Средневековая европейская наука и наука арабского Востока

Самый длительный период развития человеческой мысли. Все области знания были подчинены религии. Основным достижением являлась система образования. Средневековая наука сосредоточена в 2 несвязанных друг с другом организациях: 1 – университеты и школы. Первый университет был открыт в 12 в в Балонии. 2 – опытные экспериментальные лаборатории, которые сосредотачивались в мастерских художников, архитекторов и скульпторов.

Практика создания предметов искусства была связана с экспериментом. Эта практика соединила как мастерство, так и математический расчет. Средневековая наука вошла в историю как «схоластика» - пустое словословие. Особенности схоластики – она сознательно рассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии. Начиная с 16 в в Средневековых университетах возрастает интерес к проблемам логики – диалектики и схоласты пытаются рациональным путем обосновать христианскую догматику. Основой развития философии было учение об универсалиях.

В Византии бурно развивалась математика. Епископ Лев начинает применять буквы как математический символ, т.к. закладывать основы алгебры. Развивалась фармакология, косметика. Важным событием было создание университетов и всей системы образования.

Средние века – период образования университетов и системы образования. При монастырях образовались монастырские школы и в 9 в из них стали возникать университеты (от лат. Совокупность). При монастырях школы давали основы светского образования, изучали 3 предмета: риторику, грамматику, диалектику – тривиум. Позже в школах стали преподавать геометрию, арифметику, астрономию и музыку – квадриум, 7 дисциплин – 7 свободных искусств. При чем в школе и дети, и взрослые учились по единой программе.

Первые университеты выполняли 2 основные функции: учебное заведение и научная лаборатория. Университеты были созданы во всех европейских столицах. Первый университет был создан в Балонии в 1158г. Через 10 лет в Оксфорде. В 1209 в Кембридже. В 1200 в Париже. К 1500 было открыто 79 университетов, 50 из них основаны Папой Римским.

Потребность в образовании была обоснована нуждами церкви. Главная цель университетского образования – изучение священного писания и священного предания. Необходимо было истолковывать священные тексты для распространителей христианской веры. До истолкования текстов допускались ученые не ниже магистерского звания. 1 факультет свободных искусств, 2 факультет теологии. 1 факультет это подготовка для 2го. В конечном итоге закончивший университет получает документ «сумма теологии». На 1 факультете обучались 6 лет, на 2 – 8 лет. Лекции чередовались семинарами.

Высоко ценилась проницаемость, дисциплина, критическое мышление. Готовили защитников христианства. В 12-14 в. под влиянием произведений Аристотеля стал формироваться диалектический метод. Ректор Оксфордского университета, Роберт Гроссетест сформировал 4 правила включения опытных данных в научное исследование:

1. Изучение явления начинается с опыта

2. На основе анализа опытных данных формируется гипотеза

3. Из гипотезы на основе дедукции выводится следствие

4. Опытным путем это следствие подтверждается

Гроссетест занимается переводом текстов Аристотеля и комментирует их, но сам занимается исследованием света, систематизировал учение о линзах и зеркалах, сформировал основы галилейской физики.

В 12 в появились государственные университеты, которые содержали не монастыри, а королевства. Прием в университет был не ограничен.

В средние века были технические достижения: водяная мельница и водный двигатель широко использовались в быту. Ветряная мельница появилась в Европе в 12 в, а в 15 в широко распространилась. Стала развиваться гидравлика и аэродинамика. Механические часы появились в Европе, ставили на башнях для указания времени богослужения. Развивалось часовое дело. Компас начинает активно использоваться в мореплавании в 12 в. Порох, который был открыт в Китае, стал использоваться в военных действиях. В 14 в была изобретена пушка на основе огненной трубы. На основе этого появилась необходимость исследования процессов горения, взрывов и баллистики. Первое промышленное производство бумаги зародилось в Испании в 12 в. Книгопечатание имеет китайские корни. Первая книга «Апостол» Федоров и Мстиславский в Москве в 1594 г.

Средневековая наука Арабского Востока. Выдающийся математик и астроном – Ал-Батани занимался вычислением функций тригонометрии. Крупный математик Ал-Харезми, его трактат «Краткая книга об описании Алджибры». Латинизированная форма имени «ал-горитм». Аль-Хаям – поэт, математик, занимался исследованием уравнений. Основоположник риторической алгебры, возглавлял астрономическую обсерваторию. Возникновение опытного естествознания. Основным представителем был Аль-Беруни: сконструировал прибор, при помощи которого можно было проверить эмпирические данные. Был советчиком шаха и долгое время руководил академией. Одним из участников академии был Ибн-Сина (Авицена), врач, систематизировал учение о медицине предыдущих периодов. Большой интерес был к алхимии. Джабраил Ибн-Хаян – создатель химических приборов, описал химический эксперимент.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: