Начальные признаки переутомления:
1. изменения в поведении школьника,
2. снижение успеваемости,
3. потери аппетита,
4. функциональные нервно-психические расстройства (плаксивость, раздражительность, и др.),
5. различные вегетативные расстройства, особенно сердечнососудистой системы.
Выраженные признаки переутомления:
1. резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности;
2. нервно-психические расстройства (нарушение сна, чувство страха, истеричность, нервные тики);
3. стойкие изменения регуляции вегетативных функций (аритмия, вегетососудистая дистония);
4. снижение сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов и патогенных микроорганизмов.
Переутомление - кумулированное состояние утомления, признаки которого не ликвидируются ни при ежедневном, ни при еженедельном отдыхе. Признаки переутомления не исчезают после кратковременного отдыха и даже ночного сна нормальной продолжительности. Требует более длительного отдыха для восстановления работоспособности ребёнка или подростка, для ликвидации нервно- психических расстройств и нарушений регуляторных процессов, а в некоторых случаях необходимо комплексное лечение с применением медикаментозных средств, физиотерапевтических процедур и лечебной гимнастики.
|
|
Гигиеническое нормирование деятельности школьника
Чтобы деятельность не приводила к состоянию переутомления, а оказывала положительное влияние на рост и развитие ребенка, она должна нормироваться. При гигиеническом нормировании (при установлении предельных нагрузок) ориентируются на средние морфофункциональные данные определенного возрастного периода, однако следует учитывать не только возрастные, но и индивиоуо.1ьные особенности школьников. Гигиеническое нормирование в качестве основного ориентира учитывает величину (продолжительность) восстановительного периода, позволяющего возвратить организм в исходное неутомленное состояние.