Уровень и структура логистических затрат

Классификация логистических затрат

Логистические затраты классифицируются по различным критериям.

1. По основным аспектам потока: затраты на момент процесса закупок, затраты на стадии производства, затраты на этапе распределения.

2. Классификация по месту появления затрат функциональные отделы управления, которые в свою очередь подразделяются на отдел снабжения, сбыта и транспорта; и подразделения, связанные с движением, которые делятся на складские и транспортные подразделения.

3. По основным компонентам логистических процессов: затраты физического продвижения материалов, на запасы и на информационные процессы.

4. По видам затрат: на материальные затраты, которые состоят из средств на амортизацию, использование материала, топлива и ресурсов и средств на сторонние материальные услуги, и нематериальные затраты, состоящие из затрат на оплату выполненной работы, нематериальные услуги, из стоимости использования стороннего капитала, денежных выплат в виде налогов и платежей, а также прочих незапланированных издержек, которые отражаются на денежных показателях производства.

5. По экономическому содержанию: на стоимость потребленных производственных факторов, затраты на чистую продукцию, затраты, охватывающие финансовый результат, и упущенную выгоду.

Основные структурные аспекты классификации логистических затрат (по видам затрат, по этапам продвижения и месту появления затрат, по основным компонентам логистических процессов) находятся во взаимосвязи.

Выделение, количественный и структурный анализ, а также нормирование логистических затрат имеют смысл только тогда, когда они составляют значительную долю затрат на деятельность предприятия. В таком случае их сокращение может заметно отра­зиться на достигаемых финансовых результатах. По этой причине именно руководство предприятия должно принимать решение о том, как классифицировать и рассматривать логистические затра­ты. В большинстве случаев современные методики бухгалтерского учета и отчетности не позволяют непосредственно выделять логис­тические затраты предприятия.

На макроуровне полные логистические затраты определить невозможно. Если исходить из макроэкономических параметров, то возможно оценить лишь некоторые их эле­менты. Например, зная общий объем материальных запасов обо­ротных средств, можно оценить затраты на привлечение капита­лов для финансирования этих запасов. Такие затраты рассчиты­ваются как произведение объема запасов на среднюю процентную ставку, которая считается мерой минимального уровня эффектив­ности от привлечения капиталов для хозяйственной деятельнос­ти. Очевидно, что при этом остается открытой проблема выбора размера процентной ставки.

Можно предложить, как минимум, три решения:

• средняя ставка по оборотным кредитам, предоставляемым коммерческими банками;

• процентная ставка по депозитам и банковским вкладам с различными сроками размещения;

• ставка национального банка.

Рассмотрим краткое описание достоинств и недостатков каж­дого из этих вариантов.

Применение средней ставки по оборотным кредитам, предос­тавляемым коммерческими банками, превращает для предприятия эту статью затрат в затраты на привлечение сторонних капита­лов для финансирования запасов. Это непосредственно отража­ется на финансовых показателях. По данным Агентства по статистике РК, за период 2000-2004 гг. собственные капиталы в секторе предприятий были недостаточ­ны даже для полного финансирования основных средств. Это оз­начает, что запасы (как часть оборотных средств) практически во всем секторе предприятий финансировались за счет стороннего капитала.

Использование процентной ставки по депозитам для оценки затрат на привлечение капиталов для финансирования запасов нецелесообразно, поскольку такие ставки при­меняются для размещаемых в банках свободных денежных средств предприятий. Следовательно, эти средства имеют статус не зат­рат, а финансовых доходов.

В макроэкономическом масшта­бе невозможно оценить затраты на хранение и издержки от старе­ния запасов. Они могут рассчитываться только на уровне конк­ретного предприятия.

На макроэкономическом уровне поддается оцениванию еще один компонент логистических затрат - транспортные затраты. Их оценка может быть только приближенной. В качестве транс­портных затрат можно рассматривать доходы транспортных пред­приятий от продажи транспортных услуг. Затраты на эти услуги включают также затраты на перевозку пассажиров. Однако в ло­гистические затраты должны входить только затраты на перевоз­ку товарных грузов.

Необходимо отметить, что стоимость транспортных услуг, ока­зываемых специализированными транспортными предприятиями, составляет только часть транспортных затрат. Многие производ­ственные, торговые и сервисные предприятия имеют собственные транспортные средства, которые используются для оказания транспортных услуг не только на фазе дистрибуции, но и на фазе закупки (снабжения). Эти услуги, а также доходы и расходы, свя­занные с их оказанием, невозможно учесть на макроэкономичес­ком уровне, поскольку они отражаются в различных компонен­тах расходов на деятельность предприятия.

Зарубежный опыт и опубликованные результаты свидетель­ствуют о значительном вовлечении в логистические процессы тру­довых и материальных ресурсов, а также о больших затратах, свя­занных с этими процессами. Проводившееся в Великобритании в 80-х годах прошлого века изучение занятости показало, что 30% трудящихся работает в сфере физической дистрибуции (на операциях продвижения, манипулирования, хранения). В 1980г. 39% валового национального продукта было создано в сфере дистри­буции и логистики.

Результаты исследований, проведенных английским Институ­том управления логистикой и дистрибуцией, свидетельствуют о том, что расходы фирм на дистрибуцию в 1980-1987 гг. сократи­лись с 17% до 6,5% общего объема продаж.

Логистические затраты в британской экономике в 80-х годах прошлого века имели следующую структуру (в %):

транспортные расходы 41

затраты на хранение 21

затраты на запасы 23

административные расходы 14.

Из американских исследований, относящихся к началу 80-х годов прошлого века, следует, что логистические затраты (точ­нее, расходы на дистрибуцию) имели следующую структуру (в %):

транспортные расходы 46

затраты на хранение 22

затраты на запасы 22

административные расходы 10

Приведенные данные свидетельствуют о том, что основным компонентом логистических затрат (дистрибуции) оказываются транспортные расходы. Следующие значимые компоненты - зат­раты на хранение и запасы. В то же время административные рас­ходы, которые можно считать расходами на информационные процессы, составляют менее 20% совокупных логистических зат­рат. Нам не известны принципы организации этих исследований и критерии разнесения конкретных составляющих затрат по вы­деленным группам.

Принимая во внимание интересный подход к определению сферы расходов и их соотношения, при­ведены расширенные данные, заимствованные из этого издания (табл. 15.3).

Таблица 15.3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: