1. Есть ли существенные отличия между требованиями к личности педагога-психолога и требованиями к личности учителя? Если да, то в чем они заключаются?
2. Что такое социальная чувствительность?
3. В чем достоинства и недостатки стереотипов?
4. Составьте собственную «Программу управления собой».
5. На основе самоанализа определите, какие элементы профессиональной компетенции педагога-психолога свойственны вам.
6. Что такое профессиональная психологическая этика и почему необходимо ее строгое соблюдение в работе педагога-психолога?
7. В чем заключается принцип конфиденциальности? Приведите соответствующие примеры из практики работы учителей и психологов, свидетельствующие о соблюдении ими этого принципа и о его нарушении.
8. В чем заключается принцип объективности? Приведите соответствующие примеры из практики работы учителей и психологов, свидетельствующие о соблюдении ими этого принципа и о его нарушении. Найдите в Приложении статьи, в которых говорится о принципе объективности.
|
|
9. Проанализируйте Приложение 9. Какие этические принципы следует дополнительно внести в кодекс?
Тесты для самоконтроля
1. Социальная чувствительность - это:
а) умение «подстроиться» под поведение другого человека; б) умение понять и принять поведение другого человека; в) умение выслушать и понять другого человека.
2. В отношении стереотипа верно следующее высказывание:
а) плох не стереотип, а способ его использования; б) стереотип - это плохо; в) стереотипы всегда облегчают жизнь.
3. Заражение - это:
а) воздействие, связанное с передачей эмоционального состояния от одного человека другому; б) негативное явление, приводящее к нестабильности самочувствия людей; в) неумение человека контролировать свои эмоции при воздействии со стороны других людей.
4. Профессиональная компетентность педагога-психолога -это:
а) высокий уровень знаний; б) высокий уровень квалификации; в) уровень квалификации и знание специалистом границ своих полномочий.
5. Социально-психологическая компетентность заключается в следующем:
а) в умении общаться с самыми разными людьми и достигать при этом поставленных целей; б) в умении изменить свой стиль поведения и речь в зависимости от особенностей собеседника; в) в умении быстро определить социально-психологические особенности собеседника.
6. Профессиональная этика педагога-психолога - это:
а) нормы поведения специалиста; б) правила поведения и общения на работе; в) применение моральных принципов в общении с коллегами.
7. Если ребенок не хочет, чтобы педагог-психолог обсуждал информацию о его поведении с родителями, то педагогу-психологу придется:
|
|
а) подчиниться и молчать; б) обсуждать все равно, ведь родители несут ответственность за поведение ребенка; в) понять для себя, насколько это оправданно, и лишь затем принимать решение о необходимости встречи с родителями.
8. Если ученику не нравится исследование:
а) он может от него отказаться, особенно если не понимает его смысла; б) он все равно должен продолжать работу; в) он может обратиться за разъяснениями, но продолжить работу все равно должен.