Обычно считают, что цены на товары и объёмы производства товаров определяются спросом и предложением. Давайте посмотрим, как на цены и на производство влияет количество денег, находящихся в обороте.
Опять представим деньги в виде ослов, которые перевозят стоимость товаров между сознаниями людей. Представим, что некоторое более‑менее постоянное количество ослов обслуживает обмен зерном.
Что произойдёт, если выдастся урожайный год, и зерна окажется больше, чем обычно? Возможно две ситуации. Если количество ослов останется неизменным, то на каждого осла придётся грузить больше зерна, и цены снизятся. Если количество ослов увеличится, то цены можно будет сохранить неизменными.
Откуда могут взяться дополнительные ослы? Они могут прийти только из соседних рынков, например, с рынка мяса. Но тогда уменьшится количество ослов на рынке мяса, и упадут цены на рынке мяса. В этом случае производители мяса захотят удержать цены на прежнем уровне. Для этого они могут привлечь ослов с третьего рынка, но тогда начнётся падение цен на третьем рынке.
|
|
Соответственно, для удержания цен, единственным выходом из этого порочного круга станет уменьшение количества мяса, которое находится на рынке, то есть снижение производства мяса, или увеличение его экспорта в другие страны (перевозка на других ослах).
Рассмотрим обратную ситуацию. Мы хотим увеличить производство. Пусть на рынок откуда‑то поступают новые ослы. В этом случае у производителей есть два выхода – (1) увеличить цены и (2) увеличить производство новых товаров.
Первым желанием производителя и торговца, естественно, будет простое увеличение цены. Производство, а не увеличение цены, возникнет только при одновременном соблюдении следующих условий:
1. несколько торговцев будут конкурировать между собой и
2. будет физическая возможность производить больше и
3. торговцы будут уверены, что новые деньги – это настоящие ослы, настоящие деньги, а не обесценивающиеся бумажки.
Обобщая эти процессы на общество, уменьшение количества денег в обращении почти всегда приведёт к падению цен, к падению производства и к безработице. Увеличение денег в обращении может привести или к росту цен (инфляции), или к увеличению производства, в зависимости от остальных условий.
* * *
Используя модель одного банка, представьте, что объём торговли между его вкладчиками всегда будет ограничен количеством денег, имеющихся в банке. В определённый момент или остановится дальнейшее производство, или будет необходимо создание новых денег.