Мирные процедуры разрешения коллективных трудовых споров

Действующее трудовое законодательство предусматривает определенный порядок разрешения коллективных трудовых споров, который включает в себя несколько этапов разбиратель­ства: 1) урегулирование разногласий самими сторонами спора; 2) примирительные процедуры; 3) забастовка в качестве край­него средства для разрешения коллективного трудового спора. Первые два этапа разбирательства принято рассматривать как мирные процедуры разрешения коллективных трудовых спо­ров.

Первый этап разрешения коллективного трудового спора предполагает урегулирование разногласий самими сторонами, так как коллективный трудовой спор — это неурегулированные разногласия между работниками и работодателями. Чтобы было видно, что у работников с работодателем есть определенные разногласия, требующие решения работодателя, работники дол­жны их оформить выдвижением своих требований.

Правом выдвижения требований согласно ст. 399 ТК РФ обладают работники и их представители. Работодатели такого права не имеют.

Требования, выдвинутые работниками и (или) представи­тельным органом работников организации (филиала, предста­вительства, иного обособленного структурного подразделения), утверждаются на соответствующем собрании (конференции) работников. При этом собрание работников считается право­мочным, если на нем присутствует более половины работаю­щих. Конференция считается правомочной, если на ней при­сутствует не менее двух третей избранных делегатов.

Законодатель предусматривает, что работодатель обязан предоставить работникам или представителям работников не­обходимое помещение для проведения собрания (конференции) по выдвижению требований и не вправе препятствовать его (ее) проведению.

Выдвинутые работниками требования излагаются в пись­менной форме и направляются работодателю. Требования про­фессиональных союзов и их объединений выдвигаются и на­правляются соответствующим сторонам социального партнер­ства.

Копия требований, оформленных в письменной форме, может быть направлена в Службу по урегулированию коллек­тивных трудовых споров. В этом случае указанная Служба обя­зана проверить получение требований другой стороной коллек­тивного трудового спора.

Получив требования работников, профессиональных союзов и их объединений, работодатели в соответствии со ст. 400 ТК РФ обязаны принять к рассмотрению направленные им требо­вания.

О принятом решении работодатель сообщает представитель­ному органу работников организации (филиала, представитель­ства, иного обособленного структурного подразделения) в пись­менной форме в течение трех рабочих дней со дня получения требования работников. Представители работодателей (объеди­нений работодателей) обязаны принять к рассмотрению направ­ленные им требования профессиональных союзов (их объеди­нений) и сообщить профессиональным союзам (их объедине­ниям) о принятом решении в течение одного месяца со дня получения указанных требований.

Если работодатель удовлетворяет требования работников, то на этом урегулирование разногласий завершается. В том случае, если работодатель отклоняет все или часть требований работников (или их представителей) либо не сообщает о своем решении в установленные сроки, можно говорить о начале кол­лективного трудового спора. Согласно ст. 398 ТК РФ момент начала коллективного трудового спора день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или не­сообщение работодателем (его представителем) своего реше­ния, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров.

С момента начала коллективного трудового спора стороны должны перейти к примирительным процедурам. Согласно ст. 398 ТК РФ примирительные процедуры это рассмотре­ние коллективного трудового спора в целях его разрешения при­мирительной комиссией, с участием посредника и (или) в тру­довом арбитраже.

В соответствии со ст. 401 ТК РФ рассмотрение коллектив­ного трудового спора примирительной комиссией является обя­зательным этапом. При недостижении согласия в примиритель­ной комиссии стороны коллективного трудового спора перехо­дят к рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Каждая из сторон коллективного трудового спора в любой момент после начала этого спора вправе обратиться в Службу по урегулированию коллективных трудовых споров для уведо­мительной регистрации спора.

Согласно ст. 407 ТК РФ Служба по урегулированию кол­лективных трудовых споров это система государственных органов (подразделений), формируемых в составе федерально­го органа исполнительной власти по труду, соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федера­ции и органов местного самоуправления, предназначенная для содействия в разрешении коллективных трудовых споров пу­тем организации примирительных процедур и участия в них.

Служба была создана при Минтруда России в 1992 г. в со­ответствии с Указом Президента РСФСР «О социальном парт­нерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)»[284]. В на­стоящее время Служба действует в соответствии с Положени­ем, утвержденным Постановлением Правительства РФ[285].

Службу по урегулированию коллективных трудовых спо­ров образуют Департамент по урегулированию коллективных трудовых споров и развитию социального партнерства и терри­ториальные органы по урегулированию коллективных трудо­вых споров Минтруда России[286]. Возглавляет и организует дея­тельность Службы по урегулированию коллективных трудовых споров Минтруда России; он же создает одноименные террито­риальные органы. В систему Службы входят межрегиональ­ные территориальные органы Минтруда России по урегулиро­ванию коллективных трудовых споров: Северо-Западный (г. Санкт-Петербург); Центрально-Черноземный (г. Воронеж); Северо-Кавказский (г. Краснодар); Волго-Вятский (г. Нижний Новгород); Поволжский (г. Самара); Уральский (г. Екатерин­бург); Западно-Сибирский (г. Кемерово); Восточно-Сибирский (г. Иркутск); Дальневосточный (г. Владивосток).

Наряду с указанными органами полномочия по урегулиро­ванию коллективных трудовых споров осуществляют подраз­деления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации[287] и органов местного самоуправления.

Служба по урегулированию коллективных трудовых спо­ров выполняет следующие функции: осуществляет уведоми­тельную регистрацию коллективных трудовых споров; прове­ряет в случае необходимости полномочия представителей сто­рон коллективного трудового спора; формирует список трудо­вых арбитров; проводит подготовку трудовых арбитров, спе­циализирующихся в разрешении коллективных трудовых спо­ров; выявляет и обобщает причины и условия возникновения коллективных трудовых споров, подготавливает предложения по их устранению; оказывает методическую помощь сторо­нам коллективного трудового спора на всех этапах разреше­ния этих споров; организует в установленном порядке финан­сирование примирительных процедур; организует работу по урегулированию коллективных трудовых споров во взаимо­действии с представителями работников и работодателей, орга­нами государственной власти и органами местного самоуправ­ления.

Работники Службы по урегулированию коллективных тру­довых споров пользуются правом беспрепятственного, при предъявлении удостоверения установленного образца, посеще­ния организации (филиала, представительства, иного обособ­ленного структурного подразделения) в целях урегулирования коллективных трудовых споров, выявления и устранения при­чин, порождающих эти споры.

Ни одна из сторон коллективного трудового спора не впра­ве уклоняться от участия в примирительных процедурах.

Представители сторон, примирительная комиссия, посред­ник, трудовой арбитраж, указанная Служба обязаны использовать все предусмотренные законодательством возможности для разрешения возникшего коллективного трудового спора.

Примирительные процедуры проводятся в сроки, предус­мотренные Трудовым кодексом РФ. В случае необходимости сроки, предусмотренные для проведения примирительных про­цедур, могут быть продлены по согласованию сторон коллек­тивного трудового спора.

Рассмотрение коллективного трудового спора примири­тельной комиссией. Примирительная комиссия является пер­вым органом по рассмотрению коллективного трудового спора и создается в срок до трех рабочих дней с момента его начала. Решение о создании комиссии согласно ст. 402 ТК РФ оформ­ляется соответствующим приказом (распоряжением) работода­теля и решением представителя работников. Формирование примирительной комиссии возможно в организации, на уров­не отрасли, субъекта Российской Федерации и т.п.

Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной осно­ве. Стороны коллективного трудового спора не вправе укло­няться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе, так как примирительная комиссия является обязатель­ной стадией разрешения коллективного трудового спора.

С целью оказания практической помощи территориальным органам по урегулированию коллективных трудовых споров Минтруда России, подразделениям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на которые возложе­ны функции по урегулированию коллективных трудовых спо­ров, Министерство труда и социального развития Российской Федерации утвердило Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией[288].

Работодатель должен создать необходимые условия для работы примирительной комиссии.

Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен при­мирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа (распоряжения) о ее создании. Указанный срок может быть продлен при взаимном согласии сторон, что оформляется протоколом.

Решение примирительной комиссии принимается по согла­шению сторон коллективного трудового спора, оформляется протоколом, имеет для сторон этого спора обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены реше­нием примирительной комиссии.

При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора продолжают прими­рительные процедуры с участием посредника и (или) в трудо­вом арбитраже.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участи­ем посредника. После составления примирительной комисси­ей протокола разногласий стороны коллективного трудового спора в соответствии со ст. 403 ТК РФ могут в течение трех рабочих дней пригласить посредника. Особенность этой при­мирительной процедуры заключается в том, что к разрешению спора привлекается не зависимое от сторон лицо — посредник, который предлагает участникам конфликта один или несколь­ко вариантов его разрешения. Эти варианты обсуждаются на совместных или раздельных заседаниях представителей сто­рон и служат основой последующего соглашения о разреше­нии коллективного трудового спора.

Если стороны коллективного трудового спора не могут найти подходящую кандидатуру, то при необходимости они могут обратиться в Службу по урегулированию коллективных трудо­вых споров за рекомендацией кандидатуры посредника.

Посредником может выступать как работник органов по труду, так и любой независимый специалист. В связи с тем, что посредник играет значительную роль в урегулировании су­ществующих разногласий, к его личным качествам и профес­сиональным навыкам предъявляются повышенные требования. Памятка посредникам, привлекаемым к участию в рассмотре­нии коллективных трудовых споров[289], обращает особое внимание на личные качества посредника и этику его поведения в ходе взаимодействия со сторонами спора. Подчеркивается, в частности, необходимость признания сторонами компетентно­сти, объективности, беспристрастности и независимости посред­ника. Посредник должен уметь анализировать ситуацию, тща­тельно оценивать возможные результаты своих предложений и рекомендаций. Он должен знать действующее законодатель­ство и методы ведения договорного процесса. Основными ка­чествами посредника являются умение аргументировать, убеж­дать, управлять дискуссией, чутко реагировать на смену на­строения участников переговоров. Большую роль играют и его стремление к пониманию, заинтересованность, умение выслу­шивать оппонента, вовремя снять напряженность. Обращается внимание и на соблюдение этических правил. Конфиденциаль­ная информация, доверенная посреднику в процессе его рабо­ты, не должна распространяться и использоваться им прямо или косвенно для личной или иной выгоды. Позиции и пред­ложения, высказанные посреднику конфиденциально в ходе пе­реговоров, не должны передаваться одной стороне без предва­рительного на то согласия другой или лица, передавшего ин­формацию. Посредник не должен принимать вознаграждение или ценные подарки от представителей сторон коллективного трудового спора.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника законом не установлен и определяется соглашением сторон коллективного трудового спора с участи­ем посредника. Обычно посредничество осуществляется в фор­ме дискуссий, переговоров между посредником и одной из сто­рон, а также между сторонами с участием посредника. Как подчеркивается в Рекомендациях об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием по­средника[290], главной функцией посредника является оказание по­мощи сторонам в поисках взаимоприемлемого решения по уре­гулированию коллективного трудового спора на основе конст­руктивного диалога.

В ходе переговоров посредник не должен оказывать давле­ние на стороны. Его участие направлено на предоставление сторонам дополнительных возможностей урегулировать спор. Посредник не только организует активное обсуждение спорных вопросов, способствует достижению компромиссных решений, но и выдвигает собственные предложения. Посредник имеет право запрашивать у сторон коллективного трудового спора и получать от них необходимые документы и сведения, касаю­щиеся этого спора.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до семи рабочих дней со дня его приглашения (назначения). Результаты работы по­средника могут выражаться в достижении согласованного ре­шения и заключении сторонами письменного соглашения об урегулировании коллективного трудового спора. В этом слу­чае в протоколе фиксируются конкретные договоренности и указывается, что спор считается урегулированным (разрешен­ным).

Если соглашение достигнуто лишь по некоторым вопро­сам или не достигнуто вовсе, составляется протокол разногла­сий, в котором должны быть отражены дальнейшие намере­ния сторон (например, обращение в Службу и создание трудо­вого арбитража).

Рассмотрение коллективного трудового спора в трудо­вом арбитраже. Согласно ст. 404 ТК РФ трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган по рассмот­рению коллективного трудового спора, который создается в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его реше­ний.

В соответствии с законом к рассмотрению спора в трудо­вом арбитраже можно перейти в следующих случаях:

• при недостижении согласия в примирительной комис­сии, если стороны в качестве следующей примиритель­ной процедуры выбрали рассмотрение спора в трудовом арбитраже;

• при недостижении согласованного решения на стадии посредничества, если стороны решили продолжить при­мирительные процедуры;

• при уклонении работодателя от участия в создании или работе примирительной комиссии;

• при рассмотрении коллективного трудового спора в орга­низациях, в которых законом запрещено или ограничено проведение забастовок[291].

Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора и Службой по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позднее трех рабочих дней со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора при­мирительной комиссией или посредником.

Поскольку трудовой арбитраж создается как независимый третейский орган (в отличие от примирительной комиссии, формируемой на смешанной основе), в его состав не могут вхо­дить представители работников и работодателей, участвующих в данном споре.

Создание трудового арбитража, его состав, регламент, пол­номочия оформляются соответствующим решением работода­теля, представителя работников и указанной Службы. Рекомен­дации Минтруда России советуют оформить эти действия про­токолом, подписанным представителями работодателя (рабо­тодателей), представителями работников, представителями тер­риториального органа Минтруда России по урегулированию коллективных трудовых споров или подразделения органа ис­полнительной власти субъекта Российской Федерации, на ко­торый возложены функции по урегулированию коллективных трудовых споров[292].

Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон этого спора в срок до пяти рабочих дней со дня его создания.

Процедура рассмотрения спора трудовым арбитражем со­стоит из нескольких этапов: изучение документов и материа­лов, представленных сторонами; заслушивание представите­лей сторон; заслушивание свидетелей и экспертов, если в этом есть необходимость; выработка рекомендаций.

Трудовой арбитраж рассматривает обращения сторон кол­лективного трудового спора; получает необходимые докумен­ты и сведения, касающиеся этого спора; информирует в случае необходимости органы государственной власти и органы мест­ного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора; разрабатывает рекомендации по существу коллективного трудового спора.

Результатом рассмотрения коллективного трудового спора в трудовом арбитраже является принятие рекомендаций по его урегулированию. Они составляются в письменной форме, под­писываются трудовыми арбитрами и передаются сторонам кол­лективного трудового спора. Рекомендации принимаются с уче­том всех обстоятельств дела в строгом соответствии с действу­ющими законами и иными нормативными правовыми актами в сфере труда. Рекомендации обязательны для сторон в силу заключенного соглашения об их выполнении. Такое соглаше­ние должно быть заключено и оформлено в письменной форме до создания трудового арбитража либо одновременно с его со­зданием. Рекомендации трудового арбитража по урегулирова­нию коллективного трудового спора оформляются протоколом, в котором указываются присутствующие на заседании арбит­ры, представители сторон спора, перечень мер, которые жела­тельно осуществить для разрешения разногласий.

Гарантии в связи с разрешением коллективного трудово­го спора. Участники разрешения коллективного трудового спора (члены примирительной комиссии, трудовые арбитры) пользу­ются определенными гарантиями, которые обеспечивают ре­альную возможность проведения примирительных процедур. В соответствии со ст. 405 ТК РФ они освобождаются от работы на период разрешения коллективного трудового спора, но не более чем на 3 месяца в течение календарного года. За это вре­мя за ними сохраняется средний заработок.

В связи с тем, что конкретные работники могут неодно­кратно приглашаться (выдвигаться сторонами) для участия в разрешении коллективных трудовых споров, продолжитель­ность отвлечения работника от основной работы ограничена периодом не более 3 месяцев в календарному году. Однако это правило не распространяется на лиц, участие которых в разрешении коллективных трудовых споров в составе примиритель­ных комиссий либо в качестве трудовых арбитров входит в их должностные обязанности. Эти лица в силу выполняемых ими функций могут участвовать в работе примирительных комис­сий по разрешению неограниченного количества коллективных трудовых споров.

Участвующие в разрешении коллективного трудового спо­ра представители работников, их объединений не могут быть в период разрешения коллективного трудового спора подвер­гнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя без предва­рительного согласия уполномочившего их на представитель­ство органа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: