II. Tonus secundus Protus plagalis a h c d e f g a Гиподорийский
III. Tonus tertius Deuterus authenticus e f g a h c d e Фригийский
IV. Tonus quartus Deuterus plagalis h c d e f g a h Гипофригийский
V. Tonus quintus Tritus authenticus f g a h c d e f Лидийский
VI. Tonus sextus Tritus plagalis c d e f g a h c Гиполидийский
VII. Tonus septimus Tetrardus authenticus g a h c d e f g Миксолидийский
VIII. Tonus octavus Tetrardus plagalis d e f g a h c d Гипомиксолидийский
К этому же времени были выработаны и основные тоновые категории средневековых ладов:
Реперкусса – тон псалмодирования.
Финалис – конечный тон
Амбитус – объем напева.
Они выполняли важную функцию, являясь факторами, помогающими определить принадлежность той или иной мелодии к одному из ладов. Их соотношение образует основу структуры каждого из ладов. «Лад есть такая закономерность, по которой можно распознать любую церковную мелодию и судить о ней, рассматривая начало, середину и конец» - Й. де Грокейо трактат “De muzica”.
Лады I II III IV V VI VII VIII
Амбитус d-d ı A-a e-e ı H-h f-f ı c-c ı g-g ı d-d ı
Реперкусса a f c ı (h) a (g) c ı a d ı c ı (h)