Примечания

Глава 21 485. Суд 3, 7. В синод, пер. "Астартам"; в подлиннике "Ашерам". Ашера -ханаанское название Астарты. См.: J. McKenzie. Dictionary, p. 61. 486. "Древний Израиль не представлял собой ни расового, нинационального единства, но конфедерацию кланов, объединенных между собойсоюзом с Ягве" (J. Bright. Op. cit., p. 143). 487. О появлении таких проповедников см. Суд 6, 8. 488. Суд 6, 2 сл. В состав бедуинских племен входили амалекитские имадианитские кланы. 489. См.: Р. Ellis. Op. cit., р. 174 сл. и приложение 4. 490. Суд 13, 13-14. 491. Повествование о Иероваале см. Суд 6-7. Об имени Иероваал: J.МсКепziе. Op. cit. р. 308. 492. Книга Завета входит в Св. Историю (Исх 20-23). Давид ок. 1000 г.воздвиг жертвенник уже из тесаных камней, что запрещает Книга Завета.Следовательно, время возникновения Книги датируется XI столетием (см.: Р.Кит-гель. История еврейского народа, с. 222). Однако основа ее, возможно,восходит еще к Моисеевой эпохе (см.: A. Weiser. Einleitung in das AlteTestament, S. 113). 493. Первая известная науке надпись с употреблением финикийскогоалфавита относится к XIII в., и, следовательно, в XI в. он должен был ужевытеснить клинопись в Ханаане. К Х в. относится первая известная еврейскаянадпись: т. н. "Земледельческий календарь" из Гезера (G. Е. Wright. BiblicalArchaeology, p. 180. Русский перевод: ХДВ, с. 302). 494. Через это право в Книгу Завета проникли некоторые юридическиеположения Законов Хаммурапи (XVIII в. до н. э.), которые оказали большоевлияние да все законодательство Востока (см.: И. Волков. Законы вавилонскогоцаря Хаммурапи. М., 1914, с. 15). 495. Предание об Аврааме не отрицает прямо возможности человеческихжертвоприношений, хотя и по смыслу своему указывает на недопустимость такихжертв. Единственное место, где недвусмысленно говорится о человеческойжертве: Суд 11. Впоследствии пророки с отвращением говорят об этом обычае,который никакие ханаанские влияния так и не смогли привить ягвизму (см.: J.Bright. A History of Israel, p. 149). 496. Ср., напр.: Исх 23, 18; 21, 24; 22, 9 и др. 497. См.: Исх 22, 21 сл. 498. Ср.: Суд 8, 27; 17, 5 сл; 1 Цар 14, 3; 19, 18; 23, 9; Втор 33, 8;Числ 27, 21. Эфодом называлось также льняное облачение священника(аналогичное эпату у вавилонян). Урим и Тумим, возможно, имеют что-то общеес египетскими символами урея (змеи) и атума (крылатого солнца). Все этипринадлежности исчезли столь давно, что установить их вид невозможно (см.:J. McKenzie. Dictionary, p. 241; J. J. Castelot. Religious Institutions ofIsrael. - JBC, v. 2, p. 704-705). 499. Суд 17-18. 500. Терафимы употреблялись вплоть до эпохи Давида (1 Цар 19, 13). См.:КВНР, р. 55. 501. См. выше гл. XVI. 502. См.: Амос 9, 6. Филистимляне принадлежали к народам эгейскойкультуры. Но в Библии мы находим их уже чтущими ханаанских богов. И имена ихцарей - семитические (см.: Л. Захаров. Филистимляне. Сообщ. Российскогопалест. общества, т. 29. Л., 1926; КВНР, р. 142-143). 503. Суд 15, 15. 504. Так, мы видим, что в качестве священников выступают эфраимиты (Суд17, 5); эфраимитом был и пророк Самуил, служивший при Ковчеге, и сам Иошуа,выполнявший аналогичную роль при Моисее. 505. См.: Hastings and Rowley. Dictionary of the Bible, p. 793; R. deVaux. Ancient Israel. London, 1968, p. 358; A. Cody. A. History of OldTestament Priesthood. Rome, 1969, p. 29 ff. 506. Суд 4. 507. Этимология слова "наби" связана с глаголом "наба" - "вскипать","литься через край". В вавилонском языке был глагол "набу", означающий"призывать". Таким образом, "Пророк" был не предсказателем, а возвещателемволи Бога (см.: М. Fuglister. Prophet. - HTG, В. II, 1963, S. 356; J.Schlidenberger. Prophet. - BBTW, 2, S. 1135; К. Корниль. Пророки. М., 1915,с. 13). 508. 1 Цар 10, 3; 19, 20 Отметим выражение "хэбел небиим" - вереницапророков. 509. Числ 24, 3. 510. ХДВ, с. 142; Gelin. RFIB, v. I, p. 469. 511. См. выше гл. III. 512. Цит. по: В. Vawter. Introduction to the Prophetical Books, 1965,p. 15. 513. Б. Тураев. История древнего Востока, т. 2, с. 67. "Пускай, -говорит Вл. Соловьев, - древняя религия евреев представляет нам разительныечерты сходства с теми или другими натуралистическими культами. Но так как мыдостоверно знаем, что не из сих последних, а именно только из одногоеврейского богопочитания произошла путем непрерывного развитиявсемирно-историческая религия человечества, то мы вправе заключить, что и нанизших стадиях своего возрасталания религия эта уже отличалась специфическиот сходных с нею языческих культов" (Вл. Соловьев. История теократии. -Соч., т. IV, с. 541). 514. Пс 28. "Сыны Божий" - это олицетворенные небесные силы. "Потоп" -очевидно, означает Мировой Океан древневосточной космографии (см.:J.McKenzie. The Book of Psalms, 1967, p. 45). О сходстве псалма с угаритскимигимнами см.: W. Albright. Op. cit., p. 232. 515. Быт 49; Втор 33. Обе поэмы, вероятно, сложились из отдельныхпесен. Их описание колен Израилевых отражает эпоху Судей (см.: Р. Киттель.Цит. соч., с. 189). Вообще эта эпоха была временем героической саги. 516. 1 Цар 19, 10. 517. 1 Цар 1. 518. 1 Цар 9. 519. 1 Цар 7, 3. 520. 1 Цар 8, 5. 521. О наличии в Библии двух разных по тенденции вариантов рассказа осоздании монархии см.: R. de Vaux. Op. cit., p. 94. Глава двадцать вторая ТЕОКРАТИЧЕСКОЕ ЦАРСТВО. СИОНСКИЙ ЗАВЕТ Палестина, 1020-950 гг. Будет непоколебим дом твой и царство твое на веки пред лицом Моим, и престол твой устоит во веки. Пророчество Нафана "В Священном Писании, - писал Н. Бердяев, - нет оснований длярелигиозно-мистической концепции самодержавной монархии и есть многоубийственного для этой концепции"522. Действительно, вся Библия проникнутадухом протеста против автократии. От Моисея до Эздры политическим идеаломрелигиозных учителей Израиля оставался свободный союз верных, для которыхединственным авторитетом является Закон Божий. Это была, если употребитьслово, введенное Иосифом Флавием, теократия, но теократия не в смыслеправления духовенства, а в смысле подлинного Боговластия523. СвященникиВетхого Завета не были могущественной политической силой, подобной кастежрецов Амона. Они приобрели влияние на государственный строй лишь послеплена, в V в. В истинной теократии царем был Ягве, и его заповеди были равнообязательны как для простых крестьян и горожан, так и для нагизим -предводителей, вождей, царей. В теократическом правлении, основанномМоисеем, уже находились зародыши религиозной Общины, Ветхозаветной Церкви иодновременно такого общества, которое построено не на произволе монарха, ана конституции и законе. В этом отношении Библия резко противостоит почти всему древнемуВостоку524. Египетское самодержавие, как мы видели, покоилось на мифе оцарях-магах, о воплощенных на земле богах. Фараон был божественнымсуществом, которому подвластны стихии. С этим взглядом не мог порвать дажетакой смелый человек, как Эхнатон. Двуречье обожествило власть со времен Нарамсина, но даже шумеры, незнавшие абсолютизма, верили, что "царская власть спустилась с небес". Монархрассматривался в первую очередь не как правитель, а как сверхчеловек. ЦариМемфиса, Аккада, Крита были в глазах народа чудотворцами, от которыхзависели дождь, урожай, атмосфера. В Ветхом же Завете монархия приемлется лишь как терпимое зло, какнесовершенное установление, порожденное грехами и слабостью людей. Онадопускается для того, чтобы народ Божий, который не смог осуществитьсвободной теократии, не погиб от руки врагов, обессиленный раздорами.Действительно, еще "Песнь Деворы" показывает, что религиозный Завет оказалсяслишком слабым объединяющим началом для израильских колен. Возникла нужда в"сильной руке", в светской власти. В Библии Бог говорит Самуилу: "Не тебяони отвергли, но отвергли Меня, чтобы Я не царствовал над ними"525. И тем неменее Ягве благословляет избрание царя ввиду несовершенства и слабостинарода. Самуил, объявляя об этом, открыто говорит о тяжком бремени, котороеотныне ляжет на плечи Израиля. Даже если признать, что это предание было записано уже в царскую эпохупод впечатлением тех бедствий, которые принесли цари, следует сказать, чтоантимонархическая тенденция была старой тенденцией у израильтян526. Еще в те времена, когда шла борьба между наследниками Гедеона, в народеполучила хождение притча о терновнике. В ней рассказывается, как деревьявыбирали себе царя. Ни одно благородное растение, ни маслина, ни виноградникне согласились оставить свое природное место и дело; только колючийтерновник согласился принять корону. "Идите, покойтесь под тенью моей, -надменно сказал он, - если же нет - то выйдет огонь из терновника и сожжеткедры ливанские!" Смысл притчи прозрачен. Только негодные и надменные людиприходят к власти, а прок от их царствования такой же, как тень оттерновника в палящий полдень527. Если за два-три поколения до Самуила уже существовали такиепредставления о царской власти, то нет ничего удивительного в том, что онпротивился желанию старейшин избрать царя. Кстати, и отказ Гедеона принятьцарский титул был бы немыслим без существования в Израиле сильногоантимонархического течения.

X x x

Политическая обстановка, угроза филистимского нашествия - все это,несомненно, повлияло на Самуила и примирило его в конце концов снеобходимостью избрать царя. Однако он хотел, чтобы кандидат был выдвинут имсамим. Однажды, когда к нему за советом пришел молодой крестьянин Саул изколена Вениаминова, он принял решение поставить именно его в качестве"предводителя народа"528. После беседы с юношей Самуил возвестил ему волюЯгве, но тот пришел в полное смущение. Нелюдимый, застенчивый, отличавшийсястранным порывистым характером, Саул ужаснулся одной мысли, что Бог ставитего вождем. Тогда Самуил послал его в общину Бенеха-Небиим для того, чтобывселить в него мужество и веру в то, что он посвящен делу Божию. "Сойдет натебя дух Ягве, - говорил Самуил, - и ты станешь прорицать вместе с ними, иты станешь другим человеком"529. Саул в точности исполнил повеление провидца. Вернувшись в родной городГиву, он встретился с Сынами пророческими, и вскоре горожане с изумлениемувидели, что сын почтенного землевладельца охвачен исступлением, подобнобродячим пророкам. Из этого библейского рассказа следует, что чаша священного елея,которую Самуил вылил на голову Саула, оказалась недостаточной для "помазанияна царство". Саул должен был стать вдохновенным прорицателем, прежде чемвозглавить народ для борьбы. Таким образом, "Саул, подобно судьям, бывшим донего, возвысился старинным путем, как харизматический герой"530. Самуил воспользовался народным собранием, которое по его починупроисходило в Мицпе, и предложил провозгласить Саула царем. Саул, однако,вновь пришел в смятение и спрятался. Когда его вывели перед всеми и народувидел его мужественную красоту и огромный рост - раздались восторженныекрики: "Да здравствует царь!" И все же собрание кончилось ничем. Саул должен был показать свою силу,доказать, что он действительно избранник Ягве. Без этого люди, привыкшиепокоряться только духовному авторитету, не могли принять Саула. "Ему лиспасать нас?" - насмешливо говорили некоторые, глядя на молодогокрестьянина. Саул тем временем вернулся в Гиву к своим привычным занятиям. Но всепроисшедшее глубоко запало ему в душу. Он, очевидно, осознал, что призванстать избавителем Израиля, и ждал только случая явить свою силу. Случай представился очень скоро. Заиорданский город Ябеш (Явис) былосажден амонитским царем. Пользуясь тем, что филистимляне угнетали Израиль сзапада, он стал предпринимать враждебные действия на востоке страны.Амонитяне обещали пощадить жителей Ябеша только при условии, что все онидадут выколоть себе правый глаз. Осажденные послали гонцов с просьбой опомощи. Но никто не торопился на выручку. Весть о бедствии Ябеша ибесчувствии израильтян к горю братьев дошла до Саула. В это время онвозвращался с поля, ведя своих волов. Выслушав гонцов, он пришел в ярость инеистовство, "Дух Божий сошел на Саула", - говорит летописец; он заколол наместе своих волов и, разрезав на части, дал куски кровавого мяса послам. Этикуски мяса он велел нести спешно по городам как боевой призыв: "Так будетпоступлено с волами тех, кто не пойдет за Саулом и Самуилом!" Угроза возымела действие. К царю собралось значительное ополчение; емуудалось быстрым маршем достичь Ябеша и нанести поражение амонитянам. Этотпервый успех показал всем, что Саул может быть настоящим царем-воином, вкотором так нуждался Израиль. Второе собрание народа прошло уже без протестов. Избрание Саулаполучило общее признание. Однако Самуил, как повествует Библия, предупредилвсех израильтян, что они могут надеяться на благополучие только в томслучае, если будут по-прежнему видеть в Ягве своего высшего царя и чтить ЕгоЗавет. "Если же вы будете делать зло - то и вы, и царь ваш погибнете"531. Иными словами, царь был уравнен перед Богом со всеми Его подданными. Онне бог и не маг, управляющий атмосферой, а простой человек, который так жеответствен перед совестью и Законом, как и любой израильтянин. Ему данахаризма быть нагидом - предводителем Народа Божия в его сражениях, он долженвершить суд. И этим его роль и ограничивается. "Помазание" есть как быназначение его управителем "наследия Ягве", но отнюдь не возводит его в рангвысшего существа. Первые годы принесли Саулу быстрые успехи. Ему во всем помогал сынИонафан - одна из самых привлекательных личностей Ветхого Завета. Это он далсигнал к восстанию, разбив со своей дружиной филистимский гарнизон в Гиве,он совершил героическое нападение на вражескую армию в окрестных горах. Повсюду звучали боевые трубы, люди, готовые сражаться, стекались вГиву. Под большим тамариском, держа в руках неразлучное копье, сидел Саул,принимая ополченцев. Никакого опыта в военном деле он не имел; уже будучицарем, он по-прежнему оставался крестьянином с узким кругозором идеревенскими привычками. Но на первых порах душевный подъем подавлял все егослабости. Он делал отчаянные вылазки и не раз обращал в бегство филистимлян. Но у него не было ни хорошего оружия, ни настоящей столицы, ни людей,пригодных занимать административные должности. Хуже всего было то, что самцарь постепенно стал чувствовать свою неполноценность. Вспыльчивый инаивный, склонный к суевериям и беспричинным тревогам, он легко бросался изодной крайности в другую. Он не сумел сохранить дружбу с Самуилом, и междуними произошел разрыв. Причина его крылась, по-видимому, в антипатии Самуилак царской власти вообще и в его подозрениях относительно Саула. Старомупророку казалось, что царь стремится присвоить себе религиозные санкции.Так, однажды между ними произошла размолвка из-за того, что Саул принесжертву в отсутствие Самуила. В конце концов Самуил полностью порвал с царем и удалился в свой городРаму, где и жил до самой смерти, не встречаясь с Саулом. Крестный отецеврейской монархии, он своими руками фактически развенчал "помазанника".После этого разрыва Саул стал страдать припадками тяжелой душевной болезни.Он терзался тем, что Ягве оставил его, болезненно воспринимал любой, дажемнимый, намек на свое недостоинство, на несоответствие званию царя. Иногдаего страхи доходили до границ безумия. Современники приписывали этовоздействию злого духа. Только музыка успокаивала больного. В это самое время в доме Саула появился Давид, человек, которомусуждено будет сменить его на троне и совершить переворот во всей историиИзраиля.

X x x

В ветхозаветной религии Давиду принадлежит особое место, хотя он не былни пророком, ни учителем веры. Он - основатель Иерусалима как духовногоцентра Израиля, он - великий религиозный поэт-псалмопевец, его имя связано сзарождением библейского мессианизма, составляющего самую суть СвященнойИстории. Однако следует помнить, что есть два Давида - Давид легенды и Давидистории, и они сильно отличаются друг от друга. Легенда, приписывая Давидувсю Книгу Псалмов, превратила его в мистика-индивидуалиста и чуть ли не вхристианского святого. Ополчаясь против этой легенды, некоторые увлекающиесякритики готовы были изображать Давида бесчестным разбойником и свирепымязычником532. Давид истории - не мрачный злодей и не христианский святой, этоличность сложная и яркая, редкая среди венценосцев всех времен. Библия,освещая историю его возвышения и правления, приводит источники, восходящиенепосредственно к его времени. Неведомый историк, писавший на пятьсот летраньше Геродота, сумел с неподражаемым мастерством запечатлеть реальногоживого Давида во всей его противоречивости и эпическом великолепии. Этоменее всего панегирик, в котором замалчиваются теневые стороны героя. Мывидим Давида обаятельного и щедрого, беззаветно отважного, великодушного,хранящего свято любовь и дружбу, видим Давида пламенно-религиозного,поэтичного и страстного. И одновременно это искусный тактик, необузданный ивластный человек, беспощадный к врагам, не пренебрегающий поройсомнительными средствами для достижения своих целей. Таков Давид истории,при жизни возбуждавший глубокую любовь и такую же ненависть, а после смертиокруженный легендарным ореолом. Давид произвел глубочайшее впечатление на современников. И в первуюочередь остался он в памяти народа не как великий воин и создатель ЕдиногоИзраильского Царства. (Библия, кстати, очень мало говорит об этой егополитической деятельности.) В нем видели человека, которого возлюбил Бог ина котором почило Его благословение. Таким он был в глазах народа еще вправление Саула, когда Давид был представлен ему как храбрый воин и искусныймузыкант. Давид происходил из Вифлеема, небольшого иудейского городка. С детстваон пас стада своего отца Иессея и во время странствий по горам научилсявладеть оружием и лирой533. Именно в таком человеке нуждался Саул. Он сделалюношу своим оруженосцем, а его игра на инструменте развеивала меланхолиюцаря. С этого момента начинаются драматические приключения молодого иудея,приведшие его на вершины власти534. В доме Саула Давид очаровывает всех. Наследник Ионафан покорен им иделается его преданным другом, дочь царя Мелхола влюблена в него, онстановится необходимым человеком у Саула. Царь дает ему ответственныевоенные поручения, которые Давид выполняет блестяще, женит его на Мелхоле и,наконец, ставит его "начальником над военными людьми". Каждый шаг смелого икрасивого юноши приносит ему успех. Он глубоко предан Богу отцов и искренневерит в Его постоянную помощь. Более сильному противнику он говорит: "Тыидешь против меня с мечом, и копьем, и щитом, а я иду против тебя во имяЯгве Саваофа, Бога Воинств Израилевых"535. Эта вера делаетдвадцатипятилетнего полководца неуязвимым. Он наголову разбиваетфилистимское войско, его с триумфом встречают восторженные толпы, а женщиныслагают песнь в честь его победы, в которой он ставится выше Саула. Инымисловами, Давид в глазах всех становится как бы антиподом мрачного царя,терзаемого злыми духами. Легко понять, что у мнительного Саула вскоре возникает подозрениенасчет любимца. Этот баловень судьбы, "белокурый, с красивыми глазами иприятным лицом", начинает казаться ему опасным соперником. Возможно, до царядошел слух, что Самуил тайно помазал Давида на царство, предрекая падениедома Саулова. Но даже если это и не так, огромная популярность Давида,затмевавшая самого царя, была достаточным поводом для ревности. А еслидобавить к этому психическую неуравновешенность больного Саула, то станетясным, как быстро атмосфера в Гиве стала угрожающей. В припадках ярости Саул несколько раз метал копье в Давида, когда тотиграл на арфе. Становилось ясно, что царь решил уничтожить соперника. Нодети Саула становятся между отцом и Давидом. Ионафан предупреждает друга обопасности, навлекая на себя гнев царя, Мелхола спускает мужа из окна, когдаза ним приходит стража. Давид скрывается из Гивы и бежит в Раму к старому Самуилу. Этот шагпоказывает, что юноша всерьез принял вызов, брошенный Царем. Рама - центроппозиции Саулу. И тщетно люди, посланные туда царем, пытаются найтибеглеца. Когда же сам Саул устремляется в погоню, припадок безумияпарализует его в Раме. Остается тайной, о чем совещались Давид и Самуил. Но, несомненно,пророк принял сторону Давида. А вскоре Давид получил союзника в лицеАвиафара - священника из Номвы, последнего отпрыска семейства Илия, некогдаохранявшего Ковчег. Это семейство служило при Эфоде, но по приказу Саула всеномвские священники были перебиты за сочувствие Давиду. Спасся один Авиафар,который явился к Давиду и принес с собой Эфод536. В течение некоторого времени будущий основатель Святого Градаскрывается в горах и пустынях. К нему стекаются всевозможные бродяги, беглыеслуги, недовольные, искатели приключений. Из этих отчаянных людей вне законаобразуется большой отряд дружинников. Давид умеет великолепно управлять этимгрубым народом. Его великодушие, отвага и сильная воля покоряют дажеразбойников. Отряд вынужден постоянно менять свое местопребывание. Саул, одержимыйманией, уже не может более жить спокойно в Гиве. Он забрасывает дела и рыщетпо горам в поисках Давида. Несколько раз случай внезапно сталкивает их, ноДавид неизменно проявляет благородство по отношению к своему бывшемугосподину. Женитьба Давида на вдове богатого землевладельца (Саул выдал Мелхолу задругого) улучшает положение его отряда. Теперь это уже внушительный лагерь,располагающий своими стадами и землями. Но чем больше укрепляется Давид, темнастойчивее становятся преследования Саула. В конце концов Давид со своими людьми вынужден просить убежища уфилистимского царя Анхуса, который с радостью принимает его, довольный тем,что Израиль лишился такого вождя. Анхус дает своему новому вассалу вовладение город Секелаг, откуда Давид делает постоянные набеги на бедуинскиеплемена. По тогдашним понятиям это означало "оставить наследие Ягве ислужить богам чужим"537. Но Давид и в Секелаге оставался верным Богу отцов.При нем неразлучно находился пророк Ягве и Авиафар с Эфодом, через которыйДавид постоянно вопрошал Бога538.

X x x

Между тем готовилась решающая битва между Саулом и филистимлянами. Царямучили страшные предчувствия. Он был уверен, что счастье навсегда покинулоего. Все попытки узнать волю Ягве оказались тщетны. Оракул молчал: "неотвечал Ягве ему ни во сне, ни через урим, ни через пророков". Единственныйчеловек, который мог бы поддержать царя, - Самуил - умер, не примирившись сСаулом. В отчаянии царь прибегнул к последнему средству и под покровом ночиотправился к колдунье, чтобы она вопросила дух Самуила. Полученный черезнекромантку ответ окончательно сразил Саула: его и всю его династию ждалагибель. Разумеется, после бессонных ночей и тяжелых душевных мук Саул вышел вбой как обреченный. С гор Гелвуйских он смотрел на вражеские войска, и одинвид их приводил его в смятение. Натиск филистимлян был подобен урагану.Отряды Саула были смяты и обратились в бегство. Колесницы врага неслись заним по пятам, и стрелки поражали бегущих. Вот уже погибли трое сыновей царя,и сам Саул был весь изранен стрелами. Не желая живым попасть в рукифилистимлян, он бросился грудью на собственный меч... Смерть еврейского царя означала полное торжество филистимлян в стране.Отныне они чувствовали себя хозяевами израильтян и хананеев. Тела Саула иего сыновей они повесили на стене крепости Бефсана как трофеи. Но ночьюжители Ябеша, некогда спасенного Саулом, сняли трупы и предали ихпогребению. Давида глубоко поразило известие о гибели Саула и Ионафана. Несмотря навражду и соперничество, его связывали с царским домом узы любви и дружбы.Кроме того, невольный вассал филистимлян, он мучительно переживал поражениеИзраиля и свое отсутствие на поле боя. На смерть Саула и Ионафана он сложилэлегию, которая проникнута такой искренностью, что нет оснований считать ееплодом только политического расчета: Красота твоя, о Израиль, лежит поверженная на высотах твоих! Как пали герои!.. Вы, горы Гелвуйские! Да не падет на вас ни роса, ни дождь - полемертвых! Ибо там брошенный лежит щит героев, Щит Саула, не помазанный елеем... Вы, дочери израильские! Плачьте о Сауле: Он одевал вас в багряницу с драгоценностями И привешивал к одеждамвашим золотые украшения. Как пали герои на поле брани! Сражен Ионафан на высотах твоих! Скорблю я о тебе, брат мой Ионафан. Как ты был дорог мне! Любовь твоя была для меня чудеснее любви женской. Как пали герои! Не стало оружия бранного!539 Итак, первый "предводитель народа Божия" погиб на поле битвы. Он былцарем, целиком зависящим от следования Богу. Едва только он захотелпоставить свою волю над божественной волей, возвещенной пророком, как "ДухЯгве" покинул его и он стал бессилен. Правда, остатки его войска во главе сдвоюродным братом Саула скрылись за Иорданом и там провозгласили царемпринца Иевосфея, но никакой реальной власти этот наследник Саула не имел. Между тем Давид почувствовал, что настало его время. По советусвященника и пророка он собрал всех своих людей, свои стада и имущество идвинулся из Секелага в родную Иудею. Там в городе Хевроне у него было многосторонников. Старейшины иудеев встретили его как единственного человека, накоторого можно опереться. Он предстал перед ними в ореоле своих прежнихзаслуг и был единодушно признан царем Иудейским. Дело в том, что Иудеяблагодаря своей обособленности не слишком считалась с властью Саула. Давидже был для южан куда более близким, чем Иевосфей, живший за Иорданом. Несколько лет продолжалось соперничество между сторонниками Давида иИевосфея. В этой борьбе Давид старался проявить максимум справедливости, идля своего времени он отличался несомненным великодушием. После того какИевосфей пал жертвой заговора, Давид взял под свою защиту прямого наследника- сына Ионафана - в память погибшего друга. Давиду исполнилось тридцать лет. На его пути никто не стоял. Народноесобрание в Хевроне провозгласило его царем над всеми коленами. "Вот мы - кости твои - и плоть твоя, - говорили старейшины. - Ещенедавно, когда Саул царствовал над нами, ты был вождем Израиля. И тебесказал Ягве: ты будешь пасти народ Мой"540. Оставшиеся в живых потомки Саула были окончательно отстранены. Мелхола- первая жена Давида, дочь Саула - была еще при жизни Иевосфея возвращенаДавиду, и это как бы закрепило его наследственные права. Итак, воин-певец,беглец и вассал филистимлян превратился в израильского царя. Это произошлооколо 1000 г. Давид, несомненно, видел во всех превратностях своей судьбыводительство Бога Израилева, Который избрал его для спасения народа. Хотявера Давида и носила на себе печать того варварского времени, она былаискренней и пламенной, являя пример личного живого отношения к Богу. Если мы хотим составить верное представление о вере и характере Давида,то должны обратиться к одному псалму, который, несомненно, ему принадлежит.Это великолепное, полное ярких монументальных образов славословие, дышащееароматом поэзии Востока, приоткрывает завесу времени и вводит во внутренниймир переживаний Давида541: Возлюблю Тебя, о Ягве, оплот мой! Ягве, скала моя, крепость моя, мой избавитель. Бог мой - скала убежища моего, Щит мой, рог спасения моего, крепостьмоя. Прославляемого Ягве я призову И спасусь от врагов моих. Муки смертные объяли меня, Гибельный потоп устрашил меня, Цепи преисподней опутали меня, И сети смерти окружили меня, В томлении моем воззвал я к Ягве, Взмолился я к Богу моему, Из чертога своего Он услышал голос мой, И мой вопль дошел до слуха Его. Загудела и содрогнулась земля, Задрожали основания гор И тряслись от гнева Его. Дым поднялся от ноздрей Его, И пылающий огонь от уст Его, Раскаленные уголья рассыпались от Него. И склонил Он небеса, и сошел Он вниз Во мгле, окружающей ноги Его. Он встал на херувима и полетел, Понесся на крыльях ветра. И Он сделал мрак одеянием своим, Темные тучи покровом своим. От вспышек пламени Его бегут облака, Падает град и уголья... Простирает Он руку с высоты и берет меня, Извлекает из вод великих, Избавляет меня от могучего врага, От ненавидящих меня, когда они усилились... В этом псалме весь Давид: восторженный, горячий, беззаветно верящий впомощь и покровительство Бога Израилева. Он зовет Его в тяжкий час, и Боготцов слышит его. Он покидает свои неприступные вершины и в урагане мчитсязащитить от врагов своего избранника. Ягве, преломившийся через призму душиДавида, - это Бог-воитель, грозный микеланджеловский Саваоф, парящий средимолний над ревущей стихией. Но внезапно в космические раскаты псалмавторгаются иные звуки: Ягве воздал мне по правде моей, По чистоте рук моих наградил меня, Ибо я держался пути Ягве И не был нечестивым перед Богом моим, Ибо - предо мною все заповеди Его, И от заветов Его не отступал я, И я был непорочен пред лицом Его, И остерегался я впасть во грех... Угнетенных людей Ты спасаешь И одним взглядом поражаешь надменных542. Это знаменательные слова! Бог Давида, Властитель первобытногочеловечества, Ягве-Воитель, Который с грохотом проносится в облаках нахерувиме, повелевает людям быть чистыми, милосердными, непорочными...Великое, священное мгновение! В древнем псалме мы становимся свидетелямисовершающегося чуда. Сквозь покровы наивной, грубой веры пробиваются первыелучи Истины. Свет борется с предрассветным мраком, и борьба их совершается вдуше человека. В этой борьбе разгадка личности Давида.

X x x

Пока шло соперничество между Иудеей и сторонниками Сауловой династии,филистимляне не вмешивались в эту распрю, т. к. она была им выгодна. Но едватолько стало известно, что Давид воцарился в Хевроне, как они немедленнодвинули свое войско против недавнего вассала. Объединение страны-данницы невходило в их планы. Но дружина Давида уже имела большой боевой опыт. Когда неприятель вышелна равнину Рефаимскую, воины Давида сумели напасть на них с тыла и нанеститяжелое поражение. До самого Газера преследовали израильтяне филистимлян.Эта победа положила конец зависимости Израиля. Впоследствии несколькокампаний Давида на западе полностью обессилили филистимлян и принудили ихзаключить мир. Если Саул был просто военным вождем, а в мирное время мало чемотличался от других богатых земледельцев, то Давид проявил себя одареннымправителем. Он уделял много времени ведению судебных дел и прославился каксправедливый и проницательный судья. Он умел ослаблять сепаратизм колен,оказывал покровительство хананеям, которых признавал равноправными членамиобщества. В состав его армии входили отряды наемников - филистимлян, критян,среди полководцев его были хетты и хананеи. Давид создает необходимыегосударственные должности, при его дворе появляются секретарь и летописец("мазхир" и "софер"), он проводит всеобщую перепись. Военные успехи Давидапривели к созданию империи, объединившей не только родственные евреям народы- амонитян, идумеев и моавитов, но и области арамеев-сирийцев до самогоКадеша на Оронте. Северные соседи - финикийцы - вступили с Давидом вдружественный союз. Но самым большим достижением Давида было создание общеизраильскойстолицы. Он не захотел остановить выбор ни на одном из старых городов,каждый из которых принадлежал тому или иному племени и мог стать причинойраздоров. Царь обратил свой взор на мощный замок Сион, возвышавшийся надпотоком Кедронским на высокой скале. Он находился в руках небольшогохананейского клана и считался неприступным. Ходила поговорка, что Сион могутзащитить слепой и хромой. Однако Давида не остановили трудности, и он,невзирая ни на что, сумел овладеть Сионом. Замок был назван "Град Давида", аокружавшему его городу было возвращено древнее его название Иерусалим543. Так родилась священная библейская столица. В те далекие дни долины,окружавшие ее стены, были настоящими пропастями, хорошо защищавшими горнуюцитадель от прямого нападения. Стены, сложенные из огромных камней,возвышались над ущельем, готовые встретить напор любого врага. Давид понимал, что его новый город должен стать знаменем единства длявсей державы. Ни эфоды, ни урим не могли служить залогом присутствия Ягве сосвоим народом. Давид совершенно оставляет талисманы и оракулы и обращается кдревней Моисеевой святыне - Ковчегу Завета. Все эти годы Ковчег находился на хранении в частных руках. Давид решаетторжественно перенести его в новую столицу и тем самым сделать Сион - СвятымГрадом. Около 995 года произошло торжественное перенесение "Трона Ягве" вИерусалим544. К стенам Града Давидова стекались многотысячные толпы со всехконцов страны. Народ восторженными криками сопровождал процессию. Гремелилитавры, ревели трубы, а на плечах у левитов, как во время странствий, вновьпокачивался Ковчег, прошедший долгий путь от Синайских гор, побывавший вбитвах и в филистимском плену. Теперь скитания его закончились. Воротакрепости были открыты для того, чтобы принять палладиум народа Божия. Иотзвуком героических Моисеевых времен звучал гимн Ковчега, как радостнаяхвала, как победный марш, как песнь ликования: Восстанет Бог - рассеются враги Его, И побегут ненавидящие Его от лица Его. Как рассеивается дым, так рассеиваются они. Как тает воск перед огнем, Так злые погибнут пред лицом Божиим, А справедливые возрадуются и возвеселятся пред Богом, Они восторжествуют в ликовании и радости. Пойте Богу, превозносите Его, Прославляйте имя Его, шествующего в облаках, Имя Его - Ягве! Торжествуйте пред лицом Его! Отец сирот и защитник вдов, Бог - в обители своей святой. Бог скитающимся дает дом, Освобождает узников от цепей, Только непокорных оставляет в знойной пустыне. Боже, когда шел Ты пред лицом народа Твоего, Когда шествовал Ты по пустыне, Земля содрогалась; небеса таяли Пред лицом Божиим, Пред лицом Божиим, Пред лицом Бога Израилева... Что вы смотрите завистливо, горы высокие, На гору, где Бог восседает на престоле, Где Ягве будет обитать вечно?... Колесниц Божиих мириады, их тысячи тысяч, Господь грядет с Синая во святилище, Страшен ты. Боже, во святилище Твоем, Бог, Бог Израилев, Он дает силу и крепость народу своему. Благословен Бог!545 Сам царь в белых одеждах шел впереди Ковчега, играя на арфе. Черезкаждые несколько шагов процессия останавливалась, и перед святыней приносилижертву. Когда Ковчег вносили в ворота цитадели, всех охватил восторг, раздалисьнестройные крики, перекрываемые пронзительными звуками фанфар. Давид же,забыв о своем царском достоинстве, кружился, подобно Сынам пророческим, вбурной пляске "перед лицом Ягве"... Воскрешая традицию кочевой эпохи, Давид не внес Ковчег в дом, нопоставил его под сенью походного шатра. Празднество закончилось обильнымжертвоприношением и угощением народа. Рассказывают, что, когда Давидвернулся домой, жена его, дочь Саула, Мелхола, укоряла мужа за пляску,показавшуюся ей непристойной, роняющей авторитет монарха. На это Давидответил: "Перед лицом Ягве, Который предпочел меня отцу твоему и всему домуего, утвердив меня вождем народа Ягве - Израиля, перед Ягве буду плясать ииграть". Из этих слов явствует, что Давид видел во всех своих успехах знакизбранничества.

X x x

Перенесение Ковчега на гору Сион явилось событием исключительнойважности. Был основан духовный центр для ветхозаветной религии, которому современем суждено будет играть огромную роль. Иерусалим станет Святым Градомнарода Божия, а впоследствии - Церкви. В прежние годы Ковчег в походахскитальцев был знаком Богоприсутствия, теперь оно откроется в городе Давидачерез храм, через веру пророков и мессианистов и завершится явлением царяИудейского. Удивительная судьба ожидает Иерусалим. Здесь прозвучит мощный голосвеликих духовидцев Исайи и Иеремии, здесь будет совершаться великая драмаверы, здесь воздвигнут будет крест Христов, здесь родится Церковь ипрольется кровь первого мученика. Иерусалим не потерял притягательной силыза тридцать веков, за него борются, как боролись во времена Тита,крестоносцев или Саладина. "Город был взят тридцать шесть раз, при этом покрайней мере два раза завоеватель сравнял его с землей. Но он всякий разснова возникал - этот город, более вечный, чем Рим"546. И хотя Иерусалим существовал уже за пятьсот лет до Давида, но сделалего тем, чем он стал, только Давид, перенеся в него Ковчег Завета. Еще когда Ковчег пребывал в Силоме, там был построен для него "Дом", т.е. храм. Он был, очевидно, разрушен филистимлянами. Теперь, когда передроскошным царским дворцом, отделанным драгоценными породами дерева, стоялубогий шатер, покрывавший Ковчег, у Давида, естественно, возникла мысль осооружении храма в Иерусалиме. Однако этот замысел встретил противодействиесо стороны пророка Нафана. Библия мало говорит об этом человеке, но тескудные сведения, которыми мы располагаем, указывают на то, что этот пророкпользовался огромным нравственным авторитетом во времена Давида. С нимсвязаны некоторые поворотные моменты жизни царя. Нафан, вероятно, был, как и многие другие пророки, назореем, непринимавшим цивилизаторских нововведений и предпочитавшим патриархальнуюпростоту Моисеевых времен. Он настороженно относился к финикийским веяниям,которые стали проникать в Израиль. Построение храма было для пророка актомподражания язычникам. Ягве был Богом, возлюбившим горы и пустыни, "не жившимв доме с того времени, как вывел Сынов Израиля из Египта"547. Тем не менее, ревность Давида о славе Божией в глазах Нафана,несомненно, заслуживала высшей похвалы. И пророк изрек на царя и на его родпрорицание, ставшее впоследствии символом веры тех, кто ожидал полногоосуществления Царства Ягве на земле. Пророчество Нафана не было освящением монархического принципа, нообещало благословение Божие Давиду как избраннику. Это было особое,исключительное обетование царю, воплотившему в себе веру и преданность Богународа Израилева. "Будет непоколебим дом твой, - гласило пророчество, - царство твоенавеки пред лицом Моим, и престол твой устоит во веки"548. В одном древнем тексте, приписываемом Давиду, это обетование выражаетсяв форме Завета, который Бог заключает с "предводителем народа". От вождятребуется праведность и страх Божий, тогда и Бог исполнит обетование, "заветвечный, твердый и непреложный". Это обетование говорит об идеальном Царе изрода Давида, который станет основателем Царства Божия на земле. В течениевеков эта вера в Грядущего Царя и Царство будет все более и болеепросветляться и одухотворяться. Она станет символом величайшего чаяниянарода Божия, и в словах Благовещения прозвучит вновь, через десять веков,пророчество Нафана. Когда Иисус Назарянин явится среди людей, вера в Негобудет исповедана словами этого пророчества. Он будет назван Помазанником,Мессией, сыном Давида.

X x x

Всякий союз подразумевает известные условия. Точно так же и Завет Божийесть не только обетование, но и требование. Быть может, Давид, подобнодругим царям Востока и Запада, полагал, что Высшая Сила будет всегдапокровительствовать ему и даже покрывать его преступления. Но именноздесь-то и обнаружилось, что Бог Израилев - это не бог царя или династии, ноБог, взыскующий правды, для которого все люди одинаково ответственны за своипоступки. Тот самый пророк Нафан, который изрек благословение на род Давида,при других обстоятельствах выступил как обличитель и судья монарха. Этот эпизод имеет огромное значение для понимания ветхозаветной религиив ее отношении к власти549. Однажды весенним вечером царь прогуливался по крыше своего дома. Всаду, примыкавшем к царскому, он увидел купающуюся женщину необыкновеннойкрасоты. Он послал разузнать о ней. Это оказалась Батшеба (Вирсавия), женацарского гвардейца - хетта Урии. Увлеченный внезапно вспыхнувшей страстью,царь приказал привести Батшебу к себе, а хетта отправил в самое опасноеместо сражения, где тот был вскоре убит. После этого жена Урии сталачетвертой женой Давида. Случай вполне обыкновенный в истории восточных деспотий, однакозавершение его оказалось совершенно неожиданным. Вероятно, Давид хранил втайне свою причастность к гибели Урии, но преступление не укрылось отпроницательного взора Нафана. Едва только он узнал о том, что царь совершил"зло в очах Ягве", он немедленно явился к нему. Он начал с того, что рассказал Давиду притчу: у одного богатогочеловека было большое стадо, а у бедняка - единственная овца, которую оночень любил. Но когда к богачу пришел гость, он не захотел брать овец изсвоего стада, а отобрал овцу бедняка, чтобы приготовить угощение гостю.Давид, привыкший разбирать судебные дела, решил, очевидно, что это одна изтяжб, которую пророк повергает к его ногам для решения. Он пришел в крайнеенегодование, выслушав рассказ, и воскликнул: "Да живет Ягве! Смерти достоинтакой человек!" И тут же вынес приговор: за овцу богач должен уплатитьвчетверо. Но внезапно тон пророка изменился: из ходатая он превратился вобвинителя. "Ты - этот человек, - сказал он твердо. - Так говорит Ягве, БогИзраилев: Я помазал тебя царем над Израилем, и Я избавил тебя от руки Саула,и дал тебе дом господина твоего и жен господина твоего на лоно твое, и далтебе дом Израилев и Иудин, и если этого для тебя мало, прибавил бы больше.Зачем же ты пренебрег словом Ягве, сделал злое пред очами Его?.." Так среди варварства, насилия и жестокости звучит голос неподкупногопророка, звучит голос Бога, открывшегося Моисею, воля Которого запечатлена вДесяти Его заповедях. Здесь обнаружилась подлинная природа теократическогоцарства. Не воля монарха, а воля Бога есть высший закон. Никакая корона,никакое "помазание" не может служить оправданием преступлению. Нужно отдать справедливость Давиду. Иной царь скорее всего заставил бызамолкнуть обличителя. Но Давид искренне признал свою вину. "Согрешил яперед Ягве", - сказал он. И с этого времени, стараясь искупить свой грех, онделал все, чтобы Батшеба не несла на себе тяжести его последствий. Онпоклялся, что сын, который родится у нее, будет наследником. Пророк Нафантакже принял участие в судьбе этой женщины, ненавидимой женами, наложницамии сыновьями Давида, очутившейся в затхлой атмосфере дворца, полной интриг. Пророк предсказал царю бедствия, которые постигнут его за нарушениезакона Божия, но в то же время подтвердил Сионский Завет и обетование.Пророчество не замедлило исполниться. Царство Давида потрясли мятежи ивосстания, одно из которых возглавил его сын Авессалом. Царю на время дажепришлось бежать из Иерусалима. Борьба между принцами едва не погубилагосударство. Многоженство, принятое в то время на Востоке, вело кнепрерывным столкновениям между членами огромной царской семьи. Но когдаДавид состарился настолько, что уже не мог управлять, он по настоянию Нафанапровозгласил соправителем сына своего от Батшебы - Иедидию, принявшеготронное имя Соломон, что значит "миротворец". Вскоре после этого в 961 г.Давид умер. В его лице сошел в могилу один из самых одаренных и выдающихсялюдей Израиля. Библейское предание не исказило его образа, как это сделалипоздние легенды. Писание сохранило нам его живым, во всей противоречивостиего натуры и со всеми чертами человека, способного на взлеты и падения. Вомногом принадлежа миру суеверий и кровной мести, миру узкому иограниченному, он в то же время внес свой вклад в созидание народа Божия,дав ему Святой Град. Он положил основание религиозной поэзии, которая сэтого времени станет лучшим выражением духовной жизни Ветхого Завета. И когда на латинском, славянском, греческом, на всех языках древнего инового мира звучат библейские псалмы, волнующие человеческие сердца так,будто они написаны вчера, следует вспомнить, что в этих сердечных раздумьях,мольбах, стонах, гимнах радости и благодарения в какой-то мере присутствуетдуша Давида. Пусть лишь немногие из псалмов принадлежат лично ему, но,несомненно, все псалмопевцы в целом остались верны тому направлениюрелигиозной поэзии, которое получило начало от великого израильского царя.

X x x

Соломон был мало похож на отца. Выросший в роскоши и не изведавшийжизни, он вступил на престол, когда ему еще не было двадцати лет. Он не знални войн, ни трудностей, ни опасностей. Мать имела на него большое влияние, ион очень считался с ней. Очевидно, прислушивался он и к голосу пророкаНафана, который способствовал его вступлению на трон. И, очевидно, лишьпосле смерти Нафана он решился осуществить мечту отца: построить вИерусалиме храм Ягве. В Израиле не было ни искусных ремесленников, ни опытных строителей,поэтому Соломон выписывал мастеров из Финикии. Оттуда же доставляли емудорогой кедровый лес, который сплавляли по морю. Храм строился несколько лет и был освящен в 950 г. Это былосравнительно небольшое, но великолепно украшенное здание в финикийскомстиле. Позднейшие поколения представляли себе его в виде фантастическипышного, огромного сооружения. На самом же деле храм Соломона был меньше,чем Успенский собор в Кремле или собор св. Софии в Киеве550. Храм отличался благородной простотой форм. Он был сложен из тесаныхкамней, внутри обшит ценным деревом, на которое была наложена позолота. Как зримая, земная обитель Божия, храм представлял собой Вселенную.Золотые светильники были звездами, два медных столба с узорными капителямисимволизировали силу произрастания; карнизы украшены были рельефами цветов,плодов, животных, херувимов (т. е. духов стихий). Во дворе храма стоялжертвенник и огромная бронзовая чаша, поддерживаемая изваяниями быков. Онаназывалась "медным морем" и, очевидно, обозначала мировой океан. Следует заметить, что все эти подробности храмового устройства былинавеяны финикийским и египетским искусством. Но самой замечательнойособенностью Соломонова храма были не эти заимствованные украшения, а то,что он был уникальным храмом, в котором отсутствовало изображение Божества.В его Дебире, или Святая Святых, не было ни эфода, ни кумира, ни фетиша, астоял лишь сокрытый в полном мраке Ковчег, охраняемый двумя огромнымихерувимами. Храм был построен на горе Мориа, рядом с Сионской горой. ПереносКовчега в Дом Божий был превращен Соломоном в общенародный праздник. Впоследний раз Ковчег был поднят на плечи. Отныне он обрел свое место вДебире, и здесь он будет стоять до того часа, когда погибнет в пламенивместе с Домом Господним. Вероятно, от этого времени сохранился гимн, свидетельствующий оглубоком впечатлении, произведенном на весь Израиль освящением храма. Этотпраздник, несомненно, воспринимался как новый знак утверждения Завета сБогом: О врата, поднимите своды ваши, И поднимитесь, двери вечные, Да войдет Царь Славы! Кто этот Царь Славы? Ягве могучий и сильный, Ягве мощный в битве!551 Соломон был вдохновлен торжественностью минуты. Он верил, что черезнего Бог продолжает осуществлять обетование, данное Давиду. Он просил у Богамудрости для того, чтобы справедливо "судить народ". И вот теперь передвсеми храм Ягве - первое детище его мудрости. Предание повествует, что во время освящения Дом Господень наполнилсяблистающим облаком в знак Богоприсутствия. А царь, стоя перед храмом наступенях в окружении народных толп, произнес: "Ягве, благоволивший обитатьво Мгле! Я построил храм для жилища Тебе, место, чтобы пребывать Тебе вовеки". После этого, окутанный волнами фимиама, под звон кимвалов и арф,Соломон поднял руки, призывая на своих людей благословение Божие. Эти картины навсегда врезались в память народа. И хотя впоследствииСоломон изменил своему призванию теократического монарха, пошел по путидеспотизма, это не могло отнять у него заслуги продолжателя дела Давида.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: