Диоген Синопский

Платон, увидев, как Диоген моет

себе овощи, подошел и сказал ему

потихоньку: "Если бы ты служил

Дионисию, не пришлось бы тебе

мыть овощи"; Диоген тоже потихоньку

ответил: "А если бы ты умел мыть

себе овощи, не пришлось бы тебе

служить Дионисию".

Диоген Лаэртский

Диоген Синопский, по рассказам биографов, посетил Дельфийский храм и спросил у оракула, что ему делать? Тот ответил ему: "Сделать переоценку ценностей". Диоген не понял истинного смысла сказанного и, будучи чеканщиком монеты, стал их подделывать. В Греции "ценность" (nomista) имеет двоякий смысл – "ходячая монета" и "общественные установления". Судьба все же исполнила предсказание оракула, сделав Диогена разрушителем устоявшихся социальных ценностей и созидателем новых.

Главная добродетель киников (она же тождественна счастью) – знание и умение довольствоваться малым и избегать зла: погони за удовольствием, жажды власти, успеха, славы и богатства. Бочка Диогена, где он жил, является образом того малого, чем может быть счастлив человек, свободный от вышеназванных притязаний души и тела. Путь свободы и добродетелей – это путь "аскезы"[182].

Важным киническим принципом отношения к реалиям жизни является "автаркия" – независимое существование, самодостаточность личного бытия, безразличие к устойчивым общепризнанным социальным ценностям. Широко известен случай посещения Диогена Александром Македонским. Последний предложил первому просить о любой царской милости. "Не заслоняй мне солнце", – ответил мудрец.

Огульное отрицание глубины философских идей классической Греции, упрощенность и нищета философской мысли кинизма сочетается с безграничным экстремизмом в нравственном поведении, анархизмом и крайним маргинализмом в общественной жизни. Киники разрушают всякие наследуемые традиции, не предлагая ничего взамен. Они возвысили примитивные животные потребности до уровня общечеловеческих ценностей. Как справедливо замечает Цицерон: "Система киников не могла не провалиться ввиду отсутствия у них чувства брезгливости, отвращения к грязи; без этого ничего не может быть правильного, ничего честного".

Несомненно, не только этический маргинализм Диогена послужил поводом для его сограждан, воздвигнувших ему на могиле памятник в виде собаки, написав на нем следующее:

Пусть состарится медь под властью времени –

И все же переживет века слава твоя, Диоген:

Ты нас учил, как жить, довольствуясь тем, что имеешь,

Ты указал нам путь, легче которого нет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: