Классификация логистических затрат
Логистические затраты классифицируются по различным критериям.
1. По основным аспектам потока: затраты на момент процесса закупок, затраты на стадии производства, затраты на этапе распределения.
2. Классификация по месту появления затрат функциональные отделы управления, которые в свою очередь подразделяются на отдел снабжения, сбыта и транспорта; и подразделения, связанные с движением, которые делятся на складские и транспортные подразделения.
3. По основным компонентам логистических процессов: затраты физического продвижения материалов, на запасы и на информационные процессы.
4. По видам затрат: на материальные затраты, которые состоят из средств на амортизацию, использование материала, топлива и ресурсов и средств на сторонние материальные услуги, и нематериальные затраты, состоящие из затрат на оплату выполненной работы, нематериальные услуги, из стоимости использования стороннего капитала, денежных выплат в виде налогов и платежей, а также прочих незапланированных издержек, которые отражаются на денежных показателях производства.
|
|
5. По экономическому содержанию: на стоимость потребленных производственных факторов, затраты на чистую продукцию, затраты, охватывающие финансовый результат, и упущенную выгоду.
Основные структурные аспекты классификации логистических затрат (по видам затрат, по этапам продвижения и месту появления затрат, по основным компонентам логистических процессов) находятся во взаимосвязи.
Выделение, количественный и структурный анализ, а также нормирование логистических затрат имеют смысл только тогда, когда они составляют значительную долю затрат на деятельность предприятия. В таком случае их сокращение может заметно отразиться на достигаемых финансовых результатах. По этой причине именно руководство предприятия должно принимать решение о том, как классифицировать и рассматривать логистические затраты. В большинстве случаев современные методики бухгалтерского учета и отчетности не позволяют непосредственно выделять логистические затраты предприятия.
На макроуровне полные логистические затраты определить невозможно. Если исходить из макроэкономических параметров, то возможно оценить лишь некоторые их элементы. Например, зная общий объем материальных запасов оборотных средств, можно оценить затраты на привлечение капиталов для финансирования этих запасов. Такие затраты рассчитываются как произведение объема запасов на среднюю процентную ставку, которая считается мерой минимального уровня эффективности от привлечения капиталов для хозяйственной деятельности. Очевидно, что при этом остается открытой проблема выбора размера процентной ставки.
|
|
Можно предложить, как минимум, три решения:
• средняя ставка по оборотным кредитам, предоставляемым коммерческими банками;
• процентная ставка по депозитам и банковским вкладам с различными сроками размещения;
• ставка национального банка.
Рассмотрим краткое описание достоинств и недостатков каждого из этих вариантов.
Применение средней ставки по оборотным кредитам, предоставляемым коммерческими банками, превращает для предприятия эту статью затрат в затраты на привлечение сторонних капиталов для финансирования запасов. Это непосредственно отражается на финансовых показателях. По данным Агентства по статистике РК, за период 2000-2004 гг. собственные капиталы в секторе предприятий были недостаточны даже для полного финансирования основных средств. Это означает, что запасы (как часть оборотных средств) практически во всем секторе предприятий финансировались за счет стороннего капитала.
Использование процентной ставки по депозитам для оценки затрат на привлечение капиталов для финансирования запасов нецелесообразно, поскольку такие ставки применяются для размещаемых в банках свободных денежных средств предприятий. Следовательно, эти средства имеют статус не затрат, а финансовых доходов.
В макроэкономическом масштабе невозможно оценить затраты на хранение и издержки от старения запасов. Они могут рассчитываться только на уровне конкретного предприятия.
На макроэкономическом уровне поддается оцениванию еще один компонент логистических затрат - транспортные затраты. Их оценка может быть только приближенной. В качестве транспортных затрат можно рассматривать доходы транспортных предприятий от продажи транспортных услуг. Затраты на эти услуги включают также затраты на перевозку пассажиров. Однако в логистические затраты должны входить только затраты на перевозку товарных грузов.
Необходимо отметить, что стоимость транспортных услуг, оказываемых специализированными транспортными предприятиями, составляет только часть транспортных затрат. Многие производственные, торговые и сервисные предприятия имеют собственные транспортные средства, которые используются для оказания транспортных услуг не только на фазе дистрибуции, но и на фазе закупки (снабжения). Эти услуги, а также доходы и расходы, связанные с их оказанием, невозможно учесть на макроэкономическом уровне, поскольку они отражаются в различных компонентах расходов на деятельность предприятия.
Зарубежный опыт и опубликованные результаты свидетельствуют о значительном вовлечении в логистические процессы трудовых и материальных ресурсов, а также о больших затратах, связанных с этими процессами. Проводившееся в Великобритании в 80-х годах прошлого века изучение занятости показало, что 30% трудящихся работает в сфере физической дистрибуции (на операциях продвижения, манипулирования, хранения). В 1980г. 39% валового национального продукта было создано в сфере дистрибуции и логистики.
Результаты исследований, проведенных английским Институтом управления логистикой и дистрибуцией, свидетельствуют о том, что расходы фирм на дистрибуцию в 1980-1987 гг. сократились с 17% до 6,5% общего объема продаж.
Логистические затраты в британской экономике в 80-х годах прошлого века имели следующую структуру (в %):
транспортные расходы 41
затраты на хранение 21
затраты на запасы 23
административные расходы 14.
Из американских исследований, относящихся к началу 80-х годов прошлого века, следует, что логистические затраты (точнее, расходы на дистрибуцию) имели следующую структуру (в %):
|
|
транспортные расходы 46
затраты на хранение 22
затраты на запасы 22
административные расходы 10
Приведенные данные свидетельствуют о том, что основным компонентом логистических затрат (дистрибуции) оказываются транспортные расходы. Следующие значимые компоненты - затраты на хранение и запасы. В то же время административные расходы, которые можно считать расходами на информационные процессы, составляют менее 20% совокупных логистических затрат. Нам не известны принципы организации этих исследований и критерии разнесения конкретных составляющих затрат по выделенным группам.
Принимая во внимание интересный подход к определению сферы расходов и их соотношения, приведены расширенные данные, заимствованные из этого издания (табл. 15.3).
Таблица 15.3