ТЕМА № 8. Статистическое изучение взаимосвязи между социально-экономическими явлениями

Задача 1. Опрос случайно отобранных 10 студентов, проживаю­щих в общежитии университета, позволяет выявить зависимость между средним баллом по результатам предыдущей сессии и временем в неде­лю, затраченным студентом на самостоятельную подготовку:

1.

Сред­ний балл 3,5 4,3 4,6 3,8 4,4 4,0 3,9 3,8 4,5 3,7
Время, ч                    

Найти уравнение корреляционной связи среднего балла и времени на подготовку. Изобразить графически корреляционную связь. Рассчи­тать коэффициенты эластичности, показатели тесноты корреляционной связи. Проверить найденную модель на адекватность. Сделать выводы.

Задача 2. Приведены данные, характеризующие динамику числен­ности рабочих промышленного предприятия за 5 лет:

Годы 1-й 2-й 3-й 4-й 5-й
Среднесписочная чис­ленность рабочих, чел.          

Определить:

1) базисные и цепные темпы роста численности рабочих;

2) коэффициент корреляции, определяющий зависимость средне­списочной численности от времени;

3) считая форму связи этих показателей линейной, построить урав­нение регрессии (динамическая модель);

4) как изменится в среднем численность рабочих за год;

5) составить разработочные и обобщающую таблицы, проанализировать полученные показатели, выполнить проверку правильности построения уравнения регрессии.

Задача 3. На основании приведенных данных найти коэффициент корреляции, определяющий зависимость выпуска валовой продукции от времени, и построить уравнение регрессии.

1.

  Годы работы предприятия
1-й 2-й 3-й 4-й 5-й
Валовая продукция, тыс. руб.          

Задача 4. Некоторая компания недавно провела рекламную кампа­нию в магазинах с демонстрацией антисептических качеств своего но­вого моющего средства. Через 9 недель компания решила проанализи­ровать эффективность этого вида рекламы, сопоставив еженедельные объемы продаж с расходами на рекламу.

На основе исходной информации определить ранговый коэффици­ент корреляции и коэффициент детерминации.

Построить уравнение регрессии и дать интерпретацию полученных результатов.

Выручка от продаж, тыс. руб.                    
Расходы на рекламу, тыс. руб.                    

Задача 5. Следующие данные получены из случайной выборки по оборотам восьми годовых балансов предприятий. Числа в таблице пока­зывают объем продаж и цену единицы товара:

Продажа (тыс. шт.) 20.2 18.9 39.5 16.7 27.9 33.1 18.7 10.13
Цена (руб.) 54.3 34.5 29.1 31.7 30.6 42.6 27.1 47.5

Требуется:

1) построить уравнение парной регрессии;

2) рассчитать линейный коэффициент парной корреляции и среднюю ошибку аппроксимации;

3) определить статистическую значимость коэффициента корреляции.

Задача 6. Имеются следующие данные о средней заработной плате и выработке по годам:

Годы                
Средняя з/п, руб.                
Выработка на рабочего, тыс. руб. 27,4   28,7 29,1 32,4 33,5   35,4

Рассчитать:

1) коэффициент парной корреляции между показателями и сред­нюю ошибку аппроксимации;

2) постройте уравнение регрессии между объемом выработки и средней заработной платой.

Задача 7. Приведены данные, характеризующие объем продаж и уровень рентабельности по магазинам:

№ мага- Товаро- Уровень № мага- Товаро- Уровень
зина оборот, рента- зина оборот, рента-
  млн руб. бельно-   млн руб. бельно-
    сти, %     сти, %
    5,14     7,12
    1,15     8,99
    8,11     3,11
    6,15     4,32
    5,16     5,04
    0,22     1,95
    4,92     4,06
    4,14     5,22
    3,15     8,02
    2,15     2,74
    5,10     3,57
    1,80     5,69
    3,02     4,64
    0,89      

На основании приведенных данных:

1) рассчитать сумму прибыли от продажи товаров по каждому магазину в целом, уровень рентабельности и товарооборот по всем магазинам;

2) построить график корреляционного поля;

3) установить наличие зависимости между объемом товарооборота и уровнем рентабельности;

4) определить линейный коэффициент корреляции;

5) определить коэффициент детерминации;

6) сделать вывод.

Задача 8. Приведены данные, характеризующие выпуск продукции и производительность труда промышленного предприятия:

№ предприятия Выполнение плана Производительность
  выпуска продукции, % труда, тыс. руб.
  103,5 5,34
  97,6 5,22
  101,1 5,44
  84,6 4,42
    5,5
  100,2 4,99
  90,5 4,55
  102,8 5,49
  99,3 5,29
  100,1 5,31
    5,72
  100,8 5.

Требуется:

1) составить групповую таблицу, определяющую зависимость степени выполнения плана продукции от производительности труда с разбивкой:

а) до 4,99 тыс. руб.;

б) 5 - 5,5 тыс. руб.;

в) свыше 5,5 тыс. руб.;

2) рассчитать коэффициент парной корреляции, показывающий за­висимость результативного показателя у (выполнение плана) от фактор­ного х (производительность труда);

3) построить уравнение регрессии, считая форму связи этих показа­телей линейной;

4) выполнить проверку правильности построения уравнения рег­рессии;

5) проанализировать рассчитанные показатели.

Задача 9. Приведены данные, характеризующие деятельность семи однородных торговых предприятий:

Товарообо­рот, тыс. руб.              
Уровень из­держек об­ращения, % 6,6 8,1 5,6 5,2 6,3 7,0 5,4

Найти уравнение корреляционной связи товарооборота и уровня издержек обращения. Изобразить графически корреляционную связь. Рассчитать коэффициенты эластичности, показатели тесноты корреля­ционной связи. Проверить найденную модель на адекватность. Сделать выводы.

Задача 10. Опрос случайно отобранных 10 студентов, проживаю­щих в общежитии университета, позволяет выявить зависимость между средним баллом успеваемости по результатам предыдущей сессии и количеством пропущенных семинаров по дисциплине «Статистика» в зимнюю сессию 2011/2012 уч. год,:

Сред­ний балл                    
Количество пропущенных семинаров, раз.                    

Найти уравнение корреляционной связи среднего балла и количеством пропущенных семинарских занятий. Изобразить графически корреляционную связь. Рассчи­тать коэффициенты эластичности, показатели тесноты корреляционной связи. Проверить найденную модель на адекватность. Сделать выводы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: