Технология разноуровневого обучения предполагает создание педагогических условий для включения каждого ученика в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития. Ее появление было вызвано тем, что традиционная классно-урочная система, ориентированная на обучение всех детей по унифицированным программам и методикам, не может обеспечить полноценного развития каждого ученика. Учитель в образовательном процессе имеет дело с учащимися, имеющими различные интересы, склонности, потребности, мотивы, особенности темперамента, мышления и памяти, эмоциональной сферы. При традиционной классно-урочной системе эти особенности трудно учитываются.
В любой системе обучения встречается дифференциация. В настоящее время в российском образовании применяется дифференциация:
— по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разно-: возрастные группы);
— по полу (мужские, женские, смешанные классы, школы);
— по области интересов (гуманитарные, физико-математические, биолого-химические и другие группы, направления, отделения, школы)
|
|
— по уровню умственного развития (способные, одарённые, дети с ЗПР (задержкой психического развития) и др.);
— по уровню достижений (отличники, успевающие, неуспевающие и т.д.);
— по личностно-психологическим типам (типу мышления, темпераменту и др.);
— по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения,; слуха, больничные классы).
Технология разноуровневого обучения предусматривает уровневую дифференциацию за счет деления потоков на относительно гомогенные по составу группы, каждая из которых овладевает программным материалом в различных образовательных областях на базовом и вариативном уровнях (базовый уровень определяется государственным стандартом, вариативный — носит творческий характер, но не ниже базового уровня).
Используются три варианта дифференцированного обучения:
- на основе предварительной диагностики динамических характеристик личности и уровня овладения общеучебными умениями учащиеся с начала обучения распределяются по классам, работающим по программам разного уровня;
- внутриклассная дифференциация, деление учащихся класса на группы;
- дифференциация за счет профильного обучения в основной школе и старших классах, организованная на основе психодидактической диагностики, экспертной оценки, рекомендаций учителей и родителей, самопознания и самоопределения школьника.
Дифференцированное разноуровневое обучение предусматривает:
- добровольный выбор каждым учеником уровня усвоения учебного материала (не ниже Госстандарта);
|
|
- организацию самостоятельной работы обучаемых на различных уровнях;
- полное усвоение базового компонента содержания образования;
- парные, групповые и коллективные (работа в парах сменного состава) формы организации учебного процесса;
- текущий контроль за усвоением учебного материала;
- вводный и итоговый контроль по каждой укрупненной единице усвоения учебного материала (для учащихся, не справившихся с ключевыми заданиями, организуется коррекционная работа до полного усвоения);
- опережающее обучение учащихся по индивидуальным планам в каких-либо образовательных областях.