В зависимости от целей, для которых используется информация о затратах, их можно классифицировать по трем направлениям.
Таблица 1.1. Классификация затрат по направлениям:
Согласно первому направлению классификации, для определения себестоимости и финансовых результатов деятельности предприятия затраты можно разделить так:
1. Прямые затраты - это те, которые непосредственно связаны с процессом производства или реализации продукции предприятием.
Этот вид затрат может быть легко отнесен к определенному виду продукта.
К прямым затратам относятся:
- сырьё и материалы;
- комплектующие;
- основная заработная плата рабочих;
- другие.
Косвенные затраты связаны с работой предприятия или его подразделением в целом, либо с производством нескольких видов продукции, их нельзя непосредственно отнести на себестоимость конкретного вида продукции.
К косвенным затратам относят:
- отопление и освещение;
- оплату труда менеджеров;
- амортизация;
- другие.
2. Затраты на продукцию - это затраты, связанные с производством продукции или с приобретением товаров для реализации, в частности:
|
|
- Прямые материалы;
- Прямая заработная плата;
- Покупная стоимость товаров для реализации;
Этот вид затрат причисляют к производственной себестоимости продукции.
Затраты периода - это затраты, которые прямо не связаны с изготовлением конкретного товара, а относятся к тому периоду, в котором они возникли.
В затраты периода входят:
- Административные;
- Сбытовые;
- Маркетинговые;
- Амортизация зданий.
3. В зависимости от цели расчета себестоимости различают классификацию затрат по экономическим элементам затрат и по калькуляционным статьям расходов.
Группировка затрат по экономическим элементам необходимо для анализа финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия. Оно показывает, что потрачено и сколько, не указывая конкретно, на какие нужды, то есть устанавливают общую сумму затрат на предприятии, но не конкретизируют направление затрат непосредственно на производство конкретного вида продукции.
Элементы затрат:
- Материальные затраты;
- Затраты на оплату труда;
- Отчисления на социальные мероприятия;
- Амортизационные отчисления;
- Остальные затрат.
Для расчета себестоимости единицы определенного вида продукции используют классификацию по калькуляционным статьям расходов. Такой вид классификации отражают целевые направления использования ресурсов и конкретные затраты предприятия на изготовление и реализацию единицы определенного вида продукции.
Статьи затрат:
- Сырье и материалы;
- Отходы, которые возвращаются в производство;
|
|
- Полуфабрикаты и услуги;
- Топливо и энергия на технологические цели;
- Основная заработная плата производственных рабочих;
- Дополнительная заработная плата;
- Отчисления на социальное страхование;
- Специальные отчисления;
- Затраты на содержание и эксплуатацию оборудования;
- Общепроизводственные;
- Остальные.
4. Расходы можно классифицировать на те, которые включают в себестоимость, и те, которые не включают.
Согласно второму направлению:
Постоянные затраты - это затраты, сумма которых не меняется при изменении объемов производства. Постоянные затраты предприятия есть даже тогда, когда временно не выпускает продукцию.
К ним относятся:
- Амортизация;
- Арендная плата;
- Отопление;
- Освещение;
- Административные затраты.
Переменные - это затраты, общая сумма которых изменяется пропорционально изменению объемов производства.
В них входят:
- Сырье и материалы;
- Комплектующие;
- Заработная плата производственных рабочих;
- Топливо и энергия на технологические нужды;
- Другие.
Пример распределения постоянных затрат (Таблица 1.2.)
Рис. 1.1. Постоянные затраты на объем и на единицу продукции.
Пример распределения переменных затрат (Таблица 1.3.)
Рис. 1.2. Переменные затраты на объем и единицу продукции.
Сумма постоянных и переменных затрат составляет валовые затраты предприятия
Соотношение прямых-косвенных и постоянных-переменных затрат на рис 1.4
Кроме того, затраты согласно второму направлению классификации подразделяются на:
2. Для того, чтобы быть значимыми, или релевантными, затраты должны меняться в результате принятия того или иного решения, связанного с выбором одного из нескольких вариантов. Если величина затрат остается неизменной при разных вариантах решения, то такие затраты называются нерелевантными.
Нерелевантные затраты - это затраты предприятия независимо от принятия управленческого решения.
Релевантные - затраты, которые зависят от принятия управленческих решений.
Пример
Руководство предприятия стоит перед выбором: изготовить деталь на предприятии или купить? Себестоимость изготовления изделия составит:
Переменные затраты - 120
Постоянные - 20
Вместе - 140
Деталь можно купить за 125. Какое решение следует выбрать?
Цена поставщика - релевантные затраты
Постоянные затраты – нерелевантные.
3. Средние и маржинальные затраты
Средние затраты – это издержки предприятия, приходящиеся на единицу выпускаемой продукции.
Маржинальные затраты – это дополнительные затраты на производство ещё одной единицы продукции, включающие в себя переменные затраты и часть постоянных (только в том случае, если рост производства на одну единицу окажет влияние на постоянные затраты)
4. Альтернативные затраты
Альтернативные затраты можно определить как упущенную выгоду в результате выбора одного варианта и отказа от другого. Альтернативные затраты - это издержки неиспользованных возможностей, потеря выгода, когда принятие одного решения исключает принятие другого.
Пример: Директор ресторана получает предложение от заказщика по проведению элитного банкета. Цена, предлагаемая клиентом, составляет 500 000 рублей. Релевантные затраты ресторана по проведению банкета оцениваются в 300 000 рублей. Ожидаемая прибыль составит 200 000 рублей. Обычная прибыль ресторана за 1 день составляет 240 000 рублей.
Вариант 1. Ресторан должен быть полностью закрыт для остальных посетителей. (Потеряет 40 000 рублей)
Вариант 2. ресторан должен быть закрыт для других посетителей только после 8 вечера, что позволить получить прибыль в размере 60 000 рублей. (стоит принять, т.к. за день прибыль за день будет на 20 000 рублей больше с проведением банкета (260 000 = 200 000 + 60 000), чем без его проведения (240 000 рублей).