до 90 оС, в линию мазута после Т-9 и Т-40. Температура мазута на выходе из Т-37 измеряется термопарой (TIR 0574).

Имеется возможность подачи мазута от Т-65/1 на вход в Т-64/2 и по байпасу Т-60 на вход в Т-38. Плотность выводимой фракции мазута (прямогонного или смесевого компонента) на линии после Т-9 контролируется поточным плотномером (DR 54).

Расход мазута по потокам на выходе из воздушных холодильников Т-40, Т-9/1,2, Т-67/1, Т-38 измеряется соответственно расходомерами (FIRAL 0977, FIR 54, FIRСAL 31, FIRСAL 0984), объмными счетчиками на потоке (FQIR 0030, FQIR 0032, FQIR 0034) и регулируется клапанами-регуляторами (FCV 0977, LCV 1013, FCV 31, FCV 0984). Температура мазута на выходе из воздушных холодильников Т-40, Т-9/1,2, Т-67/1, Т-38 контролируется соответственно термопарами (TIR 0030, 0032, 132в, 0034).

Часть мазута после воздушных холодильников Т-40, Т-38 или Т-9 отводится:

- на торцы типа "Тандем" насосов Н-21/1,2,3, Н-3/1,2,3, Н-7/1,2, где поддерживается избыточное давление в линии на торцы 5,5-8 кгс/см2 (на 0,5 -1,5 кгс/см2 более, давления низа колонны К-1 (PIRC 1155);

- на подпитку емкости К-11 схемы жидкого топлива печей.

Для обеспечения подготовки кожухотрубчатых теплообменников, воздушных холодильников и насосов к ремонту, предусмотрено опорожнение аппаратов и трубопроводов в закрытую систему дренирования емкости Е-10, 11. Пропарка, промывка и опрессовка кожухотрубчатых теплообменников производится по линии 366, а насосов и трубопроводов - по линии 255.

С целью разогрева продукта в оребренных трубах секций, концевые воздушные холодильники Т-9/1,2, Т-38, Т-38а, Т-40, Т-37 и Т-67/1,2 предназначеные для охлаждения высоковязких продуктов, оборудованы регистрами подогрева подаваемого воздуха и линиями подачи пара 7 ати в внутренние трубки секций АВО, со сбросом парового конденсата через конденсатоотводчики в атмосферу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: