МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра «Автомобили и тракторы»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ТЯГОВОМУ
И ТОПЛИВНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМУ РАСЧЕТУ
ТРАКТОРОВ
для студентов IV курса инженерно-технологического факультета по специальности 110301.65 Механизация сельского хозяйства
С-ПЕТЕРБУРГ
Методические указания составлены доц. Смирновым М.А. и ст. преп. Фомичёвым А.И.
Под общей редакцией проф. Картошкина А.П.
Рассмотрены и рекомендованы к изданию методической комиссией инженерно-технологического факультета.
Протокол № от 2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение............................................................................................ 4
1. Постановка задачи и выбор расчётных коэффициентов................ 5
2. Определение эксплуатационной силы веса трактора..................... 7
3. Определение максимальной мощности и построение расчетной внешней скоростной характеристики двигателя............................................ 9
4. Определение количества передач в трансмиссии 15
|
|
5. Определение передаточных чисел в трансмиссии на основных передачах и расчет теоретических скоростей движения..................................... 24
6. Построение тягово-динамических характеристик трактора.......... 29
7. Построение характеристик топливной экономичности трактора.. 33
8. Баланс мощности трактора.............................................................. 38
Литература....................................................................................... 43
Приложение I
Рекомендуемые единицы измерения................................................ 44
Приложение II
Основные параметры колесных и гусеничных тракторов............ 45
Приложение III
Параметры регуляторных характеристик дизелей для тракторов прототипов 50
Приложение IV
Шины пневматические для тракторов и сельскохозяйственных машин 51
I
ВВЕДЕНИЕ
В условиях эксплуатации для тракторов характерны различные скоростные и нагрузочные режимы, а также почвенно-климатические и дорожные условия.
Большое влияние на динамические и топливно-экономические показатели, производительность машинно-тракторных агрегатов оказывает техническое состояние двигателей, а также агрегатов трансмиссии и ходовой части тракторов.
В этой связи целью выполнения студентами курсовой работы является закрепление академических знаний, полученных при изучении раздела «Основы теории и расчёта трактора», путём получения количественных характеристик и закономерностей изменения показателей работы тракторов. При этом предусматривается анализ влияния режимов работы, технического состояния и условий эксплуатации тракторов на основные показатели их работы, чтобы в практической инженерной работе обеспечить эффективную и экономичную работу тракторов.
|
|
В процессе выполнения курсовой работы студенты получают также навыки самостоятельной работы при использовании справочной и другой литературы.
ТЯГОВЫЙ РАСЧЕТ ТРАКТОРА С МЕХАНИЧЕСКОЙ СТУПЕНЧАТОЙ ТРАНСМИССИЕЙ.
1. Постановка задачи и выбор расчетных коэффициентов
Рассматриваем тяговый расчет вновь проектируемого трактора.
Исходными данными для расчета являются:
1) тип трактора (колесный или гусеничный)
2) назначение трактора (общего назначения, универсально-пропашной или специальный).
3) номинальная сила тяги на крюке (в дальнейшем )
4) рабочая скорость движения при номинальной тяге;
5) прототип для вновь проектируемого трактора (аналог из ранее
выпускавшихся отечественных или зарубежных тракторов).
Указанные параметры выбираются студентом самостоятельно из таблицы 1 в соответствии с последней (П) цифрой номера зачётной книжки.
В процессе тягового расчета трактора необходимо определить следующие величины и зависимости:
1) эксплуатационную силу веса трактора G;
2) максимальную мощность двигателя N max, а также рассчитать и построить внешнюю скоростную характеристику двигателя по мощности и крутящему моменту;
3) количество передач m в трансмиссии;
4) общие передаточные числа im в трансмиссии на каждой передаче;
5) рассчитать и построить тягово-динамические и топливно-экономические характеристики для проектируемого трактора;
6) определить составляющие мощностного баланса на расчетном режиме движения и построить график баланса мощности; рассчитать максимальный тяговый к.п.д. на каждой передаче
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ РАСЧЁТА
Таблица 1
П ПП | ||||||||||
4К2 2/6 | 4К2 2/8 | 4К2 2/10 | 4К2 2/12 | 4К2 6/6 | 4К2 6/8 | 4К2 6/10 | 4К2 6/12 | 4К2 9/6 | 4К2 9/8 | |
4К2 9/12 | 4К2 14/6 | 4К2 14/8 | 4К2 14/10 | 4К2 14/12 | 4К4 6/6 | 4К4 6/8 | 4К4 6/10 | 4К4 6/12 | 4К4 9/6 | |
4К4 9/10 | 4К4 9/12 | 4К4 14/6 | 4К4 14/8 | 4К4 14/10 | 4К4 14/12 | 4К4 20/6 | 4К4 20/8 | 4К4 20/10 | 4К4 20/12 | |
4К4 30/8 | 4К4 30/10 | 4К4 30/12 | 4К4 50/6 | 4К4 50/8 | 4К4 50/10 | 4К4 50/12 | Г 20/4 | Г 20/6 | Г 20/8 | |
Г 30/6 | Г 30/8 | Г 40/4 | Г 40/6 | Г 40/8 | Г 50/4 | Г 50/6 | Г 50/8 | Г 60/4 | Г 60/6 |
Обозначения, принятые в табл.1:
4К2 и 4К4 – колёсная формула (четыре колеса, 2 или 4 ведущие);
Г – гусеничный трактор; первое число – номинальная сила тяги на крюке в кН; второе число – рабочая скорость движения при номинальной силе тяги, км/ч. Прототип студент выбирает по данным Приложения №II.
Результаты расчета зависят от выбора значений коэффициентов взаимодействия движителя трактора с поверхностью движения: коэффициента сопротивления самопередвижению ¦, сцепления j с и допускаемого буксования [ d].
Коэффициенты взаимодействия тракторного движителя с почвой приведены в таблице 2.
Вид поверхности движения студент выбирает в соответствие с предпоследней (ПП) цифрой номера зачётной книжки: чётные (0, 2, 4, 6, 8) – стерня сухая; нечётные (1, 3, 5, 7, 9) – поле, подготовленное под посев.
Студент должен понимать, как изменяются тяговые показатели трактора при переходе с одной поверхности движения на другую.
2. Определение эксплуатационной силы веса трактора
Условием для расчета эксплуатационной силы веса трактора является требование обеспечить по сцеплению движителей с почвой номинальную силу тяги на крюке на расчетном виде поверхности движения
Расчетная формула выводится из уравнения тягового баланса:
G = (1)
Коэффициент сцепного веса l, для колесного трактора 4К2 следует взять равным 0,75. Для колесного 4К4 и гусеничного тракторов он равен единице (l = 1).
КОЭФФИЦИЕНТЫ СОПРОТИВЛЕНИЯ КАЧЕНИЮ ¦ И СЦЕПЛЕНИЯ ДЛЯ ДВИЖИТЕЛЕЙ ТРАКТОРА
Таблица 2
Вид поверхности движения | Колёсный | Гусеничный | ||
¦ | ¦ | |||
Асфальт (бетон) | 0,02 | 0,8 0,85 | - | - |
Дорога грунтовая | 0,04 | 0,65 0,75 | 0,06 0,07 | 0,9 |
Плотная залежь | 0,06 | 0,70 0,80 | 0,06 0,07 | 0,9 1,0 |
Стерня сухая | 0,1 | 0,7 | 0,07 | 0,9 |
Поле, подготовленное под посев | 0,16 0,18 | 0,3 0,5 | 0,1 | 0,6 0,7 |
Дорога снежная укатанная | 0,05 | 0,2 0,3 | 0,06 | 0,20 0,25 |
Полученное расчетное значение веса следует сравнить с техническими параметрами трактора - прототипа.(Приложение II).
|
|
Пример
Определить эксплуатационную силу веса гусеничного с/х трактора общего назначения (пахотного) тягового класса 3 тс (30 кН).
Результаты расчета сравнить с прототипом.
Воспользуемся расчетной формулой:
Значение коэффициентов возьмем из таблицы для расчетного вида поверхности движения (поле, подготовленное под посев):
.
Тогда величина номинальной эксплуатационной силы веса получится равной:
Эксплуатационная сила веса трактора ДТ-75М в комплектации С1 (с гидронавесным устройством и тремя выносными силовыми цилиндрами) равна 63,70 кН, а в комплектации СЗ (без агрегатов гидронавесной системы) - 59,7 кН. Для трактора ВТ-100 – 75,8 кН.
Таким образом, результаты расчета близко соответствуют параметрам серийной машины. Масса проектируемого трактора будет, очевидно, равна 6000 кг.