Фрэнсис Бэкон

Столько можем, сколько знаем.

Знание – сила.

Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626) – английский философ-материалист, политический деятель, социальный утопист. Его творчество приходится на период расцвета английской культуры. Бэкон был современником Шекспира. Значительная часть философских работ написана в период практической политической деятельности. Все они имеют фрагментарный характер. К ним Бэкон неоднократно возвращался и дополнял. Его программным трудом является сочинение "Великое Восстановление Наук". Важной частью этой программы был "Новый Органон" (1620), в котором он представил свое методологическое кредо естественнонаучного познания. Наиболее значимыми работами являются "Моральные, экономические и политические эссе", "Новая Атлантида" и незавершенное исследование "О принципах и началах".

О проблемах и их решениях в философии Ф.Бэкона:

– онтология Бэкона материалистична. Он исходит из атомистической природы материи, обладающей внутренней активностью. Однако в толковании души Бэкон непоследователен. Чувствующая душа телесна. Это предмет изучения философии. Рациональная душа – продукт "божественного вдохновения" и изучается теологией;

– в теории познания Бэкон сенсуалист. Чувственный опыт – источник познания. "Нет ничего в разуме, чего не было бы ранее в чувствах" – принцип бэконовской гносеологии;

– умеренный сенсуализм Бэкона (он не считал рациональное познание заблуждающимся, но утверждал невозможность его существования вне чувственного опыта) приводит его к утверждению в логике познания индуктивного метода как основного;

– сенсуализм пронизывает научную методологию Бэкона, представленную в "Новом Органоне" как ориентация на опыт и эксперимент;

– отвергая схоластическую методологию и логику, Ф.Бэкон предлагает свою, которая отличается от схоластической целью, способом доказательства и началом. Цель – прямое отображение вещей, способы доказательства основаны на опыте, начало познания – чувственность;

– учение о причинах заблуждений и ошибок в познании, которые Бэкон называет "идолами" ("призраками"), представлены в "Новом Органоне". "Идолы рода" – общие для человеческого рода причины заблуждений (искажение в чувственном и рациональном познании). "Идолы пещеры" причины заблуждений, свойственных индивидам (недостатки чувственного и разумного познания индивида). "Идолы рынка" – причины заблуждений, вытекающие из пользования языком (полисемия, омонимия и др.). "Идолы театра" – причины заблуждений – в неумеренном следовании в познании авторитетам, догмам;

– не будучи физиком, Бэкон ошибался в философской интерпретации некоторых открытий. Он не признавал гелиоцентрическую систему Н.Коперника;

– в области социальных, политологических и этических взглядов Бэкон был последовательным проводником умеренных взглядов буржуазии. В "Новой Атлантиде" утопические идеи Бэкона более консервативны, чем они представлены в трудах Т.Мора и Кампанеллы.

Ф.Бэкон выступает основателем философии материализма, сенсуализма, науки, которую продолжили Т.Гобсс и Дж.Локк.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: