Философия Анаксагора и Эмпидокла

Общая картина становления и развития философской мысли в досократический период была бы незавершенной без обращения к оригинальному творчеству стихийных материалистов-натурфилософов Анаксагора и Эмпидокла. Их учение подготовило почву атомизму Левкиппа и Демокрита. Классики античной философии высоко оценивали их последовательность и диалектичность философствования.

Анаксагор из Клаземен

Все во всем.

Анаксагор (500 – 428 до н.э.) – выходец из Ионии, ученик Анаксимена, большую часть жизни (30 лет) прожил в Афинах, которые не без его участия становятся в этот период столицей античной философии.

Анаксагор испытал влияние элеатов и Гераклита, знал труды многих ранних философов, однако его онтология существенно отличается от онтологических учений и предшественников и современников. Если последние ставили задачу найти в бесконечном многообразии мира его единство, то Анаксагор, напротив, пытался обосновать естественное многообразие бытия исходя из его единства. Такой единой сущностью бытия являются гомеомерии ("семена вещей"), которых столько же много, сколько качеств вещей. Это суть онтологический плюрализм – новая идея в античной философии. Существуют гомеомерии цвета, формы, вкуса и т.д. Гомеомерии являются основой вещей, состоящих из них в разных пропорциях и определяющих их качество.

Изменение и трансформация вещей есть результат движения гомеомерий. Причиной их движения являются нус (ум) – "наилучшая и наичистейшая из всех вещей". Нус является силой, упорядочивающей структуру вещей и самого мира. Ум не ограничен ничем и не зависит ни от кого, сама жизнь вещей определяется им. Идея Анаксагора о нусе как первопричине, отличной от гомеомерий как первооснове мира, использована Платоном в учении о мире идей как первопричине мира вещей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: