Из этих тем анализа, хотя они поставлены столь обобщенно, становится ясной природа философии; то, что человек может и должен ожидать от философствования. Философствование — это внутреннее структурное формирование самого человеческого существования. Оно может быть в большей или меньшей степени разъяснено и представлено трудом философов, но оно заключено в нас, чтобы двигать и организовывать нашу жизнь. Нам не следует делать и шага за собственные пределы, чтобы обнаружить его, но мы постоянно должны переходить границы самих себя, чтобы философствовать. Мы можем реализовать себя, лишь реализуя наше бытие, т. е. лишь укореняясь в универсальности, которая определяет и основывает нашу конечную личность. Именно в укоренении в этой универсальности состоит должное и желаемое; мы сосуществуем с другими людьми, с другими существами, которые также являются субъектами, потому что они также укоренены в том же самом универсальном бытии. Это сосуществование выражает весь смысл существования. Мы хотим понять самих себя, потому что хотим понять другого и хотим быть понятыми другим. Любовь, дружба, национальная и человеческая соли-
дарность — все имеют свою основу в этой нашей структуре. Сама потребность в одиночестве — это потребность в том, чтобы обрести вне обезличенной и разрозненной толпы то человеческое понимание, которое она не может нам дать; и, следовательно, она проявление острой необходимости сосуществования для существования человека. Но мы понимаем других и даем другим способ понять нас лишь в той мере, в какой мы понимаем самих себя; а чтобы понять самих себя, мы должны реализовать себя в структуре посредством верности нам самим, нашей конечности, смерти. Это конкретное разумение, это действительное и глубокое понимание, которое лишь несовершенно выражается в философских учениях, но составляет нашу человеческую сущность, — истинный акт философствования. Усилить его, углубить его, прояснить его посредством строгого и трезвого анализа — задача любого философского исследования; это — то, что искупает любой самый путаный метод и вознаграждает самый утомительный исследовательский труд.
ЭКЗИСТЕНЦИЯ КАК СУБСТАНЦИЯ
Основы жизненной силы экзистенциализма. Первая причина силы экзистенциализма в том, что он не только философское учение; он реализуется не только в философах, которые трудятся над тем, чтобы прояснить для себя и для других его доводы. Как учение он присущ многочисленной и решительной когорте мыслителей, использующих самые совершенные и тонкие технические инструменты, которые философский труд подготовил в течение веков и которые вбирают в себя всю силу тысячелетней традиции метафизических исследований. Но речь идет не только о них; более того, важность и значение их труда состоит в том, что они лишь выражают и раскрывают установку, которая несмотря на то, что она коренится внутри человека, навязывается ему конкретными задачами, ожидающими его в мире сейчас и в будущем.
Сегодня больше чем когда-либо человек живет прочным единством своей отдельно взятой судьбы с судьбой сообщества, к которому он принадлежит. Он не может обрести успех или потерпеть неудачу сам по себе: его судьба связана с судьбой сообщества, она становится и рушится вместе с ним. Следовательно, человек должен добиться прояснения этой связи, должен обнаружить узы, которые соединяют его с другим в самих глубинах сознания его Я, чтобы иметь возмож-
ноеть занять свое истинное место в сообществе, чтобы существовать и трудиться в согласии с ним. И к этому направляет его экзистенциализм, показывая ему сущностную связь существования с сосуществованием и невозможность изоляции, обедняющей и уничтожающей жизнь самого Я.
Вторая причина его силы в том, что он включает в себя и использует в конкретности отдельно взятого существования все требования в подлинном смысле человеческой жизни. Ничто человеческое ему не чуждо. Наука и религия, искусство и политика находят равным образом свою основу в действительном существовании, к которому он апеллирует. Реализация индивида и солидарность и понимание между людьми, воля к господству и к власти над миром и стремление к трансцендентному равным образом реализуются и оправдываются экзистенциалистским подходом, не в их устранении, не в их безразличной равнозначности, а как жизненно важные и необходимо связанные аспекты единого и неделимого движения.
Третий элемент силы экзистенциализма — его способность делать актуальными в их истинности философов прошлого. Он реализует подлинную историчность философии, потому что, с одной стороны, избегает произвольного приспособления философов прошлого к нашим современным требованиям, а с другой — невозможного пожертвования современными требованиями претензиям вечной философии, которая полагает себя как таковая независимо от всякого отношения с ними. Экзистенциализм соглашается ставить проблему того, чем действительно является какой-то философ вместе с проблемой того, чем мы сами являемся сегодня; соглашается выявлять подлинную личность философа прошлого как раз в том акте, в ко-
тором мы утверждаем нашу личность в безотлагательности и силе ее требований. Таким образом, экзистенциализм связывает себя с подлинной философской традицией, не жертвуя ей ничего из настоящего, более того, именно в акте энергичного утверждения оригинальности и ценности настоящего.
Полемика с объективистским рассмотрением. Экзистенциализм принял различные формы, которые, однако, все имеют, по крайней мере в их отправном пункте, общее фундаментальное устремление. Это устремление можно выразить, сказав, что экзистенция — это поиск бытия, в который непосредственно вовлечен отдельно взятый человек. Философия — не теоретическое исследование бытия, по отношению к которому само это исследование оказывалось бы безразличным и из которого оно выпадало бы. Философия — это поиск, который индивид ведет относительно присущего ему бытия и который поэтому в то же время является решением относительно этого бытия. Первая полемика экзистенциализма — полемика с объективистским рассмотрением человека и его существования, т. е. с попыткой познать человека так, как познают какую-либо из вещей мира. Эта полемика связывает экзистенциализм, помимо Кьеркегора, с Паскалем и Ницше. Фундаментальная невозможность, чтобы человек мог познать себя и, следовательно, чтобы поиск его бытия мог быть сведен к познанию, состоит в том, что познание предполагает, чтобы Я и мир были уже сформированы в их раздельности, в то время как поиск бытия включает в себя проблему их формирования. Познание всегда представляет поляризованную ситуацию, в которой объект отличают от субъекта и противопоставляют ему; оно предполагает
тотальность, составными частями которой являются субъект и объект в их корреляционной поляризации. Но эта тотальность — мир, — в свою очередь, не может быть объектом познания. Потому что, существует ли мир и укореняюсь ли я в процессе познания в него, — эта проблема, которую познание порождает, но которую оно не может разрешить.
Отсюда следует, что, когда собственно метафизические проблемы человека и присущего ему бытия спроецированы в план познания и трактуются при помощи методов самого этого познания, они подвергаются вырождению и их решение становится невозможным. Бытие, которое человек ищет в экзистенции, не объект, исследованием и выявлением природы которого он должен был бы ограничиться, он предоставляет ему выбор, перед лицом которого он должен решать. Переход от объективного или познавательного рассмотрения к экзистенциальному — это переход от безразличия к заинтересованности, от равнозначности различных возможных альтернатив к выбору, от созерцания к решению. Исследование бытия — это решение относительно бытия.
Полемика с субъективистским рассмотрением. Вторая полемика экзистенциализма — полемика с субъективистским рассмотрением бытия, т. е. с имманентностью бытия субъекту. В силу этой имманентности субъект универсализируется и деперсонализируется: субъект, которому имманентно все бытие, — это универсальный разум или мысль, в коей полностью растворяется экзистенция конкретного индивида. Субъективистское рассмотрение лишает проблему отдельно взятой индивидуальности и ее судьбы, т. е. проблему подлинно существующего человека, всякого смысла.
Сводя бытие к разумности, оно устраняет и уничтожает возможность проблемы бытия, потому что заменяет строгой необходимостью, обязательною связью детерминаций и моментов ту фундаментальную неопределенность, из которой рождается вопрос: что такое бытие? Этот вопрос имеет подлинный смысл лишь для экзистенции и в экзистенции отдельно взятого человека. Но отдельно взятый человек в случае тотальной имманентности бытия субъективности утратил всякое содержание, оказался ассимилированным и поглощенным универсальной мыслью. Поэтому субъективистское рассмотрение упраздняет с вопросом относительно бытия основу всякого вопроса, всякого поиска, всякой неопределенности, т. е. всякой конкретной экзистенции. Использовать конкретность в лоне универсального разума значит, как отмечал Кьеркегор, использовать конкретное в абстрактном, т. е. как абстрактное, и лишать конкретное всякого основания, всякой возможности оправдания.
Экзистенциализм делает упор именно на конкретное, на отдельно существующее Я, на меня самого, поскольку я ищу и вопрошаю. Для экзистенциализма философствование — это решение относительно моей позиции, моего реального и конкретного отношения с бытием. Экзистенциализм отвергает имманентность бытия субъективности. Индивид может существовать лишь трансцендируя самого себя и устремляясь к бытию; но из этого следует, что бытие не имманентно субъективности, которую он воплощает. Хотя экзистенция это формирование отношения между мной и бытием, но это отношение устанавливается именно в том акте, в котором я выхожу за собственные пределы, в котором я ограничиваю себя, для того чтобы выйти за свои пределы. Универсальность конституи-
руется этим отношением с бытием, которое основывает индивидуальность, а не уничтожает ее. Универсальность состоит в выходе, который я, экзистируя, осуществляю за пределы самого себя, а не в замыкании в себе самом. Универсальность — это широта охвата и направление моего экзистенциального движения, которое ищет бытие и относит себя к бытию, а не имманентность бытия моему разуму.
Поэтому подлинная установка экзистенциализма требует, чтобы он абстрагировался не только от объективистского рассмотрения, превращающего философствование в познание, но и от субъективистского, превращающего его в акт универсального разума. И то и другое делает невозможной проблему бытия, а вместе с ней конкретность, индивидуальность, судьбу, экзистенцию человека. Экзистенция не может получать свет от познания или разума, но она может его им дать. Но абстрагироваться от объективистского и субъективистского рассмотрения значит избавить понимание экзис-тирования, т. е. присущую экзистенции реализацию, от всякой ссылки на познание и на мысль, значит осуществлять подлинную экзистенцию, но уже не в отношении ее с познанием или с мыслью, а в чистом и абсолютном отношении с самой собой. Этот вывод не был сделан во всем своем объеме экзистенциалистскими учениями, которые до сих пор делали упор гораздо меньше на антисубъективистскую полемику, чем на антиобъективистскую. Все учение Ясперса основано на полярности разума и экзистенции, хотя и подразумевает под разумом не разум идеализма, а трансцендентный и проясняющий темную основу экзистенции разум. В действительности даже в этом смысле разум не может быть высшей точкой экзистенции; понять экзистенцию значит подлинно реализовать ее, и
эта реализация означает отношение экзистенции с самой собой. Понимание экзйотирования, которого требует и ищет.философствование, более того, которое и есть философствование, выдвигает себя не в качестве высшей точки экзистенции, а в качестве всеобъемлющего и конечного акта экзистенции, ее подлинной тотальности.
Три позиции экзистенциализма. Если экзистенция — отношение с бытием, то я, экзистирующий, должен ставить себе проблему бытия, должен искать бытие. Я существую, поскольку устремлен к бытию; я есмь, поскольку отношу себя к бытию. Экзистируя, я выхожу из ничто, чтобы двигаться к бытию; но если бы я достиг бытия и был бы бытием, я перестал бы экзистировать, потому что экзистирование — это поиск или проблема бытия. Таковы основоположения любого экзистенциализма. Следовательно, при определении экзистенциалистской позиции открываются три пути.
Во-первых, я могу рассматривать в качестве основы экзистенции тот факт, что, для того чтобы отнести себя к бытию, она отрывается от ничто. В этом случае отрыв от ничто и, в конечном счете, само ничто определяют природу экзистенции. Но поскольку экзистенция никогда не отрывается от ничто, поскольку она никогда не отождествляется с бытием, она характеризуется в этом случае невозможностью не быть ничто.
Во-вторых, я могу рассматривать как наиболее важную черту экзистенции ее отношение с бытием, ее трансцендирование к бытию. Но поскольку отношение с бытием, которое может установить экзистенцию, никогда не является обретением бытия и отождествлением с бытием, экзистенция характеризуется в этом случае невозможностью быть бытием.
В-третьих, я могу рассматривать как наиболее важную черту экзистенции само отношение с бытием, в котором состоит она. В этом случае экзистенция характеризуется возможностью быть отношением с бытием.
Из этого простого изложения следует, что невозможны экзистенциалистские установки, отличающиеся от последних или несводимые к последним. Невозможно также примирение между ними, которое бы не было дилетантскими и тривиальным. Первая установка — это установка Хайдеггера, вторая — установка Ясперса, третья — моя.
Превосходство представляемой мной установки состоит в том, что только в ней проблема бытия находит свое обоснование как проблема. В двух других постановка проблемы — уничтожение проблемы. Экзистенция формируется как отношение с бытием только для того, чтобы реализовать невозможность отношения. Действительно, в первом случае она ведет к невозможности оторваться от ничто, во втором — к невозможности воссоединиться с бытием: в обоих случаях она реализуется как саморазрушение. Поставленная вновь на свою истинную основу возможности отношения с бытием, экзистенция находит в себе самой свой позитивный и самодостаточный смысл. Реализуясь, она не отрицает, а утверждает себя именно в том, что она есть, т. е. в своей сущности или природе отношения. И отношение, в котором она состоит, самим актом его реализации возвращается к своей природе, к своей фундаментальной проблематичности. Проблематичность отношения с бытием начинает заключаться в самой себе и делать упор на самой себе, реализуясь как чистая проблематичность, как чистая возможность возможного отношения.
Экзистенциалистская позиция, основываясь на предложенной мной установке, находит перед собой открытыми пути, которые две другие установки блокируют и разрушают. Они сводят экзистенцию к фундаментальной невозможности — невозможности оторваться от ничто, невозможности прикрепиться к бытию, т. е. к необходимости и детерминизму. С отрицанием проблематичности отношения и с его сведением к невозможности отрицаются неопределенность и свобода. Они сводят экзистенциальное решение и выбор к решению того, что уже было решено, к выбору того, что уже было выбрано. Оно устраняют из экзистенциальной вовлеченности ее свободу и сводят ее к заранее предопределенной детерминации. Они лишают судьбу человека ее характера свободной верности и сводят ее к принятию фактического. Наконец, они делают невозможной какую бы то ни было нормативность и какую бы то ни было оценку.
Третья позиция экзистенциализма. Представляемая мной установка, упрочивая в самой себе и для самой себя фундаментальную проблематичность отношения с бытием, подлинно реализует неопределенность и свободу экзистенции. У экзистенции нет иного способа реализовать себя в подлинном смысле, кроме как реализоваться как возможность отношения с бытием, т. е. как изначальная трансцендентальная проблематичность этого отношения. Экзистенция не оставлена или не заброшена в бытие так, чтобы она могла осознавать лишь свою невозможность воссоединиться с бытием или оторваться от ничто. Экзистенция вступает в отношение с бытием, выявляя себя как чистую возможность этого отношения и оставаясь верной проблематичности своей структуры.
Она должна смотреть не за пределы себя, не на то, от чего движется — ничто; не на то, к чему движется — бытие, а исключительно на саму себя; и должна реализоваться в отношении с самой собой. Она отношение с бытием; она может осознавать и полагать себя только как это отношение, реализуя его таким, как оно есть в его фундаментальной проблематичности. Проблематичность заставляет экзистенцию состоять в себе самой, запрещая ей невозможное отнесение к тому, что не является ею самою, и давая присущую ей субстанцию.
Таким образом, субстанция экзистенции должна быть осознана в своей изначальной проблематичности, благодаря которой она полагает себя как отношение с бытием. И субстанция ее вновь утверждает в ее неустранимой абсолютной свободе. Если экзистенция определяет себя в отношении к ничто, все ее возможности являются одинаково несостоятельными и ничтожными перед единственной невозможностью, формирующей ее в подлинном смысле, — невозможностью оторваться от ничто. Если экзистенция определяется в отношении к бытию, все ее возможности одинаково несостоятельны и ничтожны перед единственной подлинной невозможностью — невозможностью прикрепиться к бытию. В обоих случаях возможности, в которых она полагает себя, являются совершенно равнозначными в их ничтожности и даются ей в их безразличии; от этого безразличия не освобождается и та единственная невозможность, к которой должен сводиться выбор. Но если экзистенция определяет себя в плане своего отношения с бытием, требование упрочения и обоснования этого отношения действует как внутренняя норма при формировании экзистенции и как принцип оценки возможностей, которые ей даются. Я должен выбрать то, что
рОЧивает и усиливает меня в моем отношении с бытием, т. е. то, что гарантирует возможность этого отношения; я должен выбрать быть изначальной проблематичностью этого отношения. Если это отношение формирует благодаря своей проблематичности мою субстанцию, я должен оставаться верным моей субстанции и реализовать ее в моем решении. Таким образом, проблематичная субстанция моей экзистенциальной структуры является нормой моего решения, нормой, которая освобождает меня от безразличия и равнозначности возможностей и собирает их и оценивает на основе их субстанциального единства.
Итак, если экзистенция возвращается к своей субстанции, т. е. к изначальной проблематичности отношения с бытием, к проблематичности, которую можно назвать трансцендентальной как условие этого отношения, она освобождается от предопределенности и безразличия по отношению к ценности. Безусловно, для меня, экзис-тирующего, бытие — это возможность бытия, и как возможность она может быть также и ничто. Но моя экзистенция не зависит, собственно говоря, ни от ничто, ни от бытия, а от возможности быть, в которой я формирую себя; следовательно, ее субстанция — это лишь трансцендентальная основа, условие возможности, т. е. проблематичность, благодаря которой она такая, какая есть. И моя задача будет состоять в том, чтобы гарантировать и усиливать возможность моего бытия, упрочивая ее в ее трансцендентальном состоянии, реализуя ее в ее изначальной и последней проблематичности.
Проблема бытия и неопределенность бытия. Проблема: что такое бытие? уже определяет статус бытия. То, что она ставится и находит место в бытии — и может быть поставлена и найти место не где-то, а лишь
в бытии, — влечет за собой то, что есть некое существо — сущее, которое находится в отношении неустойчивости с самим бытием. Существо, которое ставит проблему и существует, поскольку оно эта проблема, безусловно находится в отношении с бытием, но в отношении, исключающем тотальность и необходимость его обладания бытием. Оно существует, поскольку полагает и формирует самого себя в постановке и формировании проблемы, — в силу этого оно находится в отношении с бытием; но поскольку оно существует как проблема и в проблеме, его отношение с бытием неустойчиво и шатко и исключает прочность и устойчивость обладания. Существо, которое бы владело бытием как своей необходимой сущностью, не могло бы ставить себе проблему бытия, не могло бы формировать себя в постановке этой проблемы.
Итак, проблема бытия определяет состояние существа, бытие которого составляет не обладание, а возможность. Как состояние существа эта проблема не нуждается в абстрактном или вербальном формулировании, чтобы существовать как проблема. Она формирует существо в смысле определения изнутри всех его проявлений и всех его конкретных жизненных установок. Сомнение и уверенность, ожидание и страх, активность и упадок духа — все это отдельные и конкретные модусы проблемы бытия, потому что все они определены неустойчивостью отношения между существом и бытием. Счастье обретения и обладания тем более ценнее, чем больше оно подвержено опасности утраты; горечь безысходности, муки невозможности, победа и крах равным образом содержат в себе глубокий и тотальный смысл проблемы бытия, неустойчивости отношения, в котором существо находится с бытием, непрочности обладания им, связанного с ним
риска. Проблема бытия живет уже не в концептуальном и вербальном облачении философских доктрин, а в самом бытии, формирующем существо, в его временной жизни, в его ограниченности, в его судьбе.
Существо, которое формирует себя и живет в проблеме бытия, — человек; человек — это существо, не имеющее иного способа относиться к бытию и обладать бытием как проблема. Человек может даже достичь уверенности и спокойствия обладания бытием, но он может достичь их лишь при условии их обретения и опасности их утраты в каждый момент. Человек может восстать против любой определенности и уклониться от нее, но он не может восстать и уклониться от проблемы бытия, потому что сама возможность бунта, как и принятия, находится в этой проблеме, которая составляет его природу. Согласиться или отказаться быть чем-то возможно лишь для существа, для которого бытие является проблемой и которому отношение с бытием дано в форме фундаментальной неустойчивости.
Состояние человека, характеризующееся проблемой бытия, — неопределенность. Неопределенность — это проблематичность самого отношения между человеком и бытием. Благодаря неопределенности бытие является для человека возможностью. Человек может относить себя к бытию, а бытие может быть присущим человеку, составлять его владение. Но эта возможность не закостеневает и никогда не предопределяет необходимой имманентности бытия человеку или необходимого господства бытия над человеком. Имманентность и господство проявляются лишь в форме неопределенности, благодаря которой одна и другое всегда являются действительными возможностями, но никогда необходимой реальностью или на-
личием. Неопределенность — это природа, присущая
человеку, поскольку он не имеет природы, и проблей
ма его природы. '
Экзистенция как отношение с изначальной неоп|
ределенностью. Неопределенность — это состояние!
присущее человеку как возможность быть. Человек я
проблеме бытия находится в состоянии неопределен
ности, потому что он был неопределенностью. Челове
формируется в неопределенности лишь постольку
поскольку эта неопределенность уже существовала
лишь постольку, поскольку она находится в прошлом
преодолена и трансцендирована. Состояние неопреде
ленности предполагает движение, которое направлен!
за пределы неопределенности. Выход за пределы на
определенности, выход из нее — экзистирование (еа
sistere). Человек экзистирует, поскольку, формиру!
себя посредством проблемы и в проблеме бытия, о|
выходит из неопределенности, которую она включав!
в себя, и стремится к ее осознанию. Экзистирование -
это акт, посредством которого человек осознает неон
ределенность своей природы и в силу этого выдвигав
в качестве своей природы проблему бытия. Экзиста
рование — это преодоление неопределенности лир1
потому, что оно возвращение к неопределенности. СК
видно, экзистирование — это конкретное движение,
которое неопределенность положена и конституирован
как пункт отправления и пункт прибытия. Экзиста
рование — это подлинная постановка проблемы быти<
потому что оно конституирование этой проблемы
подлинной и изначальной природы человека.
Если неопределенность — это отношение пробле матичности между человеком и бытием, экзистировя ние — это основа самого этого отношения, его консти-
тутивная проблематичность. Если неопределенность — это бытие как возможность, экзистирование — это основа и условие этой возможности, трансцендентальная возможность. Неопределенность и возможность ничто вне экзйотирования, потому что только экзистирование — конкретный акт их обоснования и поэтому необходимое условие их наличного бытия. В эк-зистировании неопределенность реализуется как отношение с самой собой. И на самом деле только в этом отношении она является самой собой, т. е. неопределенностью. Экзистенция — это отношение проблематичности с самой собой и формирование человека в его изначальной проблематичности.
Экзистенция характеризует человека в неопределенности его природы. И характеризует его не постольку, поскольку устраняет или уничтожает эту неопределенность, а как раз постольку, поскольку полагает, выявляет и реализует ее до конца. Экзистенция основывает проблематичность, потому что превращает ее в свое трансцендентальное условие, но это обоснование — доведение и реализация ее до конца, сведение ее к ее последней основе. Экзистируя, человек осознает, что проблематичность свойственна, конститутивна и изначальна его природе и что поэтому его конкретные поведенческие установки должны не игнорировать или отрицать ее, а принимать и реализо-вывать. Таким образом, экзистенция — это конкретное понимание человеком своей изначальной природы. Возвращаясь к собственной конститутивной проблематичности и основывая ее как изначальную, человек по-настоящему понимает свою природу. Но он понимает ее не посредством акта объективного рассмотрения, познавая ее, и не посредством акта субъективного рассмотрения
ной реализации — посредством решения. Экзистен-*
циальное отношение с изначальной проблематичнос
тью — это понимание человеком самого себя в смыс4
ле, что это — решение человека быть в соответствии
с самим собой, т. е. в соответствии со своей изначаль
ной проблематичностью. )
При постановке проблемы бытия эта изначальная»
проблематичность реализуется как таковая. Акт, по-i
средством которого она признается изначальной и по-:
ставленной как таковая, — акт, посредством которой
го она реализуется человеком; но человек, реализуя е«*^
реализует самого себя, потому что он изначально лиг
эта проблематичность. Итак, постановка проблем!
бытия в присущей ей форме — формирование самог
человека. Отсюда следует, что подлинная постановка
проблемы бытия не акт теоретического рассмотрения4
а экзистенциальный акт, т. е. решение, выбор, коте
рый делает человек, чтобы быть самим собой, взять на
себя обязанность и реализоваться в смысле своей HEN
начальной проблематичности.
Изначальная неопределенность как субстанции
Именно изначальная проблематичность как такова* составляет норму формирования человека. Поставит? проблему бытия значит для меня осознать в постаноЕ ке этой проблемы мою изначальную природу и пс этому сначит решиться вовлечься до конца в реалв зацию моей изначальной природы. Постановка пробле мы, осознание и решение тождественны и составляв" один и тот же акт, акт, благодаря которому я фо мирую себя и являюсь действительно самим co6oi Мое собственное единство и тождество, т. е. то, чек я действительно являюсь в самом себе и для самог' себя, определяется в этом акте в силу моего решение
Бяагодаря ему я не отдаюсь неопределенности, а, принимая ее как мою природу, господствую над ней и владею ею. И владея ею, я не только владею самим собой, потому что я изначально эта неопределенность, но владею также присущим мне бытием в форме неопределенности, в которой оно мне свойственно. Однако решение, устанавливающее мое обладание и обусловливающее мое собственное формирование, вовсе не является произвольным, и выбор, который оно в себе содержит, ни в коем разе не является безразличным выбором. Я могу решать относительно самого себя лишь на основе того, что я есть, т. е. на основе изначальной неопределенности, если хочу быть самим собой. Но я изначально лишь неопределенность; следовательно, неопределенность — мое истинное бытие, «в себе», моя собственная субстанция; стало быть, в ней и благодаря ей я должен реализовать себя. Выявление неопределенности, содержащейся в постановке проблемы бытия, — выявление самой субстанции моего бытия. Это — признание того, что я есть, утверждение субстанциальности того, что я есть, обязательство на будущее.
Субстанция, которая решает во мне, — то, чем я действительно являюсь, то, чем я должен быть. Субстанция — достаточное основание моего решения лишь в том смысле, что она должное, которое взывает и требует решения, поскольку оно призывает меня к моему истинному бытию. Субстанция не предшествует формирующему меня решению, потому что она лишь должное, норма этого решения. Несомненно, субстанция является основой и путеводной нитью моего выбора, достаточным основанием моего решения, но это не значит, что в ней уже выбран мой выбор и уже решено мое решение. На самом деле эта субстан-
ция сама является неопределенностью и проблематичностью и лишь как таковая может выступать как основа и норма моего решения и моего выбора. «В себе» субстанции — чистая, изначальная проблематичность, абсолютная трансцендентальная неопределенность, условие всякой другой неопределенности. Она не включает в себя никакого уже совершенного выбора, никакого уже принятого решения. Безусловно, я могу решать лишь в соответствии с тем, что я есть изначально, и так я и должен решать. Но что я есть на самом деле? Ответ на этот.вопрос будет дан только моим выбором. Акт, посредством которого я буду решать, будет актом, посредством которого я выявлю самого себя, свою субстанцию. Решение — это выявление, а выявление — решение. Экзистирова-ние — это не абсолютное рассмотрение равнозначных возможностей, среди которых я бадансирую; это — страсть, вовлекающая меня в фундаментальную возможность, в глубине которой я обретаю реализацию своей субстанции.
Субстанция как нормативная структура экзистенции. Экзистенция как вовлеченность и решение — нормативное отношение меня с субстанцией. Субстанция — это нормативная структура экзистенциального акта, а я — оконечивание и индивидуация этого акта. Субстанция — это «в себе», универсальное должное, вечное, подлинное в акте, посредством которого я решаю относительно себя в моей охваченной страстью глубине души, в моей индивидуальности, в моей временной судьбе. Я могу связать себя с ней и осознать ее, лишь ограничивая и осознавая самого себя. Акт, посредством которого я обособляю себя в своей конечности и ограничиваю себя в своей задаче, отказыва-
ясь быть рассеянным или отвлеченным другой (задачей), — это акт, посредством которого она (конечность) находится по отношению ко мне В своем трансцендентном «в себе», в своем универсальном и вечном бытии. Субстанция — это то, что изначально, то, что «в себе», то, что должно быть, потому что не может не быть, — конечная неопределенность, которая меня формирует. Выявлять ее значит формировать себя. Выявлять ее такой, какова она на самом деле, значит формировать себя таким, каким я на самом деле должен быть, т. е. одновременно ограничивать и превозносить себя в своей индивидуальности в силу решения, являющегося полной вовлеченностью.
Было сказано, что неопределенность живет в конкретных установках отдельно взятого человека, в его действиях и в его страстях. Очевидно, что последний смысл всех установок, всех действий и страстей человека реализуется лишь по мере того, как человек, обнаруживая в них составляющую их фундаментальную неопределенность, вовлекается в полную и окончательную реализацию позиции, которую он осознает как присущую себе. Когда он осознал и решил относительно собственной позиции или предназначения, ради которого он родился, неопределенность предстает перед ним не в распыленности многочисленных возможных подходов, а как риск его успеха и как его ответственность перед риском. Ответственность перед самим собой — первый симптом тотальной вовлеченности, первое раскрытие человеку субстанции его бытия. Выбрав свой путь, он должен будет пройти его до конца при постоянном обновлении решения и выбора, при непрерывном возвращении к самому себе и к основам собственного бытия — на основе и под руководством субстанции. Я мыслю, действую, сомневаюсь, испы-
тываю страх, страдаю или радуюсь тысячами способов, но истинно существую, лишь если вся совокупность экзистенциальных неопределенностей превращается для меня в единство фундаментальной задачи или страсти, в которой и состоит моя собственная реализация. В этом ограничении я обретаю себя: и обретаю то, чем я являюсь на самом деле; то, чем я должен быть, — свою субстанцию. Чем более исключительно и страстно ограничение, тем более оно меня обогащает, обогащает в смысле внутренней глубины, в которой я обретаю свою человеческую сущность, т. е. свою индивидуальность в отзвуке ее универсального значения. Чем больше я ограничиваю себя, тем больше я себя трансцендирую. Чем больше я являюсь самим собой, тем больше утверждается предо мной субстанция моего бытия в величии и силе своей трансцендентальной ценности. Исключительность значимости, которую я приобретаю по отношению к самому себе, может црийти ко мне только от субстанции; но субстанции моего бытия я обязан не обобщенным и абстрактным почтением, а действительным и реализующим осознанием, подлинной вовлеченностью, действенной ответственностью. Субстанция препятствует рассеянию, упадку духа, несерьезности и обезли-ченности. Субстанция взывает к тому, что является сокровенным и глубинным в нас самих; к тому, что хотя оно и заставляет нас быть теми, какими мы на самом деле и изначально являемся, возвышает нас по отношению к ним самим и ведет нас за наши пределы. Субстанция определяет обратное движение нас самих к самим себе, обязывает нас к верности нашей изначальной природе, бесконечно расширяет значение и диапазон наших действий.
Субстанция как условие реальности. Экзистенция является для человека индивидуализирующим отношением. Относя себя к субстанции, человек индивидуализируется, определяется и приобретает максимум значимости, на которую он способен. Но индивидуализация возможна лишь постольку, поскольку индивидуализирующее движение выходит за границы индивидуальности. Человек инивидуализируется только в отношении к субстанции и по ту сторону своей обособленной конечности. Движение, в котором устанавливается, отношение, определяет в одно и то же время индивидуальность и то, что трансцендирует или охватывает индивидуальность — бытие и мир. Индивид является таковым лишь в отношении к тотальности, включающей его в себя. Человек может полагать себя как человека, лишь если он помещает себя в мир. Упрочение человека в себе, его возвращение к внутренним глубинам, его стремление реализовать самого себя и только самого себя ставят его в необходимое отношение с миром, т. е. определяют его экзистенциальную ситуацию. Положение человека в мире определяется и детерминируется самоопределением и самодетерминацией индивидуальности человека. По мере того как я ясно вижу в себе самом и постепенно реализую то, чем я призван быть, мое положение в мире и позиция самого мира по отношению ко мне определяется в своей истинности. Мир открывается мне в своей истинности, обнаруживается в своем истинном бытии, лишь если я утверждаю себя как самость и реализуюсь в истинности своей субстанции. Субстанция — мое внутреннее нормативное и конститутивное ядро, то, что подталкивает меня изнутри решиться и взять на себя задачу; но в решении и задаче, которые в силу нее я беру на себя, мир
предстает предо мной в своей истинной природе. Решение и задача на самом деле включают в себя действительную реализацию моей индивидуальности, и эта реализация ставит мою индивидуальность в необходимое отношение с миром и, таким образом, определяет ситуацию, в которой мир предстает предо мной как он есть, потому что я являюсь тем, чем я должен быть. Решение, формирующее меня самого, далеко не исчерпывается узкими рамками моей конечной индивидуальности, оно выходит за ее пределы, реализуя ее. Экзистенциальная ситуация коренится в нем; ситуация, в которой я и мир определяемся одновременно в нашей соотносительной сущности самим экзистенциальным актом, самим решением. Прикрепляя себя к субстанции своего бытия, я укореняюсь в реальность мира. Переходя в силу своего решения от неподлинного и рассеянного существования к подлинному и имеющему смысл существованию, к которому я призван, я определяю также и переход от мира видимости к реальности. Мир остается для меня видимостью до тех пор, пока я не решил относительно самого себя. Он сулит мне лишь изменчивые и неустойчивые перспективы равнозначных возможностей, среди которых я оказываюсь без путеводной нити. Он лишен прочности и серьезности, он бесплодная игра, в которой следуют друг за другом не оставляя и следа лишенные смысла события. Но когда я решил быть тем, чем я призван быть, когда я взял на себя обязанность реализовать субстанцию моего бытия, тогда мир предстает и открывается предо мной как устойчивая и прочная реальность, в которой то, что происходит, мне не безразлично, потому что оно влияет на себя или на мои задачи, и в которой поэтому не происходит ничего бесполезного.
Следовательно, мое решение вовлекает не только меня, но и мир, частью которого я являюсь. Призыв субстанции направлен ко мне изнутри меня и является самым глубинным, что я в себе имею; и все лее он определяет посредством моего решения реальность и подлинное раскрытие мира. Является ли мир видимостью или реальностью, которая есть тотальность, где я живу, являются ли существа, с которыми я нахожусь в отношении, зыбкими и мнимыми призраками или достоверными и действительными реальностями — это не теоретическая проблема, которая может быть решена исследованием мысли; это — экзистенциальная проблема, которую я должен решить, решая относительно себя.
Субстанция как условие судьбы человека. Почему я тот, кто есть, а не другой? Этот вопрос порождается во мне различными экзистенциальными ситуациями. Он может быть порожден у меня горькой неопределенностью моей судьбы, сомнением в достижении того, что мне дорого. Он может быть порожден у меня отчаянием от безысходности: я знаю, что мне не удается быть тем, кем я хотел и должен был бы быть; и мне хотелось бы бежать от самого себя. Наконец, он может выражать рассеянность и бессмысленность моего существования. В этом случае он предстает предо мной совершенно объективным, лишенным горечи или желчи: он предстает предо мной как теоретическая проблема. На самом деле в последнем случае я рассматриваю себя не как самого себя, а как любого человека, пригодного для того, чтобы принять и воплотить любую судьбу. Тогда этот вопрос является симптомом и выражением моей экзистенциальной нерешительности — пошлости и рассеяния моего бытия.
Но когда этот вопрос ставится в акте действительного и подлинного экзистенциального решения, он находит свой истинный ответ: я тот, кто я есть, потому что я таким должен быть. В любых обстоятельствах места и времени я — то, что я есть, если то, что я есть — субстанция моего бытия. Мое призвание ставит меня выше изменчивости обстоятельств, перед лицом предназначения, которое они не в состоянии изменить. То, чем я должен быть, моя собственная судьба подхлестывает меня изнутри посредством столь страстного и неукротимого призыва, что не позволяет мне принять другое действительное направление моего существования. Я выбрал быть тем, чем я субстанциально являюсь: моя судьба решена.
Поэтому перед лицом этого вопроса решающим образом проясняется судьба человека. Человек, который решил относительно себя на основе своей субстанции и который поэтому составляет часть мира, являющегося серьезной и устойчивой реальностью, а не видимостью, имеет судьбу, способную быть лишь его судьбой, неукоснительно индивидуализирующую его среди бесконечного числа людей, которые были, есть и будут, способную быть даже его мукой и его отчаянием, но от которой он никогда не отречется. Человек, который не решил относительно себя и который позволяет себе жить в зависимости от бессмысленного хода событий неустойчивого мира, не имеет судьбы: он может быть собой, как и кем-то другим; и перед лицом вопроса: почему я тот, кто я есть? — он остается в отчаянии без ответа.
Еще раз: постановка вопроса в теоретическом плане обнаруживает экзистенциальную несостоятельность, которая делает его решение невозможным. Еще раз: речь идет об экзистировании, т.е. решении. Выбор
судьбы — это решение, которое я принимаю относительно себя. Если я ощущаю себя и являюсь любым человеком, любая судьба и ее превратности будут при-ложимы и ко мне. Но если я действительно являюсь самим собой и весь вовлекся в присущую мне задачу, вопрос уже решен: такой я всегда, в любых обстоятельствах, такой, а не другой.
Субстанция как основа коэкзистенции. Судьба обязывает человека к верности задаче и, в конечном счете, самому себе, своей субстанции. Но как она помещает его в мир, являющийся действительной реальностью, а не видимостью, так она помещает его и в сообщество, являющееся истинным сообществом людей. Но что такое для меня другие люди? Конечно же, я должен пытаться понять то, чем они являются в действительности, в их природе. Существование постоянно ставит меня перед лицом другого: я могу как-то существовать, лишь если сосуществую, ибо я могу определиться в какой-то задаче, функции, действии, чувстве, лишь определяя в то же самое время других, связанных со мною непосредственно или опосредованно в задаче, в функции, в действии или в присущем мне чувстве. Экзистенция — это движение, которое постоянно ведет меня за мои собственные пределы: не только в мир, но и в среду других людей. Благодаря своему собственному индивидуализирующему характеру экзистенция устанавливает мою жизненно необходимую связь между мной и другими, поэтому моя индивидуальность ограничивается и формируется комплексом детерминаций, которые выходят за мои пределы и с необходимостью включают в себя других людей. Мое существование в силу того, что оно мое, — существование с другими. Я не могу приписать самому себе задачу, какой бы скромной и ограничен-
ной она ни была, которая бы не включала в качестве своего необходимого условия мое сосуществование с другими. К существованию других я прихожу не благодаря какому-то дискурсивному или теоретическому методу; оно жизненно необходимо связано с моим собственным существованием.
Поэтому когда, формируя себя в своей собственной индивидуальности, я решаю относительно самого себя, я решаю как относительно реальности мира, так и относительно достоинства других людей. Если я реализую себя нормативно в соответствии с моей субстанцией, если я приписываю самому себе достоинство человека, который имеет судьбу, я должен признавать возможным и в других то же самое достоинство и ту же самую ценность. На вопрос: что такое другие? я могу ответить, лишь отвечая на другой вопрос: что такое я для самого себя? Ни один, ни другой вопрос не является по своей природе ни объективным, ни теоретическим. Оба допускают один-единственный — экзистенциальный ответ. Относительно себя я должен решить, чтобы быть тем, какой я есть; и посредством этого решения я признаю также ценность, которую другие имеют для меня. Сообщество других людей может предстать предо мной как совокупность отношений, которые ограничивают и угнетают меня в напрасной и рассеивающей погоне за самим собой, и, наоборот, может быть для меня солидарной общностью интересов и целей, в которой я обретаю свою подлинную реализацию. Будет оно одним или другим, зависит от меня, от моего решения. Подобно тому, как, решая относительно себя, я решаю относительно видимости или реальности мира, составной частью которого я являюсь, так в том же самом решении я решаю и относительно солидарности, которая связыва-
т меня с другими, или относительно борьбы или разрыва между мной и другими. Поскольку я могу реализовать себя в моей истинной субстанции только в солидарности с другими людьми, мое собственное рассеяние всегда ставит меня в состояние открытого или скрытого разрыва с другими. Если я не являюсь самим собой, другие не живут со мной в действительной солидарности, которая должна связывать всех нас в общей человеческой задаче. Если я не понимаю самого себя, я не понимаю других, а другие не понимают меня. Межчеловеческое понимание, действительную и действенную солидарность между людьми, связанными вместе общей исторической задачей, должен реализовать я в себе самом и для самого себя, превращая в единство мою природу и относя ее к ее субстанции. Экзистенциальная изоляция свойственна рассеянному и неподлинному существованию. Изоляция — это разрыв человеческой солидарности, непонимание. Она не имеет ничего общего с одиночеством, в котором человек сосредоточивается, чтобы лучше слышать голос других, близких или далеких, людей и чтобы свободно посвятить себя выбранной задаче. Изоляция — это сознательная слепота по отношению к самому себе и к другим, неосознание того, чем мы являемся для нас самих и для других, и того, чем другие являются для самих себя и для нас. Изолироваться значит отвернуться от собственной человеческой сущности и отказать самому себе в собственной реализации. Полная изоляция — это безумие, из-за которого человек гибнет в хаосе полного непонимания.
Время, вечность, субстанция. Оставаться верными субстанции собственного бытия значит обладать судьбой. Судьба — это взятие обязательства на будущее,
превосхищение того, что будет. Человек, который обладает судьбой, знает, что, что бы ни случилось, будущее будет похожим на прошлое, будет иметь с прошлым преемственность и живую связь. И это его знание не мысль или объективная констатация, а обязывающее решение, неотъемлемую часть которого составляет принятие во внимание риска и собственной ответственности по отношению к риску. Для меня, который ее признал и решил, судьба значит, что, даже если изменится все, не изменится ничего, потому что я останусь верен самому себе и субстанции моего бытия. Судьба придает постоянный и вечный смысл рассеянию и ничто времени.
Человек поставлен существованием перед выбором между временем и вечностью. Время — это природа самой неопределенности его статуса. Неопределенность, как это видно, — фундаментальная неустойчивость человека, проблематичность его отношения с бытием. Проблематичность означает возможное уничтожение отношения, возможность его распада. Из-за неустойчивости, которая является для него конститутивной, человек может потерять и утратить все и любую из своих возможностей быть, и поэтому он характеризуется смертью и временем. Время — это возможность, чтобы любая из возможностей человека была утрачена; смерть — это возможность, чтобы все его возможности исчезли и чтобы исчез он сам. Итак, смерть и время или вообще временность по сути дела определяют природу человека, поскольку он — неопределенность и проблематичность. Временность — это не случайное обстоятельство существования человека, не преходящее состояние его бытия, от которого было бы мыслимо ему освободиться. Временность характеризует природу, последнюю структуру человека, потому что
она проблематичность самого его бытия. Все, что есть человек, он есть в силу своей проблематичной природы, а последняя и есть та самая временность. Существо, которое не было бы подчинено времени и смерти, не было бы человеком. Любое рассмотрение человека лишено истинности, если оно абстрагируется от конституирующей его временности.
Следовательно, человек не может освободиться от временности, которая составляет его фундаментальное глубинное ядро. Но, с другой стороны, он может принимать решения и выбирать лишь на основе чего-то, что трансцендирует время и имеет постоянный и вечный смысл. Человек — временность, но он не мог бы быть и временностью, если бы не прикреплялся к вечности. Его бытие постоянно таит при своем формировании угрозу ничто, и она постоянно зовет и толкает его к бытию, которое находится за пределами всякой угрозы.
Субстанция как основа историчности. Но человек может освободиться от угрозы и прикрепиться к бытию лишь одним способом — решая относительно своей судьбы. Он не может игнорировать свою природу, т. е. свою изначальную временность. Но признать ее и решить оставаться ей верным значит трансценди-ровать к вечности. Субстанция моего бытия включает в себя время и смерть и является субстанцией именно в силу этих двух вещей; следовательно, я должен принять эти две вещи. Я должен идти навстречу времени и смерти и должен реализовать их до конца, в их последнем и трансцендентальном основании. Они представляют риск, связанный с моей состоятельностью как человека, с реализацией моего собственного Я. Это — неизбежный риск, потому что без него не
существовало бы самой проблемы моей собственной
ализации. Следовательно, именно риск я и долже*
принять полностью. Принимая его и вследствие этог-
решая, я действительно реализую субстанцию моег
бытия как раз в той проблематичности, которая ка-
жется препятствием для ее реализации, но, наоборот,
является ее условием. Реализовав до конца, трансцен-j
дентально, временность моего бытия, я окажусь по tj
сторону временности, прочно прикрепленным к послед.^
ней субстанции моего бытия.
Благодаря неопределенности моего состояния дущее идет мне навстречу, и я не знаю, что оно м.щ несет. Мое бытие — это возможность быть, котора-может бросать меня в бесчисленные направления даже в ничто. Эта рассеивающая и уничтожающа* возможность является моей составной частью и, боле-того, она и есть я сам. Но признать ее в качестве мен самого значит свести ее ко мне, унифицировать ее моем единстве и благодаря моему единству, т. е. под-; чинить ее задаче, которую я себе предназначил, и выбору, который я совершил. Эту возмождость я пре восхищаю посредством моего решения и возвращаю к прошлому; таким образом, я полагаю мое прошло как мое будущее, освобождаюсь от угрозы рассеяние и устанавливаю единство и устойчивость моего Я. Эт возможность быть, на первый взгляд смутная и y жающая, проясняется при свете моего прошлого] Я должен буду быть тем, чем я был. Субстанция MoeJ го бытия нормативно соединяет мое будущее с мош прошлым и в силу этого формирует в моем будуще» мое прошлое, делая его нормой моего собственного Я, Я должен буду стать в будущем тем, чем я действи-; тельно был, тем, чем я был всегда; я должен буду стать \ тем самим собой, который преодолел и превозмог мо-:
менты рассеяния, а не тем, кто порой сбивался с пути и был рассеянным. Сведение будущего к прошлому — это и есть формирование прошлого в будущем. Это сведение и это формирование составляют одновременный акт, являющийся историчностью моего бытия.
Историчность — это акт подлинного и истинного решения, настоящее, которое меня определяет и ограничивает в моем фактическом выборе и заставляет меня быть самим собой. Конечно, я могу и игнорировать мою временную природу, пренебрегать ею или забывать о ней. Но в этом случае я игнорирую, пренебрегаю или забываю об изначальной проблематичности, моей последней природе и становлюсь неспособным реализовать себя. В данном случае мое существование рассеивается и теряет всякий смысл. Я проживаю день за днем. Будущее наваливается на меня, а я не вижу его или не подозреваю о нем; я игнорирую скрытую угрозу временности, но именно потому, что я ее игнорирую, я оказываюсь незащищенным по отношению к ней. Временность захлестывает меня и господствует надо мной, потому что я не принимаю ее посредством свободного акта моего решения.
Только решение освобождает меня от угрозы и от рассеяния временности не потому, что оно уничтожает временность, а потому, что реализует ее в ее последнем состоянии, т. е. в изначальной проблематичности. Решение делает из неизвестной или скрытой угрозы действительный риск, навстречу которому я должен идти. Оно не устраняет неопределенности временности; оно устраняет из временности незначительность и рассеяние и соединяет ее в многозначительное единство решающей альтернативы: удастся ли мне или не удастся быть тем, чем я должен быть. Решение освобождает меня от временности как рассеяния и ни-
чтожности и ведет к историчности как единству и стоянству смысла. Историчность, в которую я вступаю! посредством действительного решения, реализует един-1 ство моей собственной индивидуальности и одновре*! менно универсальный смысл бытия, по отношению щ которому определяется мое собственное единство. Сле-| довательно, историчность реализует одновременное! формирование моего истинного Я и моего истинно! бытия — субстанцию экзистенции.
Экзистенция как интерпретация субстанции. Двий* жение, которое реализует подлинность экзистенции! ведя ее от лишенного смысла рассеяния временное! к обладающему смыслом единству истории, от угро*| зы к риску, от незнания себя к пониманию себя, мен! жет быть описано в своей тотальности как экзистен-4 циальная интерпретация субстанции. На самом дел в нем изначальная субстанция экзистенции реализуй ется как возвращение к себе самой, являющееся ai том самоинтерпретации. Возвращение субстанции себе самой не акт рефлексии, в коем самость, к кс рой возвращаются, была бы уже предпосланной, a aKTj| ставящий проблему самости, к которой должно возвра-j титься. Я должен остаться верным самому себе, евс субстанции, но до тех пор пока я действительно не ре шил относительно этой моей верности, я не облада какой-то самостью, истинной субстанцией моего бьи Возвращение, содержащееся в решении, — это одновре менно акт выявления и формирования моей изш ной субстанции, которая, следовательно, посредством этого акта интерпретируется в своей истинности.
Впрочем, интерпретация не фиксирует субстанцию; в неподвижности, которая бы исключала проблематич- ■ ность, которая бы делала надежным обладание и уст-s
раняла неопределенность. Интерпретация утверждает и упрочивает субстанцию в ее сущностной проблематичности и, таким образом, делает более ясным и настоятельным призыв ее нормативности. Интерпретация прочно обосновывает субстанцию в ее нормативности, отчего она не прекращает требовать от меня постоянного обновления решения, которое ее интерпретировало в ее истинности.
Интерпретация устранила угрозу экзистенции, но не риск. Риск требует, чтобы я оставался бдительным в предназначении, с которым я себя отождествляю, т. е. чтобы я продолжал и обновлял акт интерпретации, беспрерывно углубляя его посредством повторения, которое не является его простым повтором, потому что он сама живая непрерывность моей верности самому себе.
Субстанция как условие и конечный предел ин-терпретативного движения — трансцендентальное экзистенции. Интерпретативное возвращение, присущее решению, непрерывно относит экзистенцию к ее последнему условию и реализует ее в этом и благодаря этому последнему условию. Интерпретация субстанции — это реализация трансцендентального. У экзистенции гет a priori, которое бы ее обусловливало и которое бы обусловливало отношение с бытием, в котором она состоит. Отношение с бытием становится обоснованным отношением, т. е. упрочивается на основе своего изначального и последнего условия лишь в силу интерпретативного акта. Следовательно, изначальное и последнее условие — это не a priori, которое каким-то образом предшествует экзистенциальному акту, а трансцендентальное, которое экзистенциальный акт реализует благодаря интерпрета-тивному возвращению к субстанции. Отношение с бытием, формирующим экзистенцию, приводится ин-
терпретативным актом к своей изначальной возможности и основывается на этой возможности; эта в можность — трансцендентальное условие этого отношения, т. е. всего экзистенциального движения. Та-3 ким образом, трансцендентальное приобретает свое! истинное нормативное и оценочное значение, потому! что оно отождествляется с субстанциальной пробле-| матичностью, которая руководит и управляет подлиН'-| ным формированием экзистенции.
Благодаря своей нормативности трансцендентность! субстанции становится трансцендентальным экзистен-1 ции: тем, чем субстанция является в себе, и тем, чтсй я должен реализовать в самом себе как условие моего! бытия. Трансцендентность — это трансценденталь-j ность, а трансцендентальность — трансцендентность. Интерпретация реализует трансцендентность субстан-| ции как условие, последнюю возможность моего Я.
ЭКЗИСТЕНЦИЯ КАК ПРОБЛЕМА
Проблема экзистенции как подлинная проблема.
Является ли проблема экзистенции подлинной проблемой? Этот предварительный вопрос необходим. Вообще, экзистенция означает бытие, которое присуще человеку. Но является ли человек в подлинном и глубоком смысле, т. е. по природе своего бытия, проблемой? Проблема не связана необходимо с природой вещи, которой она касается. Может статься, что она плод состояния незнания или забвения, который ни в коем разе не касается состояния вещи, являющейся ее объектом. И в этом случае она нечто временное и случайное, что не прибавляет и не отнимает ничего от состояния и от природы вещей. Проблема этого рода — неподлинная проблема. Она может быть поставлена и разрешена без того, чтобы ее постановка и решение хоть как-то изменяли или каким-то образом способствовали формированию ее объекта. Но является ли проблема экзистенции неподлинной проблемой этого рода?
Допустим даже, что она рождается из состояния незнания или забвения, в котором пришлось бы оказаться человеку по какой-либо причине относительно природы свойственного ему бытия. Сразу же мы должны спросить себя, не входит ли в состав природы человека и не является ли, по крайней мере в определен-
ных границах, связанным именно с ней это состояние незнания или забвения. Несомненно, оно доказывает,! что человек в каких-то своих аспектах или в какие-то! моменты не является всем, чем он мог бы или должен» был бы быть; иными словами, доказывает, что от че-| ловека в некоторых случаях ускользает его собствен-! ное бытие. Если он не может — пусть даже временно и частично — игнорировать или предавать забвению присущее ему бытие, это значит, что бытие, которое ему свойственно, не имеет для него самрго полной и совершенной определенности и устойчивости. Но неопределенность и неустойчивость бытия человека не что иное, как проблема этого бытия, т. е. проблема экзистенции. Следовательно, эта проблема коренится в природе самой экзистенции, даже если ее рождение и мотивируется состоянием незнания или забвения, в котором может оказаться человек. Значит, речь идет о подлин-; ной проблеме. Ее корень — в самой экзистенции. Она! может быть иногда завуалирована или скрыта, и эта! возможность также должна иметь причину своего су- ■ шествования в экзистенции. Но то, что экзистенция является или может быть проблемой, — изначальный факт, факт, раскрывающий природу экзистенции. Невозможно рассматривать экзистенцию, не учитывая того, что ее неотъемлемой составной частью является проблема ее самой. А поскольку экзистенция — это способ существования человека, неотъемлемой частью природы человека является проблема его природы. Таким образом, простая постановка или изложение проблемы экзистенции без всякой иной предпосылки или предварения определяют характерную черту, которая должна считаться сущностной для экзистенции,
быть проблемой для самой себя. Какими бы
были дальнейшие определения экзистенции, они не могут ни противоречить этому первому фундаментальному определению, ни устранить его: экзистенция — это возможность собственной проблемы. Более того, дальнейшие определения не могут добавляться к нему извне посредством простого процесса наслоения. Оно не может рассматриваться как одно среди многих других. Поскольку проблема является подлинной, т. е. раскрывающей экзистенцию, все другие определения должны будут квалифицироваться этим первым определением. Как определения экзистенции они должны будут все включать в себя возможность проблемы, и эта возможность должна будет стать необходимо связанной с их особой природой. Итак, возможность проблемы открывает ряд экзистенциальных определений лишь в том смысле, что выражает природу всех возможных определений, т. е. всей экзистенции. Тогда анализ экзистенции должен будет раскрыть, в каком смысле и в каких пределах возможность проблемы экзистенции определяет саму экзистенцию, т. е. в каком смысле и в каких пределах изначальный факт, что человек является для самого себя проблемой, определяет природу и судьбу человека.
Человек как основа подлинной проблемы экзистенции не является ни объективностью, ни субъективностью. Проблема экзистенции предстает как поиск бытия человека решающего характера, т. е. такой, который входит, как поиск, в определение бытия, на которое он направлен. Но этот поиск не может рассматривать человека как простую объективность. Рассмат-
ривать человека как объект значит объявлять неподлинной касающуюся его проблему, потому что это значит утверждать, что эта проблема не характеризует человека. Всякое рассмотрение человека в качестве объекта — это отрицание проблемы экзистенции в ее подлинности. Поэтому всякое психологическое или антропологическое рассмотрение исключается проблемой экзистенции. Этим не стремятся отрицать ценность рассмотрений подобного рода и объявлять их непременно ложными. Но их достоверность ограничена ценностью их предпосылки, а их предпосылка состоит в том, что бытие человека определяется фактически, т. е. не составляет проблему. Психологический или антропологический анализ лишь растворяет человека в элементах, из которых он состоит фактически; но формирование человека в присущем ему бытии остается ему чуждым. Подобные исследования рассматривают человека как объект познания и применяют к нему методы и приемы, которые подобает использовать при рассмотрении любого другого объекта. Для них объект исследования не определяется или никоим образом не характеризуется наличием исследования или проблемой, на которую оно отвечает. Но человек в своем бытии не может подвергаться исследованию, которое ему инородно, ибо исследование, которое его касается, и проблема, из которой оно берет начало, формируют его в подлинном смысле.
Исследование не может также основываться на субъективности человека. Если человек изначально является субъективностью, субъективность не подвергается сомнению, а берется в качестве предпосылки. Субъект, который ставит проблему, не характеризуется ею в
своей природе. Проблема субъекта уже предполагает действующий субъект, сл