При подготовке к занятию, используя лекции, учебники и дополнительную литературу, выполните следующие задания:
№/№
| Задание
| Указания к выполнению задания
|
|
|
|
1.
| Изучите процесс распада нуклеопротеинов в ЖКТ и тканях.
| А. Схематически представьте процесс последовательной деградации нуклеопротеинов в желудочно-кишечном тракте до продуктов, подлежащих всасыванию.
Б. Укажите важнейшие компоненты желудочного, панкреатического и кишечного соков, принимающих участие в расщеплении нуклеопротеинов.
В. Схематически представьте тканевой распад нуклеопротеинов до аминокислот и мононуклеотинов, укажите необходимые условия.
Г. Перечислите пути использования в организме продуктов гидролиза нуклеопротеинов экзогенного и эндогенного происхождения.
|
2.
| Изучите процессы тканевого синтеза мононуклеотидов.
| А. Напишите цепь последовательных ферментативных реакций биосинтеза пиримидиновых нуклеотидов.
Б. Нарисуйте ядро пурина и стрелками обозначьте в нем происхождение каждого атома углерода и азота.
В. Укажите принципиальные отличия в основных путях синтеза пиримидиновых и пуриновых нуклеотидов.
Г. Напишите резервные пути синтеза пиримидиновых нуклеотидов из уридина при наличии АТФ, а также пуриновых нуклеотидов из пуриновых оснований и
5-фосфорибозилпирофосфата при участии специфических ферментов.
|
3.
| Изучите пути распада пиримидиновых нуклеотидов в тканях.
| А. Напишите два пути распада пиримидинового нуклеотида с образованием основания и фосфорилированного углеводного остатка в виде 5-фосфорибозилпирофосфата и рибозо-5-фосфата.
Б. Представьте цепь ферментативных превращений пиримидиновых производных до конечных продуктов.
|
4.
| Изучите пути распада пуриновых нуклеотидов в тканях.
| А. Напишите два пути распада пуринового нуклеотида с образованием основания и фосфорилированного углеводного остатка в виде 5-фосфорибозилпирофосфата и рибозо-5-фосфата.
Б. Покажите процесс постепенного расщепления пуринового производного в мочевую кислоту, назовите ферменты.
В. Запишите содержание мочевой кислоты в сыворотке крови здоровых людей.
Г. Рассмотрите причины повышенного содержания мочевой кислоты, приводящие к развитию подагры и образованию мочевых камней.
Д. Назовите причину развития синдрома Леша-Нихана.
|
5.
| Изучите синтез гемоглобина и его нарушения.
| А. Схематически представьте глицино-янтарный цикл Шемина.
Б. Обратите внимание на особенности включения гема в гемоглобин.
В. Объясните, почему недостаточность витаминов В2, фолиевой кислоты, В12, а также микроэлементов Fe, Cu, Co приводят к развитию анемии.
Г. Назовите причины развития и проявления порфирий.
|
6.
| Изучите процесс распада гемоглобина и его нарушения.
| А. Напишите реакции расщепления гемоглобина с помощью гемоксигеназного комплекса, представьте химизм образования биливердина и билирубина.
Б. Напишите реакцию ферментативного превращения свободного (непрямого) билирубина в связанный (прямой). Укажите фермент.
|