Для успешного овладения материала по сложным белкам необходимо иметь четкие представления о структуре их простетической группы, поэтому при подготовке к занятию необходимо вспомнить строение углеводов, липидов, нуклеотидов и нуклеиновых кислот, порфиринов. Пользуясь учебником и лекциями, изучите классификацию гликопротеинов, характер связи между белковыми и углеводными компонентами, структуры и свойства отдельных представителей гликопротеинов.
При подготовке к занятию обратите внимание на роль фосфопротеинов, на значение для организма человека казеина молока, альбумина и вителлина яичного желтка, ихтуллина рыбьей икры, разберите биологическое значение нуклео-, хромо-, липопротеинов в организме человека, изучите строение биомембран.
Для усвоения темы выполнить следующие задания.
№№ | Задание | Указания к выполнению задания |
1. | Вспомните классификацию, структуру и химические свойства углеводов. | 1) Напишите формулы (по Хеуорзсу), α-D-глюкозы, α-D-фруктозы, N-ацетилглюкозамина, нейраминовой кислоты. |
2. | Изучите строение, свойства и биологическую роль отдельных групп гликопротеинов. | 1) Обратите внимание на О- и N-гликозидные связи между белковым и углеводными компонентами гликопротеинов. 2) Приведите примеры гликопротеинов, обладающих ферментативными свойствами, являющихся гормонами, белками свертывания крови, транспортными белками. 3) Кратко охарактеризуйте свойства и биологическую роль гликопротеинов слизей: муцина слюны, гастро-, урогликопротеинов. |
3. | Изучите классификацию, структуру и биологическую роль протеогликанов. | 1) Приведите классификацию гликозаминогликанов. Напишите строение дисахаридных звеньев гиалуроновой кислоты, хондроэтин-, кератан-, дерматан-, гепарансульфата. 2) Зарисуйте схему протеогликановых комплексов внеклеточной жидкости. Охарактеризуйте роль гиалуроновой кислоты как цементирующего агента межклеточного матрикса. 3) Перечислите физико-химические свойства протеогликановых комплексов. |
4. | Вспомните структуру азотистых оснований, нуклеозидов и нуклеотидов. Как образуется полинуклеотидная цепь ДНК и РНК? | 1) Напишите фрагмент ДНК состава ТАГ. 2) Напишите фрагмент РНК состава ЦУА. |
5. | Вспомните вторичную структуру ДНК и изучите уровни укладки ДНК в составе ДНК-протеинов. | 1) Нарисуйте двойную спираль ДНК и приведите ее характеристики - диаметр, количество нуклеотидных пар в витке. Как образуются малая и большая борозды ДНК? Покажите комплементарное взаимодействие (образование водородных связей) между аденином и тимином, гуанином и цитозином 3) Как образуются нуклеосомы, что такое соленоиды? Разберите пространственную укладку молекулы ДНК в хромосомах в клубки второго, третьего порядков. 4) Охарактеризуйте биологическую роль гистонов в ДНК-протеинах. |
6. | Вспомните строение различных видов РНК и изучите структуру РНК-протеинов. | 1) Охарактеризуйте вторичную и третичную структуру РНК. 2) В чем заключаются особенности рибосомальной РНК? Зарисуйте строение рибосом и охарактеризуйте каждую субчастицу как рибонуклеопротеин. 3) Схематически представьте строение транспортной РНК и выделите особенности ее строения и биологическую роль. |
7. | Изучите структуру гемоглобина. | 1) Напишите химическую формулу гема. 2) Как соединяются молекулы гема с полипептидными цепями глобина в молекуле гемоглобина? 4) Схематически представьте четвертичную структуру гемоглобина. |
8. | Изучите свойства производных гемоглобина и их строение. | 1) Схематически покажите как присоединяются лиганды к молекуле гемоглобина – как образуются окси-, карбокси-, карбгемоглобин. 2) Как оказать первую помощь при отравлении CO? 3) Что такое метгемоглобин? Опишите группы соединений, лекарственных веществ, приводящие к метгемоглобинемии. |
9. | Вспомните строение липидов. | 1) Приведите классификацию липидов. 3) Приведите общую формулу триацилглицеринов, приведите примеры простого (триолеин) и смешанного (стреароолеопальмитин) тригицерида. Вспомните, какова зависимость физико-химических свойств нейтральных жиров от жирно-кислотного состава. 4) Вспомните строение фосфоглицеридов - фосфатидной кислоты, лецитинов, кефалинов, фосфатидилсеринов и плазмалогенов. 5) Вспомните строение сфинголипидов - церамидов, сфингомиелинов, цереброзидов и ганглиозидов. 6)Какие соединения относятся к группе стеринов? Вспомните строение холестерина и его эфиров. |
10. | Изучите строение, состав, методы разделения и биологическую роль липопротеинов плазмы крови. | Зарисуйте строение липопротеина плазмы крови. Какими методами можно произвести разделение плазменных липопротеинов? Какова функция липопротеинов плазмы крови? Заполните таблицу, характеризующую состав основных групп липопротеинов сыворотки крови. |
11. | Изучите строение и функции биомембран | 1) Укажите химический состав биомембран. Зарисуйте схему строения биомембран как липопротеинового би-слоя. 2) Охарактеризуйте фазовое состояние – жидкокристаллическую структуру биомембран и влияние соотношения холестерин: жирные кислоты на фазовые переходы. 3) Опишите виды транспорта через биомембраны. 4) Что такое липосомы? С какой целью они могут использоваться в медицине? |
12. | Изучите строение фосфопротеинов | 1) Охарактеризуйте связь фосфорной кислоты с белковой частью (апопротеином) 2) Приведите примеры наиболее распространенных фосфопротеинов и охарактеризуйте их биороль. |
Графологическая структура «Строение и функции сложных белков» (см. приложение 1).
Заполните таблицу.
Фракция липопротеидов | Общее содержание, г/л | Белок (апопротеин), % | Триглице- риды, % | Холестерин, % | Фосфатиды, % |
1.Хиломикроны (γ-липопротеины) | |||||
2. ЛПОНП (пре-β-липопротеины) | |||||
3.ЛПНП (β-липопротеины) | |||||
4.ЛПВП (α-липопротеины) |
Кратко выпишите принцип метода, химизм порядок проведения работ, выполняемых на лабораторном занятии. Не забывайте оставлять достаточно места для выполнения расчетов и выводов.