I. Tonus primus Protus authenticus d e f g a h c d Дорийский

II. Tonus secundus Protus plagalis a h c d e f g a Гиподорийский

III. Tonus tertius Deuterus authenticus e f g a h c d e Фригийский

IV. Tonus quartus Deuterus plagalis h c d e f g a h Гипофригийский

V. Tonus quintus Tritus authenticus f g a h c d e f Лидийский

VI. Tonus sextus Tritus plagalis c d e f g a h c Гиполидийский

VII. Tonus septimus Tetrardus authenticus g a h c d e f g Миксолидийский

VIII. Tonus octavus Tetrardus plagalis d e f g a h c d Гипомиксолидийский

К этому же времени были выработаны и основные тоновые категории средневековых ладов:

Реперкусса тон псалмодирования.

Финалис конечный тон

Амбитус – объем напева.

Они выполняли важную функцию, являясь факторами, помогающими определить принадлежность той или иной мелодии к одному из ладов. Их соотношение образует основу структуры каждого из ладов. «Лад есть такая закономерность, по которой можно распознать любую церковную мелодию и судить о ней, рассматривая начало, середину и конец» - Й. де Грокейо трактат “De muzica”.

Лады I II III IV V VI VII VIII

Амбитус d-d ı A-a e-e ı H-h f-f ı c-c ı g-g ı d-d ı

Реперкусса a f c ı (h) a (g) c ı a d ı c ı (h)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: