Инфраструктура рынка и ее функции. Рынок : его достоинства и недостатки. Роль транспорта в становлении и развитии рынка

ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА — совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование товарного и других рынков. Инфраструктура товарного рынка включает прежде всего оптовую и розничную торговлю, торговую сеть — магазины и другие предприятия, главное назначение которых: бесперебойно обеспечивать процесс купли-продажи товаров; аукционы, ярмарки, коммерческие посреднические центры и товарные биржи, призванные заменить распределительную сеть органов материально-технического снабжения и сбыта при сохранении и развитии их материальной базы.

Предоставляя различные посреднические услуги предприятиям и домашним хозяйствам, учреждения инфраструктуры выкатывают ряд важных функций Среди них целесообразно выделить следующие:

1) доведение товаров до непосредственного потребителя;

2) обеспечение обратной связи между производителями и потребителями;

3) аккумуляция временно свободных денежных средств и регулирования денежного обращения;

4) осуществление перераспределения ресурсов между различными отраслями и внутри отраслей

Учреждения инфраструктуры осуществляют инвестиции, доверительные операции, страхуют различные виды хозяйственной деятельности

Инфраструктура используется также в макроэкономическом регулировании - с ее помощью государство осуществляет антиинфляционные меры, политику, направленную на повышение уровня занятости, противодействует циклическим к колебаниям экономики Следовательно, экономическая инфраструктура существенно влияет на функционирование экономической системы в цилому.

Как и у всякого явления, у рынка есть свои преимущества и недостатки. К преимуществам рынка относится:

эффективное распределение ресурсов – рынок направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров;

гибкость, высокая адаптивность (приспособляемость) к изменяющимся условиям. Так, когда в начале 1970-х гг. резко повысились цены на энергоносители, рынок ответил на это разработкой альтернативных источников энергии, внедрением ресурсосберегающих технологий, введением режима жесткой экономии энергоресурсов;

оптимальное использование результатов научно-технического прогресса. Стремясь максимизировать прибыль, предприниматели идут на риск, разрабатывают и производят новые товары, внедряют в производство новейшие технологии, что позволяет им иметь временные преимущества перед конкурентами;

свободу выбора и действий потребителей и производителей. Они независимы в принятии своих решений, заключении различных сделок, найме рабочей силы и т.п.;

способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг.

Но рынок имеет и негативные стороны:

не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;

не имеет экономического механизма защиты окружающей среды; только законодательные акты могут заставить предпринимателей вкладывать средства в создание разного рода экологически чистых производств;

не создает стимулы для производства товаров коллективного пользования – таких, как пожарная охрана, дорожная разметка, уличное освещение, армия, полиция и т.д.;

не гарантирует право на труд и доход, не обеспечивает перераспределение дохода. Экономическим субъектам приходится самим принимать решения, чтобы изменить свое материальное положение. Рынок воспроизводит существующее неравенство;

не обеспечивает самоокупаемость фундаментальных исследований в науке;

подвержен нестабильному развитию с присущими этому инфляционными процессами и безработицей.

Решение перечисленных выше проблем, решить которые рыночная система не в состоянии, берет на себя государство.

Транспорт относится к коммуникационной системе. На ранних этапах развития общества он включал в себя все обменные процессы, а затем стал специализироваться на перемещении материальных объектов. В настоящее время его функция заключается в соединении производственных ресурсов в процессе воспроизводства и обеспечении их доступа на рынок. Иными словами, транспорт соединяет время и пространство, разделяющие производителей, покупателей и продавцов. В экономическом плане он ослабляет временной и пространственный разрыв между производством и потреблением.

Транспорт выступает одним из главных факторов, влияющих на размещение производительных сил. Являясь частью процесса производства, он обеспечивает эффективность использования производственных ресурсов. Но это возможно только, если цены на транспортные услуги делают выгодным перемещение товаров и услуг. Разделение труда реализуется в том случае, если это позволяет снизить стоимость перемещения товаров, услуг и рабочей силы. Фрахтовые ставки и относительные цены на различные товары выступают важным условием использования ресурсов.

Несомненна роль транспорта в обеспечении экономического роста. Увеличение производства продукции зависит от роста выпуска и специализации, что требует больше сырья, больших размеров рынка и большего объема транспортной работы. Поэтому транспорт выступает чутким барометром национальных и мирового хозяйств. В то же время, являясь крупным потребителем транспортных средств и строительных материалов, он во многом определяет загрузку производственных мощностей, заметно влияет на формирование ВВП.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: