Финикийская религия

Политическая раздроблённость Финикии, не преодолённая течение всей её истории, имела своим последствием то, что финикийская религия не знала мифологических систем, подобных вавилонским, в которых боги других городов были принижены в угоду главному богу того центра, который объединял всю страну. Эта раздроблённость Финикии не могла создать жречеству какого-либо из городов возможность выдвижения своего бога в качестве «царя богов», подобно тому как фиванский бог Амон был объявлен «царём богов» Египта во время владычества Фив. Бог неба, являвшийся обычно главным богом в городах Финикии, имел имя нарицательное, а не собственное: он, как Бел у аккадских семитов, назывался просто «владыка» (Ваал), «царь города» (Мелькарт), просто «власть» (Молох), или «бог» (Эль).

Рядом с богом неба Ваалом стояла его сестра или жена 'Анат, иначе 'Аштарт (Астарта) или Ашерат. Вместе с божествами неба и земли почитался бог умирающей и воскресающей растительности. Он назывался чаще всего нарицательным именем Адони — «господин мой» (в греческой передаче—Адонис). Некоторые черты умирающего и воскресающего бога были внесены и в миф о главном божестве Ваале. Об этом свидетельствуют некоторые из эпизодов мифа о Ваале и сестре его 'Анат, который сохранился среди текстов,, раскопанных в Угарите. Основной темой обширного мифологического эпоса является повествование о смерти и воскресении Ваала и о верности ему и в жизни и в смерти его сестры 'Анат. Некоторые эпизоды близки сюжетам египетского мифа об Осирисе и его сестре Исиде. Как в Египте и Вавилоне, так и в Финикии зарождаются в связи с культом умирающего и воскресающего бога зачатки религиозной драмы. Один из угаритских текстов можно истолковать как запись такой религиозной драмы.

Богатство финикийских торговых городов обеспечивало возможности для создания пышного культа, осуществляемого многочисленным жречеством. В культе Финикии—что характерно было и для Палестины и Сирии— очень долго сохранялись человеческие жертвоприношения, причём иногда приносилось в жертву самое пенное для народа — дети и особенно первенцы. Человеческие жертвы приносились в момент грозной опасности для государства. Ещё в IV в. до н. э. во время осады Тира греко-македонскими войсками на стенах города были зарезаны в качестве жертв богам иноплеменники — македонские военнопленные.

19) Источники по истории Д.В.: В первую очередь основывается на двух видах письменных источников: документальных и нарративных. Документальные источники являются в силу их изначального функционального предназначения (максимально точная фиксация информации) более объективными, чем нарративные. Они более точно отражают действительность прошлых эпох, несут объективную информацию о тех процессах, которые происходили в жизни древневосточных обществ. Чем меньше документальных источников, тем труднее восстанавливать историю. Но иногда и обилие документов приводит к возникновению новых проблем. Так, например, громадное количество административно-хозяйственных текстов дошло до нас преимущественно из крупных царско-храмовых хозяйств, что может привести исследователя к аберрации (искаженной точке зрения). Нарративные источники (от немецкого слова «нарратив» – рассказ), являются повествовательным источниками, которые отражают субъективную позицию автора (или авторов) данного произведения. Это необходимо учитывать в процессе критики источника. Еще одной трудностью для воссоздания истории древнейших цивилизаций является фрагментарность и неравномерность освещения источниками различных периодов истории многочисленных регионов Древнего Востока. Историки Древнего Востока выделяет «темные века» в истории разных регионов, которые почти не освещены письменными источниками. Это, например, время арамейского нашествия в Месопотамии в конце II тыс. до н.э., или XV век в истории хеттов.

20) Бардия и Гаумата: проблема тождества. В марте 522г в Мемфисе.Камбиз получил известие о востанаии в Персии против него млад.брата Бардии-стал царем.Камбиз умер по дороге в Иран.Сущ. много версий о перевороте в Иране:1.Ктесий Книдский писал о этих событиях.Бардия(Таниокарк)-наместник бактрийцев и до похода был убит. 2по Геродоту.Бпрдия (Смердис)-находится вместе с братом в Египте и Камбиз отправил Бардию обратно(история с луком)и приказал убить его. Геродот и Ктесий-говорят о двойнике Бардии,5лет все думали,что он жив.Дарий и 5знатных персов заподозрили лже Бардию и убил его.3официальная изложена в Бех.надписи Дария1(власть по видом Бардии захватил маг и самозванец Гаумата)Гаумата восстал 11марта 522г.-признан в Вавилоне.К 1июня 522г –получил всеобщее признание.Чтоб удержать покаренные народы-отменил подати и военную повинность на 3года.(во время его правлений не было восстаний и мятежей). Но самозванец имел один отличительный признак. В юности за какое-то прегрешение Гаутаме отрезали уши, поэтому он носил головной убор, который скрывал обрубки ушей. К тому же Гаумата старался не покидать здания дворца и по возможности ни с кем не видеться. Но знать была очень недовольна таким затворничеством царя. Им не нравилось, что он никогда не выходил из своего дворца, а также отказывался принимать знатных гостей. У одного из придворных зародилось подозрение, что на троне находится не царский сын, и власть в царстве захватил известный своим удивительным сходством с погибшим царевичем Гаумата. Этот придворный попросил свою дочь, которая была одной из жён царя, проверить есть ли у нового правителя уши, или это всё же самозванец. Утром подозрения придворного подтвердились. Он узнал, что у человека, который восседает на королевском троне, нет ушей. А значит, это был Гаумата. Выступить сразу против самозванца придворные не решились, так как армия полностью подчинялась новому царю. Но Гаумата и его брат всё же догадались, что они разоблачены. Они подкупили самого знатного человека города Прексаспа, чтобы тот поднялся на башню и обратился к собравшимся на главной площади людям со словами, что персами правит Бардия, сын Кира, и никто другой. Однако Прексасп во всеуслышание объявил, что сына Кира, нет в живых, а сейчас на престоле самозванец. Братья были преданы. «Плохо придется вам, персы, если вы не избавитесь от них и не расправитесь с ними», — так закончил он речь и бросился вниз головой, так как понимал, что за предательство его ожидает верная смерть. Стража не стала защищать братьев. Они оба были убиты. Царем Персии стал Дарий. И сегодня на огромной скале по дороге между Тегераном и Багдадом можно видеть высеченный на камне по приказу Дария рассказ об этом событии.

43. Внутренняя политика Гауматы. Чтобы удержать покоренные народы в составе Персидской державы, Гаумата отменил подати и военную повинность на три года. Поэтому во время его царствования в государстве не происходило никаких восстаний и мятежей. Во внутренней политике Гаумата проводил реформы, направленные на уничтожение привилегий персидской родовой знати и ее господствующего положения в экономике и обществе. Это и понятно, если иметь в виду своеобразие возникновения и развития Персидского государства. Едва возникнув при Кире II, оно через два десятилетия стало величайшей на Древнем Востоке державой, еще не полностью освободившись от господства родоплеменных отношений. Персия не прошла исторического пути, характерного для большинства других рабовладельческих государств, а именно — постепенного утверждения неограниченной царской власти в борьбе против родовой знати, упорно отстаивающей свои прежние привилегии. При Кире II борьба между крепнущей властью царя и своеволием родовой знати не была заметна, так как персы покоряли один за другим десятки народов. Внимание царя было обращено на дальнейшие завоевания, которые осуществлялись и в интересах родовой знати, обогащавшейся и усиливавшейся во время войн. Но государство развивалось, общество выходило из рамок патриархально-родовых отношений, завоевывались все новые и новые страны, а социальная база империи по-прежнему оставалась узкой. Постепенно выявляются противоречия между родовой знатью и царской властью. Тенденция к перерастанию государства в централизованную монархию вела в конечном счете к уничтожению родовой знати как социальной категории. Гаумата стремился к установлению неограниченной царской власти и расширению социальной базы имперци за счет привлечения на свою сторону различных слоев населения покоренных стран. В Бехистунской надписи Дарий утверждает, что Гаумата не пользовался популярностью и отбирал у народа дома и прочее имущество и разрушал храмы. Однако из различных источников известно, что Гаумата пользовался большой популярностью и поддержкой как в самой Персии, так и в других областях Персидской державы и реформы его были направлены не против народа, а против персидской родовой знати. Разрушение храмов также преслед»-вало определенную политическую цель, а именно: централизацию культа (по крайней мере в Персии и Мидии).

21) Влияние природно-географических условий Северной Месопотамии на хозяйственную жизнь ее населения. Степи и горные районы были покрыты скудной растительностью. Население здесь с давних времен занималось скотоводством. Только в долине Верхнего Заба, несущего весною много воды после таяния горных снегов, было развито земледелие. По климату и по условиям естественного орошения Ассирия несколько отличалась от средней и южной части Месопотамии. Осенью шли дожди или, по образному выражению древней надписи, «открывались врата (небесного) океана». Зима держалась недолго, во в декабре и в январе земля нередко покрывалась снегом и температура доходила до 14° ниже нуля. Ранней весной, которая наступала уже в феврале, долина и степь покрывались сочной травой — прекрасным кормом для скота. Однако жаркое солнце уже в начале лета сжигало всю растительность. Хлеб снимали в июле, а в августе жара становилась нестерпимой. Даже в садах «сохли сочные растения». Особенное значение для земледельческого хозяйства имели дожди. Земледельческое хозяйство зависело от системы искусственного орошения,, здесь периодические разливы Тигра давали возможность построить сеть каналов и использовать воду наводнения для орошения полей, огородов и фруктовых садов. Склоны гор в достаточной степени орошались водами горных потоков, ручьев и рек, стекавших главным образом с Иранского плоскогорья. На севере, в горном районе, произрастали различные породы деревьев. По берегам рек росли ивы. Горы были местами покрыты лесом и изобиловали дичью. Здесь с древних времен люди находили различные сорта камня и металлическую руду, необходимые им для развития ремесел. Северная Месопотамия в торговом отношении занимала выгодное положение; торговые пути шли на юг по Тигру к Персидскому заливу, на восток по долинам рек на Иранское плоскогорье, на север через горные проходы в район трех великих озер — Севана, Вана и Урмии — и дальше в области Закавказья, на северо-запад по Тигру к границам Сирии и Малой Азии, откуда открывались дороги на запад к торговым городам сиро-финикийского побережья.

3. Какие народы обитали в Северной Месопотамии? Древнейшим населением страны, заложившим основы цивилизации в Двуречье, были шумеры; можно утверждать, что уже в IV тысячелетии до н. э. шумеры были основным населением Двуречья. Шумеры говорили на языке, родство которого с другими языками до сих пор не установлено.Для физического типа Шумеров, если доверять сохранившимся, обычно довольно грубо передающим облик человека статуям и рельефам, было характерно круглое лицо с крупным прямым носом. С третьего тысячелетия до нашей эры в Двуречье из Сирийской степи начинают проникать скотоводческие семитические племена. Язык этой группы семитических племён носит название аккадского или вавилоно-асерийского, по тем позднейшим наименованиям которые эта группа семитов приобрела уже в Двуречье. Сначала они силились в северной части страны, переходя к земледелию. Затем их язык распространился и в южной части Двуречья; к концу III тысячелетия произошло окончательное смещение семитического и шумерского населения. Различные семитические племена в это время составляли основную массу скотоводческого населения Передней Азии; территория их расселения охватывала Серийскую степь, Полестину и Аравию. Северную Месопотамию и окраинные нагорья Ирана, окаймляющие с востока долину Тигра и Ефрата, населяли многочисленные племена, говорившие на языках родственные связи которых пока не установлены; некоторые из них возможно были близки отдельным современным кавказским языкам. В северной части Месопотамии и на притоках Тигра памятниками рано засвидетельствованы поселения племён хурритов; далее к востоку в горах жили луллубеи и гутеи (кутии). Соседние с Двуречьем долины рек юго-западного Ирана занимали эламиты. Касситы с древнейших времён жили в северо-западном Иране, к северу от эламитов. Во II половине тысячелетия до нашей эры из Северной Аравии в сирийскую степь и далее в Северную Месопотамию двинулась обширная группа Арамейских племён, которых аккадцы называли ахламу, а позднее-араму.К началу 1 тыс. до. э. они почти полностью ассимилировали хурритское и аморейское население Сирии и Северной Месопотамии. Арамейский язык стал широко и прочно распространяться на этой территории.

Виды источников по истории Северной Месопотамии. Типы и виды основных источников по истории Северной Месопотамии – это памятники материальной культуры, письменные документы и литературные произведения, труды античных авторов. 1.Памятники материальной культуры. Найденные при раскопках древнейших поселений орудия труда, остатки жилищ, погребения, зерна и кости животных, украшения, статуэтки содержат большой информативный материал о ранней истории Месопотамии. В развалинах месопотамских городов обнаружены остатки ступенчатых башен — зиккуратов, царских дворцов, грандиозных храмов, жилых и хозяйственных построек, школ, крепостных и ирригационных сооружений, а также некрополи, произведения искусства, предметы быта и т. д. Важное значение для истории имеют цилиндрические печати и их оттиски, в изобилии находимые в Месопотамии. Письменные источники появляются к исходу IV тысячелетия до н. э. Они делятся на несколько видов: хозяйственные, юридические, дипломатические документы, записи летописного характера и др. 2.Надписи исторического содержания: Значительный интерес представляют исторические надписи правителей шумерских городов, Аккада, Вавилона, Ассирии и других государств Месопотамии. Большое значение имеют надписи царей, делавшиеся при сооружении храмов, изготовлении статуй богов, гимны в честь богов и царей. Ценный материал содержится в царской переписке, сохранившийся в архивах ассирийских царских дворцов. Она представляет собой дипломатические, разведывательные, хозяйственные, административные и прочие документы царей и их наместников, чиновников, военачальников, жрецов. Более полутора тысяч таких писем VIII—VII вв. до н. э. найдено в дворцах Ниневии, Кальху и др.Интересны как исторический документ запросы царей к тому или иному оракулу. В государствах Месопотамии существовали царские списки. «Шумерский царский список», составленный в XXI в. до н. э.,. Ассирийские списки верховных чиновников — «лимму» (с 911 по 648 г.),. Сохранились «Синхронистическая история «Хроника о падении Ниневии», «Вавилонская хроника», Собственно исторические труды появились сравнительно поздно, в IV—III вв. до н. э. Берос написал состоящую из трех частей «Вавилонскую и халдейскую историю» с «допотопных» времен до смерти Александра Македонского. 3.Памятники шумеро-аккадской словесности ( Некоторые сведения о социальных отношениях, семье, психологии древних обитателей Месопотамии можно почерпнуть из произведений «малого» жанра: пословиц и поговорок, Исторические сведения можно почерпнуть из литературных памятников Шумера, Вавилонии и Ассирии. Настоящим кладезем их является «Эпос о Гильгамеше», текст которого был обнаружен в царской библиотеке Ниневии и датируется началом II тысячелетия до н. э.) 4.Источники из других стран Древнего Востока Свод законов Хаммурапи, обелиск Маништушу найдены были при раскопках эламской столицы Суз, деловые и дипломатические документы и литературные произведения Древней Месопотамии обнаружены в Малой Азии, Египте, Палестине, Сирии, Иране и др. Из новых находок важно отметить материалы раскопок древнего сирийского города Эблы к югу от города Алеппо (древняя Халпа). В числе важных чужеземных источников по истории Месопотамии следует назвать Библию. Сохранились также персидские источники по истории Месопотамии: «Цилиндр Кира», покорителя Вавилона, надписи Да-рия I, и прежде всего Бехистунская, где рассказывается о восстаниях вавилонян против персидского господства. 5.Произведения античных авторов. Античные авторы оставили яркие описания природы Месопотамии, особенностей ее климата, обычаев населения, религиозных верований, достижений культуры, а также исторических преданий. Самые подробные сведения содержатся в труде греческого историка Геродота (V в. до н. э.),, Ктесий Книдский оставил труд «Персидская история» в 23 книгах, в котором значительное место было уделено и Месопотамии,. грек Ксенофонт, оставивший такие сочинения, как «Киропедия» и «Анабасис», Богатейшим источником сведений о Месопотамии является «География» Страбона (I в. до н. э.— I в. н. э.), особенно специально ей посвященная XVI книга его труда. Ряд сведений по истории Месопотамии содержится в труде римского историка I в. до н. э. Помпея Трога.

Староассирийский (XX—XVI вв. до н. э.) В так называемый староассирийский период на востоке Северной Месопотамии существовали небольшие номовые государства: Ниневия, Арбелы с примыкающей сельскохозяйственной округой и др. Наиболее крупным среди них был город-государство Ашшур по имени своего верховного бога Ашшура. Население Ашшура занималось земледелием: выращивало ячмень и эммер, разводило виноград, используя естественное орошение (дождевые и снеговые осадки), колодцы и в небольшом объеме — с помощью ирригационных сооружений — воды Тигра. В восточных районах страны, в долинах Верхнего и Нижнего Заба, в предгорьях Загроса большое значение имело яйлажное скотоводство с использованием горных лугов для летнего выпаса скота. Но главную роль в жизни раннего ассирийского общества играла торговля. Через Ассирию проходили важнейшие торговые пути: с Восточносредиземномор-ского побережья, из Малой Азии и Закавказья по Тифу в район Средней и Южной Месопотамии и далее в Элам. Ашшур стремился создать свои торговые колонии, чтобы закрепиться на этих главных путях. Уже на рубеже III—II тысячелетий до н. э. он подчиняет себе бывшую шумеро-аккадскую колонию Гасур (к востоку от Тифа). Особенно активной колонизации подверглась восточная часть Малой Азии, откуда вывозилось важное для Месопотамии сырье: металлы (медь, свинец, серебро), скот, шерсть, кожа, дерево — и куда ввозили зерно, олово, ткани, готовую одежду и ремесленные изделия. Староассирийское общество было рабовладельческим, но сохраняло сильные пережитки родового строя. Существовали царские (или дворцовые) и храмовые хозяйства, землю которых обрабатывали общинники и рабы. Основная часть земли являлась собственностью общин. Высшим органом власти являлся «Дом города» — совет старейшин, состоявший из представителей знатных семей. Ассирийское государство до 16 в до н. э. называлось «алум Ашшур», то есть народ или община Ашшур. Используя близость своего города к важнейшим торговым путям, купцы и ростовщики Ашшура проникли в Малую Азию, и основали там свои торговые колонии, важнейшей из которых является город Каниш..В XXI в до н. э. — входил в державу III династии Ура. Около 1970 г. до н. э. — власть переходит к коренным ашшурцам. Основателем так называемой «староашурской» династии стал Пузур-Ашшур I (1970—1961 гг. до н. э.). Особенно активная внешняя политика ведется при Шамши-Ададе I (1824—ок. 1780 г.) —аморейском вожде, старшем современнике Хаммурапи, обосновавшемся в верхнемесопотамском городе Шубат-Эллиле, а затем и в Ашшуре (1810 г. дон. э.). При преемниках Шамши-Адада I Ассирии не удалось закрепить достигнутые внешнеполитические успехи. Главная опасность пришла с юга. В союзе с Мари Хаммурапи начинает войны с Ассирией, а затем, разгромив бывшего союзника, один пожинает плоды победы — ее подчинение Вавилону. После падения I Вавилонской династии в середине XV в. до н. э. Ассирия становится добычей молодого государства Митанни. Торговля ее совершенно приходит в упадок, ибо Хеттское царство вытеснило ассирийских купцов из Малой Азии, Египет — из Сирии, а Митанни вообще закрыло для них пути на запад.

22) Что вы знаете об индской цивилизации (цивилизации Хараппы и Мохенджо-Даро)? Индская или Хараппская цивилизация — одна из трёх наиболее древних цивилизаций человечества, наряду с древнеегипетской и шумерской. Из всех трёх она занимала наибольшую площадь. По своим размерам она была примерно равна Египту, Месопотамии, Малой Азии, Ирану, Сирии,Финикии и Палестине, вместе взятым. Хараппская цивилизация развивалась в долине реки Инд в XXIII—XIX веках до н. э.[1] до прихода ариев, во II тыс. до н. э. Наиболее значительные центры — Хараппа, Лотхал и Мохенджо-Даро. Население в годы расцвета составляло около 5 миллионов человек. В шумерских текстах Хараппская цивилизация предположительно носила название «Мелухха». Первые данные о существовании доарийской цивилизации в западной Индии опубликовал в XIX в. Александр Каннингем. Окончательно существование Индской цивилизации было установлено в 1921—1922 гг. экспедицией во главе с Джоном Маршалом. С VII тыс. до н. э. в долине Инда и Сарасвати развивается производящее хозяйство. Выделяется особая раннеземледельческая культура, которую называют мергарской. В эту эпоху человек нашёл эффективный способ получения продуктов питания, оптимальное для данного региона развитие земледелия, охотничьего промысла и зарождающегося скотоводства. Это создавало все необходимые условия для перехода на качественно новую ступень — формирования нового культурно-исторического комплекса. Культура долины Инда не была единственной в своём регионе. Так, в Амри ей предшествовала местная оригинальная культура, некоторое время сосуществовавшая с хараппской. Хараппа — древнеиндийский город, один из главных центров хараппской цивилизации (3 тыс. — 17—16 вв. до н. э.). Расположен близ старого русла реки Рави, в округе Сахивал в Пакистане (территория современного Пенджаба). Обнаружен в 1920-х гг., с того времени ведутся археологические раскопки. Мохе́нджо-Да́ро ( буквально «холм мертвецов») — город цивилизации долины Инда, возникший около 2600 года до н. э. Расположен в Пакистане, в провинции Синд. Является крупнейшим древним городом долины Инда и одним из первых городов в истории Южной Азии, современником цивилизации Древнего Египта и Междуречья. Мохенджо-Даро возник около 2600 года до н. э. и был покинут приблизительно девятьсот лет спустя. Предполагается, что во времена расцвета город являлся административным центром цивилизации долины Инда и одним из наиболее развитых городов Южной Азии. По всей видимости, его обитатели подверглись истреблению во время нашествия арийцев.[1]«Холм мертвецов» был впервые серьёзно исследован в 1920-х годах экспедицией британского археолога Джона Маршалла, который не преминул отметить «идентичность» находок в Мохенджо-Даро тем, что были обнаружены в Хараппе, в 400 км выше по течению Инда.

Примерно к концу XVIII в. до н. э. ха-раппская культура перестала существовать. Можно утверждать с достаточной уверенностью, что она не погибла в результате внезапной катастрофы. Обширный материал, накопленный к настоящему времени археологами, показывает, как постепенно, в течение столетий приходили в упадок некогда цветущие города. Ветшали величественные постройки цитадели, застраивались широкие улицы города, нарушалась его планировка. Все меньше появлялось привозных вещей, искусных ремесленных изделий и печатей. Происходила смена городов сельскими поселениями и варваризация культуры. В периферийных областях на севере и на полуострове Сураштра, позднее других колонизованных жителями долины Инда, дольше сохранялись характерные черты хараппской культуры, постепенно сменявшейся позднехараппской и послехараппскими. Выдвигалось множество гипотез для объяснения того, почему перестала существовать Индская цивилизация. Упадок городов сопровождался проникновением в долину Инда более отсталых племен с северо-запада, однако не эти набеги явились причиной гибели хараппской культуры. Некоторые области Северо-Западной Индии к настоящему времени превратились в пустыни и полупустыни, и вполне возможно, что в результате нерационального ведения поливного земледелия и вырубки лесов природные условия района стали менее благоприятными. Огромный разрыв между немногочисленными развитыми центрами и обширной сельской периферией способствовал хрупкости цивилизации бронзового века. Но подлинные причины гибели ха-раппских городов должны быть прежде всего связаны с их историей, а ее-то мы пока и не знаем.

23) Додинастический период в истории древнего Египта. Номовые государства. Типичными памятниками земледельческих общин Нижнего Египта V тысячелетия до н. э. являются поселения, располагавшиеся по берегам Фаюмского озера. Жители фаюмских поселков разводили крупный и мелкий рогатый скот, а также свиней. В Верхнем Египте приблизительно в то же время жили племена скотоводов-земледельцев, оставившие памятники тасийской культуры, преимущественно могильники. Эти племена возделывали пшеницу и ячмень, разводили мелкий рогатый скот и изготовляли глиняные сосуды с серой и черной поверхностью, иногда покрытые резным орнаментом. Тасийцы жили родовыми общинами. Дальнейший прогресс можно проследить в амратских комплексах (от названия современной деревни Амра), относящихся к первой половине IV тысячелетия до н. э. (первый додинастический период). У них появились поселения, нередко укрепленные стенами, что является свидетельством концентрации населения и развития ирригационного земледелия, обеспечивающего египтянам прочную оседлость. В середине IV тысячелетия до н. э., в так называемый герзейский период (от названия современной деревни Герзе; второй додинастический период), больших успехов достигло земледелие, основанное на системе искусственного орошения. Многочисленные ремесла отделяются от земледелия, а общество несет явственные черты далеко зашедшей дифференциации. Происходят коренные изменения и в социальной структуре. Богатым общинникам и знати противостоят рядовые члены земледельческих общин. Излишки получаемых продуктов оказываются все чаще в руках знати, влиятельных общинников и служителей зарождающегося культа. Социальной дифференциации способствовало развитие скотоводства — отрасли, в которой интенсивно накапливался прибавочный продукт, попадавший в собственность племенной верхушки. В этот период возникает институт рабства. Скорее всего рабы появились в результате военных столкновений между племенами и родами. В середине IV тысячелетия до н. э. в Египте наметились контуры трех основных прослоек древнеегипетского общества: господствующий слой, куда входили потомки родоплеменной знати, жречество, зажиточные общинники; члены земледельческих общин, основные производители материальных благ древнеегипетского общества; прослойка рабов, пока весьма незначительная, но постоянно увеличивающаяся. Наиболее многочисленной была вторая прослойка, т. е. члены земледельческих общин, все более теряющих родовой характер, превращающихся в территориальные или соседские общины. Образование социальных прослоек и формирование классов привели к появлению государства, которое должно было регулировать отношения между новыми социальными группами и рождающимися классами в интересах господствующего слоя.

1) Верхнеегипетское и Нижнеегипетское царства. В Древнем Египте государство выступало как организатор работ по созданию и поддержанию ирригационной сети, без которой невозможно существование продуктивного земледельческого хозяйства. Первые государства возникали в пределах небольших областей (номов), которые охватывали несколько поселений, объединенных вокруг городского центра, где находились резиденция вождя и святилище почитаемого здесь главного божества. На территории Верхнего Египта в период Нового Царства насчитывалось 22 таких нома, в Нижнем Египте — 20 номов. В силу особенностей природных условий номы — Древнейшие самостоятельные государственные образования, расположенные в долине или Дельте Нила,— тяготели к объединению, что привело к созданию более крупных царств. Скорее всего объединение номов Верхнего Египта в одно Царство и номов Нижнего Египта в другое крупное царство произошло в конце герзейского периода (середине IV тысячелетия до н. э). Правитель Верхнего Египта стал носить корону белого цвета, а Нижнего Египта — красного цвета. Столицей перво­го был город Энхаб (Нехен), а северного царства — Буто. Два древнеегипетских крупных государства некоторое время существовали рядом друг с другом, вели между собой войны. Но тенденция к объединению продолжала действовать и привела в конечном счете к объединению нижнеегипетского и верхнеегипетского царств в единое древнеегипетское государство, охватывающее всю долину Нила от первого порога до Средиземноморского побережья. Правитель верхнеегипетского царства стал первым царем всего Египта. В списках царских династий, составленных Манефоном, он назван Миной. Мина стал родоначальником I общеегипетской династии. Стремясь сплотить Египет, Мина на стыке Дельты и долины основал столицу объединенного царства город Мемфис, один из крупнейших городов Египта.

2) Поскольку традиционно основателем Древнего Египта считается Менес, то были выдвинуты несколько основных теорий, объясняющие происхождение палетки и личность Нармера: Менес — наследник Нармера (идентичный Хор-Ахе), получивший от Нармера уже объединенную страну. Нармер и Менес — одно и то же лицо, а Хор-Аха — его сын. Объединение Египта — длительный процесс, начатый при Нармере и завершенный при Менесе. Объединение Египта было завершено лишь при фараоне Хасехемуи.

24) Империя Цинь – первое централизованное государство в Китае Принимая титул Цинь Шихуана («Первого императора династии Цинь»), Ин Чжэн торжественно объявил в своем высочайшем рескрипте: «Потомки же наши будут именоваться согласно порядку наследования — Эрши («Второй»), Саньши («Третий»), и так вплоть до десятков тысяч поколений будут они наследовать бесконечно». Честолюбивым мечтам Цинь Шихуана не суждено было осуществиться: просуществовав всего лишь 14 лет, созданная им империя пала под ударами народного восстания. И тем не менее полтора десятилетия существования империи Цинь — это целая эпоха в истории Китая. Именно в это время было создано то централизованное деспотическое государство, которое явилось прообразом последующих китайских империй древности и средневековья. Разгром шести царств и объединение территории страны были лишь первым шагом на пути создания единого государства. Не менее важными были в этом отношении мероприятия Цинь Шихуана, направленные на ликвидацию последствий политической и экономической раздробленности. Территория страны была поделена на 36 крупных административных округов. Границы их были проведены таким образом, что они не совпадали с естественно-географическими рубежами и границами прежних царств. Каждый округ состоял из уездов, которые, в свою очередь, делились на волости, включавшие несколько общин. Административная власть в низовых единицах территориального деления страны принадлежала выборным старейшинам. Таким образом, на этом уровне административной системы в империи Цинь продолжало существовать общинное самоуправление. Полновластным наследным правителем страны был император. Только он имел право называть себя «Мы» и декларировать свою волю в высочайших рескриптах. Помощниками императора были два его советника, которые должны были непосредственно отвечать за проведение в жизнь всех императорских указов Одновременно с реформой государственного устройства Цинь Шихуан осуществил некоторые другие мероприятия по укреплению империи. К их числу относится введение единого законодательства. В основе уголовного законодательства циньского времени лежала система поручительства: «Если один человек совершает преступление, то наказанию подвергается вся его семья». Таким наказанием за преступление родственника в империи Цинь обычно было превращение в государственных рабов. Система поручительства распространялась при Цинь Шихуа не только на простолюдинов. Что касается наказаний за преступления, то положения о них в основном были заимствованы из законов Шан Яна и отличались крайней жестокостью. Применялись различные виды смертной казни: четвертование, разрубание пополам, обезглавливание, удушение, закапывание живьем, варка в котле, пробивание темени. Смертная казнь полагалась, например, за кражу лошади. Кроме того, практиковались также и более легкие наказания — вырезание коленных чашечек, отрезание носа, кастрация, битье по пяткам. Наконец, осужденного за преступление могли сослать на каторжные работы. В первые же годы своего правления Цинь Шихуан осуществил унификацию монеты, мер и весов, а также письменности. Введение единой системы мер и весов было необходимо для установления налогового обложения населения. Этой же цели служила и денежная реформа Цинь Шихуана, в результате которой из обращения были изъяты все монеты нециньских образцов. Эти мероприятия Цинь Шихуана окончательно сломали преграды, препятствовавшие налаживанию постоянных экономических связей между отдельными районами страны. Завершив внутренние реформы, Цинь Шихуан начинает военные действия против сюнну. В 215 г. до н. э. 300-тысячная армия нападает на сюнну и одерживает важную победу. Через год циньской армии удается закрепиться на северном берегу Хуанхэ. Результатом походов было восстановление прежней границы вдоль старой стены, построенной царством Чжао. После этого Цинь Шихуан принимает решение строить Великую стену, чтобы обезопасить границы империи от нападения кочевников. Он переселяет на присоединенные территории жителей внутренних районов страны. Вдоль Великой стены было создано в общей сложности 44 новых уезда. Много лет спустя, путешествуя по этим местам, Сыма Цянь побывал на Великой стене. В памяти народа строительство Великой стены осталось как воспоминание о страшной трагедии. После успешного завершения операций против сюнну император решает начать завоевательный поход против племени юэ, населявших юго-восточные приморские районы. Война, начатая в 214 г. до н. э., потребовала колоссального напряжения сил и ресурсов империи. Начало кампании принесло поражение циньским войскам. Цинь Шихуану пришлось объявить дополнительную мобилизацию. Ценой огромных усилий армия завоевателей совершила переход через горные хребты и захватила территорию государственных образований юэ — Наньюэ (Намвьет) и Аулак. На их землях были созданы новые округа. Однако присоединение этой территории к империи Цинь было лишь номинальным. В 227 г. до н. э., когда будущий Цинь Шихуан только приступал к осуществлению своего плана разгрома шести царств, на него было организовано покушение, и лишь благодаря счастливому стечению обстоятельств ему удалось остаться в живых. Через три года после объединения страны, в 218 г. до н. э., на него вновь было совершено покушение, также неудачное. На жизнь Шихуана покушались и в 216 г. до н. э. По-видимому, этим объясняется болезненная подозрительность могущественного монарха в последние годы его жизни. Начиная с 212 г. до н. э. он не останавливался надолго в каком-либо одном из своих многочисленных дворцов, постоянно менял резиденции, не предупреждая об этом даже высших сановников. Стремясь стать обладателем даосского эликсира бессмертия, Шихуан в то же время жестоко расправлялся с недовольными. Он, в частности, приказал закопать живьем более 400 конфуцианцев, подозревавшихся в подстрекательстве к смуте. Войны с соседями, грандиозные строительные работы (в том числе сооружение большого количества императорских дворцов) требовали дополнительных поступлений в казну. При Цинь Шихуане резко увеличивается налог на крестьян; так, поземельный налог составлял в это время 2/3 урожая. Рождение мальчика перестало быть радостным событием в жизни крестьянской семьи; будущий кормилец должен был по достижении совершеннолетия идти в армию или на строительство Великой стены. Недовольство народа использовалось представителями старой наследственной знати, не отказавшейся от мысли возродить порядки прошлого. Смерть Цинь Шихуана в 210 г. до н. э. ускорила назревающий кризис империи. Первым толчком, потрясшим Циньскую империю, было восстание бедноты. Повстанцы, уроженцы бывшего царства Чу, выдвинули лозунг. «Великое Чу будет восстановлено!» Захватывая один город за другим, они расправлялись с циньскими чиновниками. На сторону восставших стали переходить целые подразделения правительственных войск. Старейшины местных общин избрали одного из руководителей восстания царем. Этим завершился первый этап народной войны (209—208 гг. до н. э.). На втором ее этапе происходят существенные изменения в социальном составе восставших и их руководстве. Во главе повстанцев становятся примкнувшие к восстанию представители старой знати, стре-мившиеся воспользоваться выступлением масс для того, чтобы восстановить свои права. Один из отрядов антициньской армии возглавил мелкий чиновник Лю Бан. В 207 г. до н. э. его отряд захватил ключевой пункт на пути к столице империи Сяньяну, а затем, разгромив остатки правительственных войск, овладел столицей. Цель антициньского восстания была достигнута. Территория империи оказалась поделенной между наиболее крупными предводителями отдельных повстанческих отрядов. Лю Бан стал именоваться «ваном Хань», а руководитель другой армии становился «ваном Чу». Вскоре между бывшими союзниками вспыхивает ожесточенная борьба за власть. На первых порах Сян Юй располагал несравненно большими силами, чем его основной соперник. Однако затем Лю Бан, стремясь привлечь широкие массы населения на свою сторону, неизменно оказывал знаки уважения представителям местной об-щинной администрации, введя в то же время в своей армии строгую дисциплину и наказывая всякого, кто был замечен в мародерстве или насилии. В противоположность этому его соперник жестоко расправлялся не только с взятыми в плен воинами противника, но и с мирным населением тех городов, которые оказывали ему сопротивление. Постепенное преимущество Лю Бана начинает вырисовываться все более отчетливо, и на его сторону переходят многие из командиров повстанческих отрядов. В январе 202 г. Лю Бан одержал решающую победу. Лю Бан провозгласил начало новой династии Хань и принял титул императора Гао-цзу. В историографии воцарение этой династии датируется двояко — в одних случаях 202 годом, когда Лю Бан одержал победу над «ваном Чу», в других — 206 годом, когда он получил титул «вана Хань». Так или иначе в 202 г. кратковременный период раздробленности страны, последовавший за падением империи Цинь, был завершен. На территории Древнего Китая возникла империя Хань.

115. Древний Китай: империя Хань. Старшая династия Хань. Одной из неотложных проблем, с которыми столкнулся Гао-цзу, была проблема восстановления экономики страны. Войны Цинь Шихуана, восстания и карательные экспедиции циньских властей, наконец, пятилетняя опустошительная война между претендентами на престол нанесли грандиозный ущерб хозяйству. Ирригационные сооружения были заброшены, плодородные земли районов страны катастрофически со-кратились. Сотни тысяч людей погибли, еще больше бежало с насиженных мест и скрывалось от невзгод смутного времени в лесах. Выход из создавшегося положения Гао-цзу видел в политике уступок низам и ослабления налогового бремени. В одном из своих первых рескриптов новый император устанавливал, что воины, пришедшие вместе с ним в столичную область и желающие остаться там, получали наделы земли и на 12 лет освобождались от трудовых повинностей. От повинностей освобождались также семьи, в которых были новорожденные. Жителям, покинувшим ранее родные места, возвращались их поля и жилища. Свободными были объявлены все, кому пришлось продать себя в рабство во время голода. Был значительно снижен поземельный налог — теперь он составлял 1/15 часть урожая. Другой важной проблемой первых десятилетий II в. до н. э. был вопрос о методах управления страной. Мечтая увидеть себя во главе единой империи, Гао-цзу тем не менее не мог не считаться с реальной обстановкой в стране, только что сбросившей с себя гнет ненавистной династии Цинь. Поэтому он не решился полностью восстановить циньскую административную систему. Семь наиболее крупных военачальников, обосновавшихся на территории некоторых бывших царств, были пожалованы титулами ванов, а вслед за этим более 130 соратников Гао-цзу получили наследственные владения и стали именоваться хоу. Таким образом, созданная при Цинь система округов и уездов была восстановлена лишь на части территории империи. Пойдя на компромисс, Гао-цзу сумел смягчить противоречия между военачальниками атициньской коалиции и добиться объединения страны. С одной стороны, был возрожден центральный административный аппарат, существовавший при Цинь; с другой — в каждом из наследственных владений, территория которых в общей сложности составляла в то время не менее половины империи, имелись свои собственные органы власти. После смерти Гао-цзу (195 г. до н. э.) сепаратистские тенденции правителей наследственных владений стали проявляться все заметнее. Среди всех ванов выделялся Лю Би, правитель царства У. В его владениях было более пятидесяти городов, он чеканил собственную монету, на морском берегу у него были богатые соляные копи. Стремясь заручиться поддержкой населения, Лю Би отменил в своем царстве налоги. В 154 г. до н. э., объединившись с шестью другими наследственными владетелями, Лю Би собрал 200-тысячную армию и двинул ее на столицу империи. «Мятеж семи ванов» кончился полным поражением сепаратистов. Воспользовавшись удобным моментом, ханьский император лишил правителей царств права назначать чиновников и запретил им иметь свое собственное войско. Но наиболее решительный шаг к ликвидации двойственности в системе управления страной и укреплению централизованной власти сделал У-ди, время правления которого (140— 87 гг. до н. э.) было периодом наивысшего расцвета Ханьской империи. Стремясь раз и навсегда решить проблему наследственных владений, У-ди ввел новый порядок наследования статуса ванов и хоу. Отныне запрещалось передавать свое владение старшему сыну и предписывалось делить его между всеми сыновьями. Результаты этой реформы очень быстро сказались. Резкое уменьшение размеров наследственных владений привело к тому, что ваны практически лишились реальной власти и существование их царств не представляло более угрозы для империи. Вновь созданная императорская канцелярия позволяла У-ди лично контролировать положение на местах и деятельность различных звеньев административной системы в стране. Принятие конфуцианства в качестве единой государственной идеологии означало отказ от политики первых ханьских императоров, идейным знаменем которых был даосизм с его призывом к «недеянию» правителя. Но и конфуцианство ханьского времени существенно отличалось от провозглашенного основоположником этого учения. Добившись стабилизации внутри страны, У-ди обращает взоры за пределы своего государства. Укрепив свои позиции, У-ди решает покончить с таким положением. Он создает мобильные конные подразделения, которые стали основной силой в борьбе против сюнну. Против кочевников применили их же собственную тактику внезапных нападений. Военные кампании 127—119 гг. до н. э. принесли ханьским войскам первые победы. Используя в качестве военного плацдарма «пограничные округа», У-ди развертывает активные действия против сюнну. Так постепенно меняется характер войны: оборонительная вначале, она становится для Хань средством захвата все новых и новых территорий. С военными действиями против сюнну были связаны и первые контакты Хань со странами «Западного края» (так называли в то время территорию современного Синь-цзяна и Средней Азии). Готовясь к войне с сюнну, У-ди направил в 139 г. до н. э. своего посла Чжан Цяня на поиски племен массагетов, разбитых сюнну и переселившихся на запад. Чжан Цянь вернулся в столицу через 13 лет, не добившись своей главной цели. Но последствия его путешествия были тем не менее весьма существенными. Благодаря Чжан Цяню древние китайцы открыли для себя неведомый дотоле мир: они впервые получили достоверные сведения о Бактрии, Парфии, Фергане и других государствах Средней Азии. После вторичного путешествия Чжан Цяня Ханьская империя установила отношения со многими из этих государств. Эти связи имели не только политическое значение. Они способствовали интенсивному обмену культурными достижениями. Именно в это время в Китай проникают из Средней Азии некоторые не известные там ранее сельскохозяйственные культуры (виноград, бахчевые), музыкальные инструменты, предметы утвари. Позднее через «Западный край» в Китай из Индии проник буддизм. Наконец, еще одним объектом ханьской экспансии становится в период правления У-ди Корейский полуостров. В 109 г. до н. э. Хань наносит удар по государству Чосон с двух сторон: одна армия двигается через Ляодун, другая — через Бохайский залив. На захваченных землях создаются ханьские округа. Так на протяжении второй половины II в. до н. э. Ханьское государство значительно расширило свои границы. Ханьская империя становится одним из могущественных государств древнего мира наряду с Парфией и Римом. Длительные войны с соседями, в особенности с сюнну, существенно сказывались на состоянии экономики страны. Необходимость постоянного пополнения армии отвлекала наиболее активную часть населения от занятий в основной сфере общественного производства — в земледелии. Императорская казна, значительно пополнившаяся к концу II в. до н. э., не могла компенсировать расходы на войну. Для того чтобы получить дополнительный источник доходов, У-ди принимает в 120 г. до н. э. предложение о введении государственной монополии на добычу соли и производство железных орудий. Вскоре после введения монополии против нее начали выступать многие государственные деятели. В 81 г. до н. э. этот вопрос стал предметом ожесточенной дискуссии при дворе. Результатом ее была отмена монополии на производство и продажу вина, введенной до того, в 98 г. до н. э. Одним из проявлений экспансионистской политики У-ди в первые десятилетия его правления было создание на вновь присоединенных землях системы военных поселений. Солдаты, несшие караульную службу на границе, должны были одновременно заниматься земледелием, чтобы обеспечить себя провиантом. В 89 г. до н. э. обсуждалось предложение организовать далеко на западе новые военные поселения. Рескрипт, изданный по этому поводу У-ди, представляет своего рода итог всей деятельности этого императора на протяжении полувека. Отклоняя предложение о выведении военных поселений, У-ди признает, что его завоевательная политика не принесла желаемых результатов, а лишь «утомила Поднебесную». Желая «показать свое намерение дать отдых стране», У-ди провозглашает отказ от дальнейших военных действий против сюнну и «глубоко раскаивается в прошлых действиях». Так закончился «золотой век У-ди», когда Ханьская империя пережила апогей своего политического и экономического могущества и вновь оказалась во второй половине I в. до н. э. в состоянии глубокого внутреннего кризиса.

25) Новоассирийский период (второе возвышение Ассирии): Ашшурназирапал II, Салманасар III, Шамшиадад V, Шаммурамат. Новоасс. Ц-во (10-7в)- империя. К 10в прекращ. набеги аромеев. Широкое распрост. Железо-совершенс оружия. Междунар. Арена-нет сильных пративников(Вавилон-арамеи, Египет-внутр.неуряд). Правление занимает Ашшурназирапал 2(883-859). Подавляет ряд восст арамейских царьков. Соверш. 9 походов на 4 ст света. в первый год правления (ок. 883 до н. э.) поход в страну Тумме, где занял г.Либе. Жители бежали. последовали за ними. В сражении 200 неприятельских воинов пало, и много в плен. выступило из Ниневии и взяло направление на север в горы Нибур, Пилази и 20 окрестных поселений были захвачены и сожжены. Затем ассирийцы переправились через Тигр и вступили в страну Кадмухе. Кадмухе и страна Мушки принесли дань. Пробивает проход к Средиземному морю. Финикийцы –добровольно дань. Из Тира, Сидона, Библа-серебро, медь, ткань,дерево, лен. 1й предприн форсирование реки – бурдюки. Столкнулся с Дамасским ц-вом, не рискнул пойти на него. Его приемник Салманасар 3(858-824). Походы на все стороны света. Покарил Урарту. В теч 34лет-32 похода.(из анналов). 24 раза форсировал Евфрат. 11 поход-Сирия-92города-10тыс.пленных. 857г Коалиция- севернее Каркемиша, ассирийцы столкнулись с силами Каркемиша, Хаттины, Бит-Адини и Самаля. Но сопротивление было безуспешно. поход своего отца к Средиземному морю и по обычаю омыл оружие в водах, за время похода вывел из Сев Сирии 17тыс арамеев в плен, но ликвидировать очаг волнения так и не смог. в 853 г. до н. э. переправился через Евфрат. На сирийском берегу его с дарами встретили царь Каркемиша, Сангара, царь Куммуха Кудаспи, царь Мелида Лалли, цари Самаля, Хаттины, Гургума и др. заняли Халеб, покорившийся без боя и наступление на юг.У стен г.Каркара (в бассейне среднего течения р. Оронт) произошла решающая битва. войска не двинулись далее, на Дамаск, но вернуться обратно в Ассирию. В 834г н120тыс армии не взял Дамаск. Конец жизни-строительство. Смута. Шамши-Адад 5(823-811) поход на Урарту. Покорил Мидию, Три года подряд Шамши-Адад снаряжал походы в Наири. Во время первого похода (822 г. до н. э.) он получил дань в виде упряжных лошадей. Второй поход был более серьезен. В 821 г. до н. э. ассирийское войско под руководством полководца Мутаррис-Ашшура выступило в поход против Сигриса. Главными противниками ассирийцев во время этого похода были Шарцина и урартский царь Ишпуини. Ассирийцы захватили 300 поселений Шарцины, 11 укрепленных городов и 200 поселений Ишпуини. По-видимому, Шамши-Ададу удалось сломить сопротивление урартского царя Ишпуини, хотя последний и отрицал успехи ассирийцев. Надпись Шамши-Адада сообщает, что Мутаррис-Ашшур дошёл до «моря захода Солнца». В 819 г. до н. э. Шамши-Адад начал боевые действия против Вавилонии и вновь подчинил Вавилонию своей власти. Остался договор Шамши-Адада с вавилонским царём Мардук-закир-шуми I, текст которого сохранился крайне фрагментарно. В течение трех лет Шамши-Адад вел войны с восставшей провинцией Кадмухе. Список эпонимов упоминает под 818, 817 и 816 гг. до н. э. походы ассирийской армии на г. Тилле (тоже что и Тилули) столицу провинции Кадмухе. Шаммурамат(811-805) царица. Вдова, кратковременный упадок, смута. Была регентшей Адад-Нарари. Вела войны против Мидии и Манны.

10. Причины упадка Ассирии в 1.п. VIIIв.до н.э. В конце 9-1п.8 века в Ассирии кризис и упадок. 1). Войны 9 века отвлекали рядовое население,кот.участвовало в походах, от производительного труда и это приводило к упадку экономики и разорению мелкх производителей; 2). Неурожаи; 3). эпидемии; 4). тяжелое внутриполитическое положение 5). восстание низов. 6). Борьба между слоями и политическими группировками; 7). Враждование между жреческими и торгово-ростовщическими кругами.; 8).освобождение своих владений от налогов и повинностей; 9) обострение династических распрей и дворцовые перевороты. 10). Изменившаяся к 8веку международная обстановка. Реформы Тиглатпаласара III: 1) административная: разукрупнение наместничеств, подчинение наместников, которые стали называться областеначальниками. Областеначальники должны были обеспечить поступление в казну податей, выполнение повинностей населения, поставка воинских контингентов и командование ими. Запрещалось давать иммунитетные грамоты. 2)военное дело и армия: создана постоянная армия- «царский полк» - на основе рекрутского набора и которая на царском снабжении.

26) В чем специфика письменных источников по истории древней Индии? Письменные. Особенность: очень много всего сохранилось, передаваясь в устной форме с древнейших времён. Устная передача вед во избежание их осквернения (вдруг шудры прочтут!). Однако недостатки: нельзя точно датировать произведения, создававшиеся столетиями + они тенденциозны + мало фактов. В основном – литература и трактаты: Одной из главных трудностей при изучении любого аспекта истории древней Индии является своеобразие источников. До нас не дошло ни одного архивного документа, не известно ни одной древнеиндийской летописи, а надписи немногочисленны и не всегда достаточно информативны.Основные источники — произведения на санскрите, пали и пракритах — традиционны по жанрам и часто тенденциозны по содержанию. В основном это тексты религиозно этического характера, эпическая и художественная литература, философские трактаты. Для большинства их характерна многослойность, а вследствие этого неопределенность даты и места создания. Пожалуй, более всего особенности источников отражаются на реконструкции политической истории древней Индии (и, в частности, истории межгосударственных отношений и дипломатии), ее приходится восстанавливать на основе разрозненных или случайных сообщений источников, датировка которых порою колеблется в пределах двух-трех веков. Поэтому наши знания фактов политической истории древней Индии отрывочны и не всегда достоверны. По меткому выражению А. Бэшема, «ранняя история Индии напоминает головоломный кроссворд со множеством незаполненных клеток» [Бэшем, 1977, с. 53]. Специфика письменных источников по истории древней Индии является причиной того, что первостепенное значение приобретает источниковедческая работа с ними, определение характера используемого памятника, его структуры и цели, истолкование его терминологии. Наиболее достоверны материалы эпиграфики. Но для изучения истории межгосударственных отношений и дипломатии в Древней Индии эпиграфика дает крайне мало: лишь имена и титулы царей, некоторые даты и названия областей; в редких случаях надписи касаются форм взаимоотношений между государствами и содержат сведения о династических браках. Ни одного собственно дипломатического документа нам пока не известно. Описания похода Александра Македонского содержат сведения о взаимоотношениях между государствами Северо-Западной Индии в конце IV в. до н. э. В античной литературе встречаются также упоминания о греческих послах ко двору индийских царей, а позже — об индийских посольствах в Рим. Впро – ^ чем. говорится о них очень мало, и мы даже не всегда можем быть уверены в том, что это были именно индийские посольства. Крайне недостаточное количество источников, так и в особенности надписей, в сильной степени затрудняет изучение истории древней Индии. Большое значение для изучения истории древней Индии имеют религиозные сборники древних индусов, так называемые Веды. Эти священные книги древней Индии, восходящие ко второму тысячелетию до н. э., делятся на четыре больших сборника (самхита), носящих названия Ригведа, Самаведа, Яджурведа.Наиболее древним из этих сборников является Ригведа, состоящий главным образом из религиозных гимнов, посвящённых богам.

Перечислите виды источников по истории древней Индии. Крайне недостаточное количество источников, как памятников материальной культуры, так и в особенности надписей, в сильной степени затрудняет изучение истории древней Индии. Археологические раскопки начаты были в Индии сравнительно недавно и дали ощутительные результаты лишь в северо-западных областях, где были обнаружены развалины городов и поселений, относящихся к периоду от XXV до XV в. до н. э. Однако раскопки, начатые в этих районах, ещё не закончены, а гиероглифические надписи, здесь обнаруженные, всё ещё не дешифрованы. Большое значение для изучения истории древней Индии имеют религиозные сборники древних индусов, так называемые Веды. Эти священные книги древней Индии, восходящие ко второму тысячелетию до н. э., делятся на четыре больших сборника (самхита), носящих названия Ригведа, Самаведа, Яджурведа. Древнейшие тексты Вед, написанные на берёзовой коре и на пальмовых листьях, не сохранились. Ценными источниками по истории древней Индии являются древние сборники обычного права, так называемые Дхармашастра, относящиеся по большей части к концу первого тысячелетия до н. э. Документы, как правило, записывали на таком непрочном материале, как пальмовые листья, кусочки ткани, или бересты,—в жарком и влажном тропическом климате они не могли сохраниться. Вместе с документами пропали, видимо, и многие литературные произведения, не вошедшие в число тех, которые в средние века особо почитали и хранили, постоянно переписывая. Если не учитывать плохо еще читаемые короткие надписи на печатях Индской цивилизации (III—II тысячелетия до н. э.), то первые эпиграфические памятники относятся лишь к эпохе Маурьев (надписи Ашоки III в. до н. э.). Древнеиндийская эпиграфика не отличается ни богатством, ни разнообразием. Надписи на камне, высеченные по приказу правителей, в основном повествуют об их благочестивых деяниях — дарениях жрецам и монастырям, строительстве водоемов или совершении крупных жертвоприношений. Даже о военных походах и победах в них говорится редко. Монеты появились в VI — V вв. до н. э., но долгое время они оставались простыми клеймеными кусочками меди или серебра. Пожалуй, лишь для начала нашей эры нумизматика оказывает существенную помощь в изучении древнеиндийской истории. Длительное использование в качестве строительного материала дерева (а не кирпича или камня), немногочисленность погребений вследствие распространения обычая кремации и сравнительно позднее появление скульптуры из камня и бронзы существенно ограничивают количество археологических памятников. К тому же систематическое изучение индийских древностей началос ь сравнительно поздно, в основном только в XX столетии. До недавнего времени главной задачей индийской археологии являлось выяснение стратиграфии (последовательности археологических слоев на городищах). Лишь очень немногие городские центры, преимущественно древнейшие, такие, как Мохенджо-Даро, Хараппа, раскапывались большими площадями.Таким образом, несмотря на обширность литературного наследия, изучение экономической и политической истории древних народов Южной Азии основывается на довольно узкой базе источников. За немногими исключениями достоверные данные о политических событиях скудны, а социально Экономические отношения можно характеризовать лишь в общих чертах, рассматривая крупные исторические периоды и регионы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: