Упражнения. 1. Из нижеследующего списка отметьте те качества, которые важны для определения стиля

1. Из нижеследующего списка отметьте те качества, которые важны для определения стиля:

оригинальность,

принадлежность к определенному жанру,

историческая обусловленность,

целостность,

эстетическое воздействие на читателя,

наличие возвышенной или сниженной лексики,

содержательность.

2. Определите организующий принцип стиля и его проявления в «Шинели» Н.В. Гоголя, «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского, «На дне» М. Горького по следующей схеме:

а) формулировка общего принципа,

б) его проявление в

— построении изображенного мира,

— композиции,

— художественной речи.

3. Определите организующий принцип стиля и стоящую за ним содержательность в «Демоне» М.Ю. Лермонтова, «Чайке» А.П. Чехова, «Василии Теркине» А.Т. Твардовского. Постарайтесь объяснить, как связаны между собой содержание и стиль.

4. Найдите в русской литературе примеры на каждый тип стилевой доминанты. При затруднении обратитесь к главам II раздела: «Изображенный мир», «Художественная речь», «Анализ композиции».

5. Используя схему из упражнения — 2, сопоставьте стиль произведения в следующих парах:

«Облако в штанах» В.В. Маяковского — «Черный человек» С.А. Есенина,

"Смерть Ивана Ильича» Л.Н. Толстого — «Дама с собачкой» А.П. Чехова,

«Котлован» А.П. Платонова — «Поднятая целина» М.А. Шолохова,

«Пророк» А.С. Пушкина — «Пророк» М.Ю. Лермонтова,

"Свободы сеятель пустынный…» А.С. Пушкина — «Сеятелям» Н.А. Некрасова.

Итоговое задание

Проанализируйте стиль одного-двух из приведенных ниже произведений по следующей схеме:

1) сформулируйте общее эстетическое впечатление от произведения,

2) определите, какое содержание ему соответствует (при затруднении обращайтесь к главам II раздела: «Анализ проблематики» и «Идейный мир»),

3) определите организующий принцип стиля и его доминанты,

4) проанализируйте, как проявляется «закон стиля» в особенностях изображенного мира, художественной речи, композиции,

5) кратко резюмируйте результаты проделанного исследования.

Тексты для анализа:

А.С. Пушкин. Евгений Онегин,

Н.В. Гоголь. Ревизор,

М.Ю. Лермонтов. Дума,

М.Е. Салтыков-Щедрин. Повесть, о том, как один мужик двух генералов прокормил,

Ф.И. Тютчев. Как океан объемлет шар земной…,

Л.Н. Толстой. Метель,

Ф.М. Достоевский. Братья Карамазовы,

А.П. Чехов. Учитель словесности, Три сестры,

М.А. Булгаков. Белая гвардия,

А.Т. Твардовский. Дом у дороги.

Целостное рассмотрение художественного произведения и проблема выборочного анализа


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: