Николай Гаврилович Чернышевский

Природа бесстрастна к человеку:

она не враг и не друг ему; она то удобное,

то неудобное поприще для его деятельности.

Николай Гаврилович Чернышевский (1828 – 1889) – философ-материалист, публицист, писатель, революционер. Один из организаторов и теоретиков партии эсеров (социалистов-революционеров), член ее ЦК. Наиболее известные философские сочинения: "Эстетическое отношение искусства к действительности" (1855), "Антропологический принцип в философии" (1860), "Письма без адреса" (1861), "Пролог" (1864), "Характер человеческого знания" (1885).

Чернышевский хорошо знал и высоко ценил философию Гегеля, особенно его диалектику. Большое влияние на него оказала позитивистская философия О.Конта, Д.Милля, Г.Спенсера. Наиболее серьезное влияние на Чернышевского оказал Л.Фейербах. Философия "антропологического материализма" последнего стала источником его философских идей.

Материализм как таковой и материалистическое мировоззрение основываются на естественнонаучных знаниях, а потому прогрессивны. "Природа человека" не внутреннее состояние человека, а единство его природных и социальных сил. В отличие от Фейербаха, Чернышевский ясно прослеживал зависимость сознания человека от социальной среды. Для создания условий нравственного воспитания человека необходимо изменить условия его жизни, изменить саму социальность.

Философское обоснование русского или "крестьянского социализма" аргументировано спецификой хозяйственной организации крестьянского труда в России. Согласно гегелевской диалектике, высшая ступень развития сходна с его началом. Если первобытное общество являет собой начало, то общинное владение землей характеризует высшую ступень развития общества. Существует реальная возможность России перейти от феодализма к социализму, минуя капиталистическую фазу развития. Для становления в России социалистического типа организации общества необходимы лишь политические перемены. У Запада переход к социализму будет более трудным.

Н.Г.Чернышевский создает "этику разумного эгоизма", построенную на принципе осознанного выбора для себя революционного пути борьбы и страданий ради светлой цели создания общества счастливых людей. "Для измены Родине нужна чрезвычайная низость души". К сожалению, в истории "эгоизм" часто побеждает "разум".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: