1. Охарактеризуйте роль общения в жизни общества и отдельного человека. Какие вы знаете виды и формы человеческого общения?
2. Перечислите функции общения, попробуйте самостоятельно подобрать примеры, раскрывающие смысл каждой из них.
3. Какие виды межличностного общения Вы знаете? Назовите цель и специфические черты каждого вида.
4. В чем состоит сходство императивного и манипулятивного общения? Чем они принципиально отличаются от диалога?
5. Охарактеризуйте диалогический тип межличностного общения.
Литература
1. Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1993.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Л., 1992.
3. Крижанская Ю. С., Третьяков В. П. Грамматика общения. ЛГУ, 1990.
4. Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации. М., 1987.
5. Шостром Э. Анти-Карнеги или человек — манипулятор. М., 1992.
Тема для самостоятельного изучения:
Проявления императивного, манипулятивного и диалогического общения в педагогической практике.
Подберите различные литературные примеры проявления видов межличностного общения. Опишите конкретные их проявления в повседневной школьной практике общения учителя и учеников. Проанализируйте примеры с точки зрения эффективности использования данного вида общения в конкретной ситуации.
|
|
Гл. 2. Характеристика коммуникативной стороны общения
(общение как обмен информацией)
В процессе общения люди обмениваются различными идеями, интересами, настроениями, чувствами и т. д. Все это может быть рассмотрено как разнообразная информация, и в этом случае общение предстает перед нами как коммуникативный процесс. Важно помнить, что коммуникативные процессы между людьми существенно отличаются от информационного обмена в технических устройствах; межличностная коммуникация и по своему содержанию, и по своей форме обладает важными специфическими чертами. Специфика межличностной коммуникации раскрывается, прежде всего, в следующих процессах и феноменах: процессе обратной связи, наличии коммуникативных барьеров, феномене коммуникативного влияния и существовании различных уровней передачи информации (вербального и невербального). Проанализируем эти особенности подробнее.