Франциск Скорина — издатель, редактор, печатник Беларуси

ФС родился приблиз. в 1490 г. в богатом торговом городе Полоцке в семье купца Луки Скорины. Нач. образование – в православной приходской школе, где учили читать по Часослову и где он познакомился с церковнослав. языком. На филос. факультете в Кракове Скорина изучал т.н. 7 свободных искусств (наук) - грамматику, логику, риторику, музыку, арифметику, геометрию и астрономию, а также философию. Получив в 1506 году степень бакалавра свободных искусств, он уехал из Кракова. Где провел 6 лет – неизвестно, за это время овладел медициной. В Италии, в Падуанском ун-те получил степень доктора свободных искусств и медицины. Знал старобел-й, старослав-й, лат-й, греч-й, чешский, польский, итал-й. Период жизни после 1512 неизвестен, но им. тогда (13-15гг) он решил начать книгопеч-е. Известно, что был в Вильне, и, заручившись поддержкой Якуба Бабича и Богдана Онкава, направился в Прагу. В Праге дух вольнодумства и свободы действий. Осуществил высокохуд-й и квалифиц ированный перевод Старго завета с церковнослав-го на язык, близкий к древнебел-му. ФС в 1517 году открыл т-ю и за три года (до 1519) подготовил и издал Псалтырь (собрание гимнов религ.-лирич-го сод-я, автором кот-го счит-ся царь Давид; издал с просветительской целью, на что обращ-т вним-е в предисловии) и 22 книги Старого завета. В Псалтыри Скорина снабжает канонический текст вступительными замечаниями и подробными комментариями. Цель- расширить кругозор читателя, обогатить его конкретными знаниями и приблизить Старый завет к духовным потребностям времени. В своих комм-х ФС знакомит читателя с содержанием семи свободных искусств, или наук. Затем, учитывая интерес городского населения к юридическим вопросам, Скорина в своих комментариях даёт обзор разных правовых систем.

Все пражские изд-я напеч-ны форматом в 4-ю долю листа, что нехар-но для западноевроп-х печ-х библий того врем. Фирм. бумага с филигранями – водяными знаками употреблена т. в 1-и пражском изд-и – Псалтире (голова быка). Использ-е низкосортной бумаги свидет-ло о низких финан-х возмож-х и о стремлении сделать к-и доступными. Особо следует отметить оригинальный шрифт изданий Скорины. За образец взят рукописный полуустав грамот Литовской метрики и западно-русских церковных книг, несколько его модифицировав; ощущается и влияние латинской антиквы (щрифт с округленными контурами). Стремясь упростить шрифт, ФС изъял из своего алфавита такие малоупотребл. буквы, как «зело», «юс большой», «омегу», сократил число надстрочных знаков (титлов). Первым точно отличил большие буквы от малых. Замечательно художественное оформление пражских изданий: заставки, концовки, инициалы, прекрасные гравюры. Сюжетно-темат-е и прикладные илл. Гравюры, связанные с содерж-м, перед предисловием (52 на 39 отд-х сюжетов, 49 в пражских изд-х). Портрет Скорины, дважды помещенный в к-х пражской библии. Не только декоративное, но и функциональное значение имеют и прекрасные заставки, инициалы. Прописные буквы и особенно инициалы в книгах Скорины — целые художественные произведения. Чаще всего это белые буквы на чёрном обрамлённом фоне, декорированные растительным или животным орнаментом. Кроме того, Скорина украшал инициалы собственным знаком (солнце и луна). Кроме оттисков ксилограф-х (с дерева), имеется литой наборный оттиск. Впервые – в Псалтири. Напом-т условные изоб-я птиц. Среди новшеств, введённых Скориной, необходимо упомянуть и титульные листы его книг. Скорина же ввёл заглавную страницу с заглавием книги и именами автора и переводчика. Примерно за 2,5г. нахождения в Праге Скорина напеч-л 2406 страниц текста. В столицу ВКЛ Вильно переехал около 1520г. Важный этап в жизни и деятельности Франциска Скорины протекал в Вильно. Он перевез с собой часть типографского оборудования из Праги. Основал новую т-ю. Здесь было отпечатано две книги: «Малая подорожная книжица» (ок 1522, сборник, боле 20 отд-х пр-й, религ. и астроном-я инф-я, элементар-е практич-е свед-я, некот-е написаны лично) и «Апостол». В «Пасхалии – церковный календарь с указ-м праздника Воскресения на неск-ко лет вперед», кот-я явл-сь частью «Малой под..», лично рассчитал 6 лунных и 1 солн-е затмение. Первые такого рода сведения в восточно-слав-й к-ре. 257 оттисков заставок и виньеток и ок 600 отт-в орнамент-х инициалов. В «Апостоле» (1525) печать кириллицей, предисловия22 и послесловия17. В них пояснения к тектсу, комм-и,географ-е сведения о местах, упомин-х в к-е. Виленский период – дальнейшее развитие ис-ва и техники книгоизд-я. Скорина лично заним-ся делами т-и. Удобный формат – 1/8 доля, четкий шрифт, выразительная декорат-я оформленность. 2 краски. Толкование непонятных церковнослав-х слов понятными соврем-ми лексемами.

После этого деят-ть прекрат-сь, м.б. из-за пожара в Вильно. В конце жизни Скорина снова поселился в Праге. Здесь он занимался ботаникой в должности садовника Пражского ботанического сада. Умер великий просветитель не позднее января 1552, скорее всего в середине 1551 г.


41. Художественная литература как явление искусства. Художественный образ: критерии редакторской оценки

Предметом худ. литературы явл. чел. и все, что с ним связано. Худ. л-ра причесляется к ис-ву. Основным понятием ис-ва явл. худ. образ и образность. С ис-вом лит. произведение связывают предмет и функции, с издательским делом — чит. адрес и целевое назначение издания.

Предмет ис-ва — внутренний мир человека, связи и отношения его с окружающей действительностью, оценка автором этой действительности. Произведения ис-ва выполняют многие задачи, часть кот. переплетается с функциями книги: эстетическая: развивать в человеке стремление к самосовершенствованию; этическая: соответствие системы оценок общественным нормам; коммуникативная: взаимодействие интерпритации окружающей действительности с автором и читателем; познавательные; воспитательная.

Худ. образ — способ воссоздания писателем реальной действительности, познанной и осмысленной, путем ее отражения в яркой конкретной форме, рождающей чувственное представление. Это такое отражение, кот. сод-т обобщение, обладает цельностью, внутренней законченностью и им. эстетическое значение. В худ. л-ре образ создается при помощи слова и восприниматся не при помощи органов чувств, а второй сигнальной системой — речью. Слово обладает свойствами непосредственного и конкретного выражения мысли, чего нет в других видах ис-ва; при помощи речи м. выявить представление о любом времени, пространстве, о внутреннем состоянии любого существа; богатство языка позволяет выразить многообразие оттенков чувств, явлений.

Способность языка воплощаться в худ. образы, воздействуя на воображение читателя, способствует созданию иллюзии присутствия в описываемых событиях, соучастия в них, заставляя сопереживать героям.

В худ. произведении слово нечто большее, чем просто понятие. Оно обрастает доп. смысловыми оттенками значений, кот. по-разному проявляются в разных контекстах. Слово м. нести в себе отпечаток ассоциативных связей с определенными жизненными ситуациями. Худ. образу свойственны чувственная конкретность (1), многозначность и ассоциативность (2). В нем всегда присутствует личность автора (3). 1: то или иное явление воссоздается при помощи зримых его признаков, возникает наглядное представление, и читатель словно бы видит картину, детали. 2: способность возбуждать фантазию, привлекая жизненный опыт читателя и ранее полученные сведения с тем, чтобы вызвать особое отношение к событию. 3: выраж. в том, что чит. чувствует отношение ав., сопереживает с ним. Все эти св-ва худ. образа проявляются вместе и одновременно, что говорит о его целостности.

Для редактора, работающего с худ. л-рой необходимо понимание св-в лит-го произведения как произведения ис-ва и одновременно видение его особенностей как произведения словесности.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: