В соответствии с данным фактором ценности подразделяются на:
– ценности, используемые в производстве – сырье, материалы, полуфабрикаты, топливо, строительные конструкции и детали, запасные части и агрегаты, шины, семена и корма, минеральные удобрения, ядохимикаты, биопрепараты и медикаменты, тара, предназначенная для осуществления технологического процесса производства продукции, и другие аналогичные ценности. В дальнейшем эти виды товарно-материальных ценностей будут называться – материалы;
– ценности, предназначенные для продажи – готовая продукция и товары;
– ценности, используемые как средства труда – в виде инвентаря и хозяйственных принадлежностей;
– ценности, которые после их монтажа будут функционировать в составе основных средств.
3) В зависимости от роли в процессах производства продукции, выполнения работ и оказания услуг, материалы подразделяются на следующие группы:
– сырье и основные материалы;
– вспомогательные материалы;
– топливо;
– запасные части;
|
|
– тара и тарные материалы;
– покупные полуфабрикаты;
– возвратные отходы производства;
– прочие материалы.
Сырье и основные материалы составляют материальную (вещественную) базу вырабатываемой продукции или являются необходимыми компонентами ее изготовления. Сырьем называют продукцию сельского хозяйства, добывающей промышленности (уголь, руды, зерно и т.п.), а материалами – продукцию обрабатывающей промышленности (ткань, сахар, мука и т.п.).
Вспомогательные материалы потребляются для хозяйственных нужд, технологических целей, содействия производственному процессу. Вспомогательные материалы используются для воздействия на сырье и основные материалы с целью придания продукции определенных потребительских свойств.
Топливо предназначается для эксплуатации транспортных средств, технологических нужд производства, выработки энергии и отопления зданий. Топливо бывает нескольких видов: нефтепродукты (нефть, дизельное топливо, бензин), твердое топливо (уголь, дрова), газообразное топливо.
Запасные части служат для ремонта и замены износившихся частей машин, оборудования и транспортных средств. К запасным частям относятся автомобильные шины в запасе и в обороте.
Тара и тарные материалы – предметы, используемые для упаковки, транспортировки, хранения различных материалов и продукции (мешки, ящики и коробки), а также материалы и детали, предназначенные для изготовления тары и ее ремонта (детали для сборки ящиков, бочковая клепка, железо обручное и др.).
Покупные полуфабрикаты – это продукция сторонних организаций, которая потребляется в производственном цикле данной организации, требует затрат по дальнейшей обработке или сборке и входит в материальную основу производимой продукции.
|
|
Возвратные отходы производства – это остатки сырья и материалов (опилки, стружка и др.), образовавшиеся в процессе производства продукции и полностью или частично утратившие потребительские свойства исходных сырья и материалов.
Прочие материалы - неисправимый брак, а также материальные ценности, полученные от выбытия основных средств и ИХП (металлолом, утильсырье, изношенные шины), которые не могут быть использованы в данной организации в составе материалов, топлива или запасных частей.
Кроме того, материалы классифицируют по техническим свойствам и делят на группы: черные и цветные металлы, прокат, трубы и др.
Указанные классификации производственных запасов используются для построения синтетического и аналитического учета, а также составления статистического отчета об остатках, поступлении и расходе сырья и материалов в производственно-эксплуатационной деятельности (форма № 1-сн).
Внутри каждой из перечисленных групп материальные ценности подразделяют на виды, сорта, марки, типоразмеры. Каждому наименованию, сорту, размеру материалов присваивают краткое числовое обозначение (номенклатурный номер) и записывают его в специальный реестр, который называют номенклатурой-ценником. В номенклатуре-ценнике указывают также твердую учетную цену и единицу измерения материалов.
При использовании в учете ЭВМ содержание номенклатуры-ценника можно существенно расширить, введя в него показатели нормы запаса, номеров синтетических счетов и субсчетов и некоторые другие постоянные признаки.
Кодирование номенклатуры-ценника обычно осуществляется по смешанной порядко-серийной системе, с использованием семи-восьмизначных кодов. Первые два знака указывают синтетический счет, третий – субсчет, один или два следующих знака обозначают группу материалов, остальные – различные признаки характеристики материала.
Информация, содержащаяся в номенклатурах-ценниках, относится к условно-постоянной, она записывается на машинные носители и многократно используется для получения необходимых выходных данных.
5.2. Оценка материально-производственных запасов при их поступлении
В соответствии с ПБУ 5/01 материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.
Фактическая себестоимость приобретенных материалов включает:
– стоимость материалов по договорным ценам;
– транспортно-заготовительные расходы;
– расходы по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию в предусмотренных в организации целях.
Стоимость материалов по договорным ценам представляет собой сумму оплаты, установленную соглашением сторон в возмездном договоре непосредственно за материалы.
Транспортно-заготовительные расходы - это затраты организации, непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материалов в организацию. Примерная номенклатура ТЗР содержится в Приложении 2 к Методическим указаниям по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов.
Расходы по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию в предусмотренных в организации целях, т.е. затраты организации по переработке, обработке, доработке и т.п.
Фактическими затратами на приобретение материально-производственных запасов могут быть:
– суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
– суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материально-производственных запасов;
|
|
– таможенные пошлины;
– невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы материально-производственных запасов;
– вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материально-производственные запасы;
– затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов до места их использования, включая расходы по страхованию;
– затраты по доведению материально-производственных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях;
– иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материально-производственных запасов.
Затраты по заготовлению и доставке материально-производственных запасов включают затраты по содержанию заготовительно-складского аппарата организации, затраты за услуги транспорта по доставке материально-производственных запасов до места их использования, если они не включены в цену на запасы, установленную договором и т.п. затраты, непосредственно связанные с приобретением материально-производственных запасов.
Не включаются в фактические затраты на приобретение материально-производственных запасов общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением материально-производственных запасов.
При этом определение фактической себестоимости зависит от порядка поступления МПЗ в организацию (табл. 5.1.).
Таблица 5.1.
Варианты оценки МПЗ
Способ поступления МПЗ в организацию | Определение фактической стоимости МПЗ |
Приобретение за плату у других организаций и лиц | Исходя из фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость (НДС) и иных возмещаемых налогов |
Безвозмездное получение | Исходя из их текущей рыночной стоимости на дату оприходования. |
Создание (изготовление) самой организацией | Исходя из затрат, связанных с производством данных запасов. Учет и формирование затрат на производство МПЗ осуществляется организацией в порядке, установленном для определения себестоимости соответствующих видов продукции. |
Вклад в уставный капитал | Исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством РФ. |
Приобретение МПЗ по договорам, предусматривающим исполнение обязательств неденежными средствами | Исходя из рыночной стоимости товаров, переданных или подлежащих передаче организацией. Себестоимость данных товаров устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных товаров. При невозможности установить стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией, стоимость материально-производственных запасов, полученных организацией по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, определяется исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные материально-производственные запасы. |
Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
|
|
Основными нормативными актами, определяющими порядок учета МПЗ, являются ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» от 09.06.2001г. и Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина РФ 28.12.01г. № 119н. Цели учета операций с МПЗ представлены на рис. 5.2.
Рис. 5.2. Цели бухгалтерского учета материально-производственных запасов.
Единица бухгалтерского учета материально-производственных запасов выбирается организацией самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением. В зависимости от характера материально-производственных запасов, порядка их приобретения и использования единицей материально-производственных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.п.
Учет запасов, принадлежащих организации на правах собственности (а также правах хозяйственного ведения и оперативного управления), ведется на балансе в зависимости от их видов на следующих счетах:
07 «Оборудование к установке» – учитывается оборудование к установке до начала его монтажа;
10 «Материалы» – сырье, материалы, топливо, запчасти и прочие материалы, которые предназначены для использования в производстве продукции, работ и услуг;
14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей» предназначен для обобщения информации о резервах под отклонения стоимости сырья, материалов, топлива и т.п. ценностей, определившейся на счетах бухгалтерского учета, от рыночной стоимости (резервы под снижение стоимости материальных ценностей);
15 «Заготовление и приобретение материалов» - предназначен для обобщения информации о заготовлении и приобретении материально-производственных запасов, относящихся к средствам в обороте;
16 «Отклонение в стоимости материалов» - предназначен для обобщения информации о разницах в стоимости приобретенных материально-производственных запасов, исчисленной в фактической себестоимости приобретения (заготовления) и учетных ценах, а также о данных, характеризующих суммовые разницы.
43 «Готовая продукция» – готовая продукция, предназначенная для продажи;
41 «Товары» – товары, приобретенные организациями для продажи.
Бухгалтерский учет запасов, не принадлежащих организации, но по разным причинам находящихся у нее, ведется за балансом на следующих счетах:
002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» – учитываются запасы, по которым организация отказалась от оплаты; которые нельзя по условиям договора использовать до их полной оплаты и на других законных основаниях;
003 «Материалы, принятые в переработку» – учитываются запасы, как правило, в организациях, занятых переработкой сырья, принятые на короткий период времени в переработку;
004 «Товары, принятые на комиссию» – учитываются запасы, принятые посреднической организацией для продажи на условиях торговой комиссии;
005 «Оборудование, принятое для монтажа» – учитывается оборудование, принятое строительной организацией от заказчика для монтажа.
5.3. Документальное оформление и контроль поступления МПЗ
Все операции, связанные с поступлением, перемещением и отпуском материалов, должны оформляться первичными документами. Рационально разработанная первичная документация по учету материалов дает возможность получать необходимые сведения для оперативного руководства предприятием и осуществлять предварительный, текущий и последующий контроль за их использованием.
Унифицированные формы первичных учетных документов по учету материалов утверждены Постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. №71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве» (табл. 5.2.).
Таблица 5.2.
Унифицированные формы первичных учетных документов по учету материалов
Номер формы | Наименование формы |
М-2 | Доверенность |
М-2а | Доверенность |
М-4 | Приходный ордер |
М-7 | Акт о приемке материалов |
М-8 | Лимитно-заборная карта |
М-11 | Требование-накладная |
М-15 | Накладная на отпуск материалов на сторону |
М-17 | Карточка учета материалов |
М-35 | Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений |
Порядок документального оформления операций по поступлению сырья и материалов на производственных предприятиях зависит от источников их поступления, способов доставки и места приемки продукции.
Организация самостоятельно устанавливает порядок приемки, регистрации, проверки, акцептования и прохождения расчетных документов на поступающие материалы с учетом условий поставок, транспортировки (доставки до организации), организационной структуры организации и функциональных обязанностей подразделений (отделов, складов) и должностных лиц. При этом необходимо:
– зарегистрировать документы в журнале учета поступающих грузов;
– проверять соответствие данных этих документов договорам поставки (другим аналогичным договорам) по ассортименту, ценам и количеству материалов, способу и срокам отгрузки и другим условиям поставки, предусмотренным договором;
– проверять правильность расчетов в расчетных документах;
– акцептовать (оплатить) расчетные документы полностью или частично или мотивированно отказаться от акцепта (от оплаты);
– определять фактические размеры ответственности в случае нарушения условий договора;
– передавать документы в подразделения организации (бухгалтерскую службу, финансовый отдел и т.п.) в сроки, предусмотренные правилами документооборота организации.
Для получения материалов со склада поставщика или от транспортной организации (организации) уполномоченному лицу выдаются соответствующие документы и доверенность на получение материалов.
Оформление доверенностей производится в порядке, установленном действующим законодательством.
Приемка материалов от организаций транспорта и связи по количеству и качеству осуществляется с учетом правил, действующих на транспорте и в органах связи соответственно, и условий договоров (купли - продажи, поставки, перевозки груза и т.п.).
Поступившие в организацию счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, акты и другие сопроводительные документы на поступившие грузы передаются соответствующему подразделению организации (отделу материально-технического снабжения, складу и т.п.) как основание для приемки и оприходования материалов.
Материалы в организации должны быть своевременно оприходованы.
При приемке материалы подвергаются тщательной проверке в отношении соответствия ассортименту, количеству и качеству, указанным в расчетных и сопроводительных документах.
Порядок и сроки приемки материалов по количеству и качеству устанавливаются специальными нормативными документами.
Приемка и оприходование поступающих материалов и тары (под материалы) оформляются соответствующими складами, как правило, путем составления приходных ордеров (типовая межотраслевая форма N М-4), при отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическими данными (по количеству и качеству).
Вместо приходного ордера приемка и оприходование материалов может оформляться проставлением на документе поставщика (счет, накладная и т.п.) штампа, в оттиске которого содержатся те же реквизиты, что и в приходном ордере. В этом случае заполняются реквизиты указанного штампа, и ставится очередной номер приходного ордера. Такой штамп приравнивается к приходному ордеру.
При установлении несоответствия поступивших материалов ассортименту, количеству и качеству, указанным в документах поставщика, а также в случаях, когда качество материалов не соответствует предъявляемым требованиям (вмятины, царапины, поломка, бой, течь жидких материалов и т.д.), приемку осуществляет Комиссия, которая оформляет ее актом о приемке материалов.
В случае составления приемного акта приходный ордер не оформляется.
Приемный акт о приемке служит основанием для предъявления претензий и исков к поставщику и (или) транспортной организации.
Недостачи и порча, выявленные при приемке поступивших в организацию материалов, учитываются в следующем порядке:
1) сумма недостач и порчи в пределах норм естественной убыли определяется путем умножения количества недостающих и (или) испорченных материалов на договорную (продажную) цену поставщика. Другие суммы, в том числе транспортные расходы и налог на добавленную стоимость, относящиеся к ним, не учитываются.
2) недостачи и порча материалов сверх норм естественной убыли учитываются по фактической себестоимости, в которую включаются:
– стоимость недостающих и испорченных материалов, определяемая путем умножения их количества на договорную (продажную) цену поставщика (без НДС). По подакцизным товарам в договорную (продажную) цену включаются акцизы. Если испорченные материалы могут быть использованы в организации или проданы (с уценкой), они приходуются по ценам возможной продажи, с уменьшением на эту сумму потерь от порчи материалов;
– сумма транспортно-заготовительных расходов, подлежащая оплате покупателем, в доле, относящейся к недостающим и испорченным материалам. Эта доля определяется путем умножения стоимости недостающих и испорченных материалов на процентное отношение транспортных расходов, сложившееся на момент списания, к общей стоимости материалов по данной поставке (без налога на добавленную стоимость);
– сумма налога на добавленную стоимость, относящаяся к основной стоимости недостающих и испорченных материалов и к транспортным расходам, связанным с их приобретением.
Порядок отражения в учете недостачи МПЗ, обнаруженной при их приемке представлен на рис. 5.3..
Рис.5.3. Порядок отражения в учете недостачи МПЗ, обнаруженной при их приемке
Аналогично учитываются претензии к поставщикам на суммы излишней оплаты, произведенные в связи с несоответствием цен, указанных в расчетных документах, ценам, предусмотренным в договоре (завышение цен), арифметических ошибок, допущенных в расчетных документах поставщика, и по другим подобным причинам.
При отсутствии оснований для предъявления претензии (например, в случаях стихийных бедствий), а также в случаях, когда иск покупателя к поставщику или транспортной организации судом не удовлетворен, суммы недостач и потерь от порчи списываются покупателем на счет «Недостачи и потери от порчи ценностей» Дебет 94 Кредит 76 с последующим отнесением в дебет счетов 91,99.
Приемные акты и приходные ордера должны, как правило, составляться в день поступления соответствующих материалов на склад или в другие установленные в организации сроки, но не позже сроков, установленных нормативными актами для приемки поступающих грузов.
Материалы, поступающие на ответственное хранение, записываются заведующим складом (кладовщиком) в специальную книгу (карточку), хранятся на складе обособленно и не могут расходоваться.
В организации должен быть установлен контроль за поступлением материалов (за отгрузкой поставщиками), а также за производством расчетов с поставщиками и покупателями.
Контроль за своевременным оприходованием прибывших грузов осуществляется согласно решению руководителя организации соответствующими подразделениями (службой снабжения, бухгалтерской службой и т.п.) и (или) должностными лицами.
Сдача подразделениями на склад материалов оформляется накладными на внутреннее перемещение материалов в случаях, когда:
– продукция, изготовленная подразделениями организации, используется для внутреннего потребления в организации или для дальнейшей переработки;
– осуществляется возврат подразделениями организации на склад или цеховую кладовую;
– производится сдача отходов, образующихся в процессе производства продукции (выполнения работ), а также сдача брака;
– осуществляется сдача материалов, полученных от ликвидации (разборки) основных средств;
– других аналогичных случаях.
Операции по передаче материалов из одного подразделения организации в другое оформляются также накладными на внутреннее перемещение материалов.