Понятие метода управления. Виды методов управления и их характеристики

Термин «метод» греческого происхождения (methodos) трактуется двояко: как способ познания, исследования природных явлений и общественной жизни и как прием, способ или образ практического действия. В первом случае это познание науки управления, во втором - способ осуществления управленческой деятельности, то есть наблюдается взаимный процесс обогащения как теории, так и практики управления.

Методы менеджмента можно определить как совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.

Важной задачей методов управления является обеспе­чение высокой эффективности работы организации, сла­женности, максимальной активности каждого члена кол­лектива.

Арсенал системы методов менеджмента обуславлива­ется содержанием управленческой деятельности и тесно связан с другими категориями, хотя в определенной мере они различны по своей роли в управлении. Методы менеджмента тесно связаны с принципами. Они выступают в качестве способов реализации этих принци­пов. Если принципам следуют, то методы же вносят более альтернативный характер, их можно выбирать из множества вариантов конкретного способа или приема действий.

Основу системы методов менеджмента составляет систем­ный, комплексный подход с применением таких методов, как моделирование, экспериментирование, конкретно ис­торический подход, экономико-математические и др.

Приемы и способы, с помощью которых осуществля­ются различные виды управленческих работ, носят назва­ние конкретных или специфических методов. Такие методы характеризуются своим разнообразием, отражают сложность и множественность состава управленческих задач. Их классифицируют по трем основным направлениям:

1. Методы управления функциональными подсистемами.

2. Методы выполнения функций менеджмента.

3. Методы принятия управленческих решений.

Первое направление конкретных методов управления свя­зано со структурой организации, в которой имеется функцио­нальное разделение управленческого труда по таким видам работ, как маркетинг, инновации, финансы, персонал и др., отражает их специфику в постановке целей и определе­нии состава работ, необходимых для их выполнения.

В основу второго подхода классификации положено выполнение конкретными методами функций менеджмен­та, как содержание процесса управления в функциональ­ных подсистемах организации. В каждой подсистеме, не­смотря на ее специфику, осуществляются такие действия управляющей подсистемы, как планирование, организо вывание, координация, мотивация, контроль.

Методы принятия управленческих решений по сути представляют процесс управления как совокупность про цессов разрешения проблем и подразделяются на группы: методы постановки проблем; методы решения проблем; методы организации выполнения принятых решений.

Вся система методов управления, соответствующим образом воздействуя на людей, побуждает их к выполне­нию требований объективных социально-экономических законов развития общества. По особенностям и характеру воздействия на мотивы поведения сотрудников выделяют три группы методов: экономические, организационно-рас­порядительные и социально-психологические.

Экономические методы менеджмента занимают цен­тральное место в системе методов,

экономические методы менеджмента — это совокупность способов воздействия путем создания экономических условий, побуждающих работников органи­зации действовать в нужном направлении и добиваться ре­шения поставленных перед ними задач.

Арсенал и содержание экономических рычагов опреде­ляется спецификой управляемой системы. Чаще всего они выступают в следующих формах: планирование, финан­сирование, кредитование, ценообразование, экономиче­ское стимулирование, хозрасчет.

Организационно-распорядительные методы управления занимают особое место в системе менеджмента. Это объяс­няется тем, что они создают необходимые условия функ­ционирования организации. Посредством этих методов создаются трудовые коллективы, формируются организа­ционные структуры управления, деятельность организа­ции регламентируется и обеспечивается инструкциями, фиксирующими механизм работы с кадрами.

Для эффективного выполнения указанных процедур в рамках этих методов необходим, набор приемов и способов, которые основывались бы либо на прямом принуждении людей к определенному поведению в интересах организации, либо на создании возможности такого прину­ждения. При этом воздействие в большинстве случаев ха­рактеризуется однозначностью, одновариантностью выполнения поставленных задач. Такой подход призван обеспечить организационную четкость и дисциплину труда.

Социально-психологические методы мож­но представить как совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникаю­щие в трудовых коллективах, а также на социальные про­цессы, протекающие в них.

Для реализации механизма социально-психологических методов руководителю недостаточно использовать накоп­ленный опыт, ему необходимо знать закономерности раз­вития глобальных систем, взаимодействия людей, методы воздействия на людей и трудовые коллективы. Применение социально-психологических методов менеджмента должно осуществляться в комбина­ции с организационно-распорядительными и экономически­ми методами, в наибольшей мере отвечающими особенно­стям решения стоящих перед коллективом целей и задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: