Комплекс методов исследования должен быть адекватным его целям и обеспечить подтверждение выдвинутой гипотезы. Вариант, при котором гипотеза не подтверждается, теоретически возможен, однако в психологических исследованиях практически не встречается, тем более в дипломной работе.
При выборе методов психологического исследования можно пользоваться следующей классификацией (4).
1. По основанию уровня научного познания (теоретического или эмпирического)
А) Методы теоретического исследования:
· аппроксимация: замена одних объектов другими, более простыми и близкими к исходным;
· аксиоматизация: способ построения научной теории в виде системы аксиом (постулатов) и правил вывода (аксиоматики), позволяющих путем логической дедукции получать утверждения (теоремы) данной теории;
· дедукция: вывод по правилам логики; цепь умозаключений от общего к частному;
· экстраполяци я – это распространение: выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую его часть; установленных в прошлом тенденций на будущий период; выборочных данных на другую часть совокупности, не подвергнутую наблюдению;
|
|
· интерполяция: отыскание промежуточных значений величины по некоторым известным ее значениям;
· моделировани е: исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей. На моделировании основывается любой метод научного исследования – как теоретический (знаковые, абстрактные модели), так и экспериментальный (предметные модели).
Б) Методы эмпирического исследования:
· наблюдение: систематическая фиксация психологических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания их внутреннего, непосредственно не данного смысла;
· беседа: получение информации с помощью вербальной коммуникации;
· интервью: получение социально-психологической информации посредством устного опроса;
· опро с: обращение за информацией к специалистам или населению об отношении к различным событиям; позволяет в сжатые сроки получить мнения людей (респондентов) о тех или иных явлениях действительности, сведения о процессах и результатах их деятельности;
· эксперимент: активное вмешательство в ситуацию со стороны исследователя, который планомерно манипулирует одной или несколькими переменными (факторами) и регистрирует обусловленные этим изменения в состоянии и поведении изучаемого объекта;
· тестирование: метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты) для измерения индивидуальных особенностей и различий людей.
|
|
2. По основанию действий с объектом
А) и зучение объекта (все методы теоретического и экспериментального (эмпирического) исследования);
Б) о бработка эмпирических данных: качественная и количественная (методы корреляционного, факторного, кластерного анализа, математикой статистики и др.;
В) м етоды представления полученных данных: таблицы, графики, схемы, гистограммы и т.п.