Вопрос 4 Реализация бюджетной реформы в субъектах РФ

В Концепции реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004–2006 гг. содержались рекомендации органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления разработать и реализовать меры по повышению результативности расходов соответствующих бюджетов согласно основным положениям Концепции, в том числе – утвердить собственные планы по реализации Концепции. Проводя кардинальные изменения в бюджетном процессе на федеральном уровне, Правительство РФ призвало активизировать эту работу на уровне субъектов РФ и муниципальных образований. Реализация реформ проходит разными путями, например посредством разработки методических рекомендаций для субъектов РФ и муниципальных образований по применению новых технологий. Так, согласно Плану мероприятий по реализации Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в РФ в 2006–2008 гг. [70] была предусмотрена разработка методических рекомендаций для субъектов РФ и муниципальных образований по внедрению принципов бюджетирования, ориентированного на результат (БОР).

Сложность и масштаб реформ предопределяют применение и других подходов, в основе которых находятся механизмы стимулирования, иначе – поощрения реформ. В целях поддержки и распространения реформы бюджетного процесса и учитывая опыт функционирования с 2002 г. созданного в составе федерального бюджета Фонда реформирования региональных финансов, предлагается расширить применение механизмов поддержки отобранных на конкурсной основе региональных и муниципальных программ бюджетных реформ в рамках создаваемого с 2005 г. Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов (ФРРМФ).

Региональный опыт по внедрению БОР оказывается весьма широким и разнообразным, но основанным на положениях федеральных правовых актов. При этом в большинстве регионов системной взаимосвязи между мероприятиями внутри бюджетной реформы, а также увязки бюджетной реформы с административной, с реформой гражданской службы, оптимизацией бюджетной сети, по крайней мере на этапе планирования, установлено и сформулировано не было. Региональные документы по БОР пока не встроены в среднесрочное финансовое планирование, в частности в ПФП, что не соответствует общим требованиям реформы, значительно сокращает общий эффект от проводимых мероприятий. Согласно Концепции реформирования бюджетного процесса, комплекс мероприятий по БОР на региональном уровне можно разделить на следующие блоки:

• закрепление определенных целей, задач, результатов деятельности за органами государственной власти субъектов РФ, а в перспективе – и подведомственными им организациями, в том числе путем внедрения системы ежегодных докладов о результатах и основных направлениях деятельности;

• внедрение системы оценки и регулярного учета расходных обязательств, подлежащих финансированию из бюджета субъекта РФ (на базе реестра расходных обязательств);

• четкое встраивание в бюджетный процесс среднесрочного финансового планирования (новые подходы к ПФП);

• расширение сферы применения и повышение качества программно‑целевых методов бюджетного планирования, в том числе за счет введения института ведомственных целевых программ.

Реализация всех вышеперечисленных блоков тесно взаимосвязана. Так, сведения о расходных обязательствах должны использоваться: при формировании докладов; осуществлении среднесрочного финансового планирования и составлении проекта бюджета, который должен соответствовать параметрам ПФП. Бюджетные целевые программы (региональные и ведомственные) должны учитываться при составлении докладов и, в свою очередь, формулироваться в зависимости от целей и задач деятельности, поставленных перед соответствующим органом и отраженных в докладах, и т. п. Необходимой составной частью реформы является также реструктуризация бюджетного сектора. Она будет способствовать распространению принципов БОР при взаимодействии государственных органов с бюджетными организациями и иными получателями бюджетных средств, а также позволит повысить эффективность бюджетных расходов.

Примечания

Боди Э., Мэртон Р. Финансы / Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2000. – С. 38.

Там же. – С. 64.

Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.06.1998 г. № 145‑ФЗ.

Принципы эффективного и ответственного управления общественными финансами // Финансы. – 2006. – № 10. – С. 3–20.

При подготовке параграфа использован следующий документ Минфина РФ: «Основные результаты и направления бюджетной политики на 2008 г. и период до 2010 г.». Электронный ресурс – https://wwwl.minfin.ru/budref/ budpol_08‑10_050607.pdf.

Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» от 26.04.2007 г. № 63‑Ф3.

Тедеев Л. А., Парыгина В. Л. Бюджетная система РФ в схемах и таблицах с комментариями: Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2005. – С. 115–116.

См.: Доклад Министерства финансов РФ о проекте Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса и признании утратившими силу отдельных законодательных актов РФ», опубликован на официальном сайте министерства. Электронный ресурс – https://www.minfin.ru.

По данным Министерства финансов РФ.

2008, 2009, 2010 гг. – прогноз.

Источник: федеральные законы о федеральных бюджетах на 2005, 2006 и 2007 гг.

В числителе – в общей сумме доходов, в знаменателе – в общей сумме неналоговых доходов.

«Тамга» – наложение на товар клейма, печати, разрешающих дальнейший провоз и продажу данного товара. Впоследствии «тамгой» стали называть пошлину, взимаемую при торговле на рынках и ярмарках, место ее уплаты – таможней, служивых людей, взыскивающих тамгу, – таможенниками.

В настоящее время ставки ввозных таможенных пошлин утверждены Постановлением Правительства РФ «О Таможенном тарифе РФ и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности» от 27.11.2006 г. № 718. Ставки вывозных таможенных пошлин установлены многочисленными постановлениями Правительства РФ и объединены в Приказе ГТК России «О ставках вывозных таможенных пошлин» от 06.08.2003 г. № 865.

По данным Пояснительной записки к проектировкам основных характеристик федерального бюджета на 2008 г. и на период до 2010 г. и распределению расходов федерального бюджета на 2008 г. и на период до 2010 г. по ведомственной структуре и разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

По данным Федеральных законов о федеральном бюджете за 2003–2007 гг.

Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально‑экономического развития Российской Федерации» от 20.07.1995 г. № 115‑ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 09.07.1999 г. № 159‑ФЗ).

Данные по консолидированным бюджетам за 2005 г.

Занадворнов В. С., Колосницина М. Г. Экономическая теория государственных финансов. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2006. – С. 118–130.

Наглядный пример – темпы роста заработной платы чиновников практически всех регионов России опережают темпы роста заработной платы населения этих регионов.

Данные Минфина РФ из документа «Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2007 г.». Электронный ресурс – https://wwwl.minfin.ru/ off_inf/1886.pdf.

По данным Федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг.» от 24.07.2007 г. № 198‑ФЗ.

По данным Министерства финансов Российской Федерации.

Очевидно, что объем и структура прогнозируемых расходов во многом определяются и уровнем муниципального образования – это муниципальный район, городской округ или поселение.

Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2004 г.» от 23.12.2003 г. № 186‑ФЗ; Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2005 г.» от 23.12.2004 г. № 173‑Ф3; Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2006 г.» от 26.12.2005 г. № 189‑ФЗ.

Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2007 г.» от 19.12.2006 г. № 238‑ФЭ; Пояснительная записка к проектировкам основных характеристик федерального бюджета на 2008 г. и на период до 2010 г. и распределению расходов федерального бюджета на 2008 г. и на период до 2010 г. по ведомственной структуре и разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 г. № 35‑Ф3.

Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2007 год» от 19.12.2006 г. № 238‑ФЭ; Пояснительная записка к проектировкам основных характеристик федерального бюджета на 2008 г. и на период до 2010 г. и распределению расходов федерального бюджета на 2008 г. и на период до 2010 г. по ведомственной структуре и разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

По материалам «Пояснительной записки к проектировкам основных характеристик федерального бюджета на 2008 г. и на период до 2010 г. и распределению расходов федерального бюджета на 2008 г. и на период до 2010 г. по ведомственной структуре функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации» Минфина РФ.

В настоящее время в Болонском процессе участвует 45 европейских государств.

К началу 2005 г. средняя продолжительность жизни граждан нашей страны была на 10–12 лет ниже, чем в странах с развитой экономикой. Средняя продолжительность жизни у мужчин – 59 лет, у женщин – 72 года. По продолжительности жизни мужчин в ряду других государств Россия занимала 134‑е место, женщин – 100‑е. Только треть детей в возрасте до 18 лет здоровы.

Осадчая И. Эволюция макроэкономической теории после Кейнса // Вопросы экономики. 2006. № 5. – С. 14.

Классификации дефицитов бюджета по различным основаниям уделяется внимание в исследованиях ряда экономистов. Представляют интерес, например, варианты классификации, предложенные д. э. н., профессором Р. Г. Сомоевым. См.: Сомоев Р. Г. Дефицит бюджета: причины, динамика, регулирование. СПб.: Изд‑во СПбГУЭФ, 1999. – С. 21–26; Сомоев Р. Г. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. О. В. Врублевской, М. В. Романовского. 3‑е изд., испр. и перераб. М.: Юрайт‑Издат, 2003. – С. 533–537.

Кудрин Л. Я. Механизмы формирования ненефтегазового баланса бюджета России // Вопросы экономики. 2006. № 8. – С. 5.

Там же. – С. 12.

Кудрин А. Л. Механизмы формирования ненефтегазового баланса бюджета России // Вопросы экономики. 2006. № 8. – С. 14.

Рассчитано по данным Российского статистического ежегодника (2006. С. 606) и данным экономической экспертной группы Министерства финансов РФ.

Улюкаев А. В. Проблемы государственной бюджетной политики: Научно‑практическое пособие. – М.: Дело, 2004. – С. 393–396; Кудрин А. Л. Стабилизационный фонд: зарубежный и российский опыт // Вопросы экономики. 2006. № 2. – С. 28–45; Дмитриева О. Формирование Стабилизационных фондов: предпосылки и следствия // Вопросы экономики. 2006. № 8. – С. 17–30.

Оценка экономической экспертной группы Министерства финансов Российской Федерации.

Афанасьев М. Инструментарий Стабилизационного фонда: опыт и перспективы // Вопросы экономики. 2004. № 3. – С. 67.

Гурвич Е. Бюджетная и монетарная политика в условиях нестабильной внешней конъюнктуры // Вопросы экономики. 2006. № 3. – С. 5.

По данным официального сайта Министерства финансов РФ и оценке экспертной группы Министерства финансов Российской Федерации.

Blankart Charles В. Offentliche Finanzen in der Demokratie: Eine Einftihrung in die Finanzwissenschaft. Mtinchen: Verlag Franz Vahlen, 1994.

Nowotny Ewald. Der offentliche Sector: Einftihrung in die Finanzwissenschaft Verschulden. Berlin u.a.: Sprinder‑Verlag, 1990.

Головачев Д. JI. Государственный долг. Теория, российская и мировая практика. М.: ЧеРо, 1998. – С. 35.

Следует оговориться, что в данном случае речь идет о государственных долговых обязательствах, номинированных в иностранной валюте.

Руководящие принципы управления государственным долгом. Сопроводительный документ. Подготовлен сотрудниками МВФ и Всемирного банка (ноябрь 2002 г.).

Толковый словарь современных бюджетных терминов. М.: НФПК; Баренц Груп, Лтд; Димитрэйд График Труп, 1999. – С. 187.

Лексин В. Я, Швецов А. Я. Бюджетный федерализм в период кризиса и реформ. Электронный ресурс – https://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/ Ve/1998/98‑31eksin/98‑3leksin000.htm.

Христенко В. Б., Лавров А. М. Новый этап реформы межбюджетных отношений // Финансы. 1999. № 2. – С. 3–9.

При сохранении определенного объема полномочий региональных и местных органов власти в установлении региональных и местных налогов в пределах, установленных федеральным законодательством.

Лавров А., ЛитвакДж., Сазерленд Д. Реформа межбюджетных отношений в России: «федерализм, создающий рынок» // Вопросы экономики. 2001. № 4. – С. 32–51.

По данным Федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг.» от 24.07.2007 г. № 198‑ФЗ.

Субъекты бюджетного планирования РФ – федеральные министерства, а также федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляют: Президент РФ или Правительство РФ, палаты Федерального Собрания РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Судебный департамент при Верховном Суде РФ, Центральная избирательная комиссия РФ, Генеральная прокуратура РФ, Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ.

В старой редакции БК РФ проект федерального бюджета рассматривался в четырех чтениях.

Электронный ресурс – https://top.rbc.ru/economics/28/08/2007/115181.shtml

Электронный ресурс – https://www.fincom.spb.ru/comfin/news/full.htm?id=928@cfNews

Электронный ресурс – https://wwwl.minfin.ru/rms/msm.htm

Статья 6 Бюджетного кодекса РФ.

Указ Президента РФ «О Федеральном казначействе» от 08.12.1992 г. № 1556; Постановление Совета Министров – Правительства РФ «О Федеральном казначействе Российской Федерации» от 27.08.1993 г. № 864.

Пункт 2 ст. 264‑1 Бюджетного кодекса РФ.

1 Может иметь следующее значение: 1 – бюджетная деятельность; 2 – приносящая доход деятельность; 3 – деятельность со средствами во временном распоряжении.

2 Синтетические счета предназначены для отражения обобщенных данных о видах активов и обязательств. Коды синтетических счетов имеют последовательную возрастающую нумерацию. При этом значение 19‑го разряда номера счета всегда совпадает с номером раздела Единого плана счетов бюджетного учета.

3 Счета аналитического учета открываются внутри синтетических счетов для получения детальной информации о конкретных видах активов и обязательств.

4 Значения кодов классификации операций сектора государственного управления установлены приложением 5 к Инструкции по бюджетному учету (утв. Приказом МФ РФ от 10.02.2006 г. № 25н).

Опенышев С. П., Жуков В. А. Сущность, цель, задачи и функции финансового контроля // Бюллетень Счетной палаты. 1999. № 12.

Приказ Министерства финансов РФ «Об утверждении Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно‑ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации» от 14.04.2000 г. № 42н.

Основные результаты и направления бюджетной политики в 2007 г. и среднесрочной перспективе // Электронный ресурс – www.minfin.ru

Из Доклада Министерства финансов РФ о проекте Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ» // Электронный ресурс – www.minfin.ru

Основные результаты и направления бюджетной политики в 2007 г. и на среднесрочную перспективу // Электронный ресурс – www.minfin.ru

Из предложений Министерства финансов РФ по выработке и применению общепризнанных принципов, критериев и стандартов эффективного и ответственного управления общественными финансами, выдвинутых и поддержанных на расширенной встрече министров финансов стран «Группы восьми» в июне 2006 г. в Санкт‑Петербурге // Электронный ресурс – www.minfin.ru/budref

Проект ЕС «Административная реформа‑II: Совершенствование управления государственными расходами» // Электронный ресурс – www.minfin.ru

Распоряжение Правительства РФ «Об одобрении Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в РФ в 2006–2008 гг.» от 03.04.2006 г. № 467‑р.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: