Тема: «Звук „Сь" (знакомство)»
Цели:
1. Уточнить и закрепить правильное произношение звука «Сь» в слогах, словах, предложениях.
2. Учить определять позицию звука «Сь» в слове.
3. Формировать понятие «мягкий, согласный звук».
4. Обучать звуко-слоговому анализу.
5. Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
6. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, графические навыки.
Оборудование: зеркала, предметные картинки, карточки синего, серого и сиреневого цветов, схемы звуко-слогового анализа, маркеры согласного, мягкого, глухого звука (см. задание на дом 33), красные и зеленые ручки, кассы букв, тетради логопедических заданий, наборное полотно или магнитная доска.
Ход занятия
1.Организационный момент.
- Садятся на свои места сначала девочки, а затем мальчики.
2.Упражнение «Задания феи Фонетики».
Логопед выставляет на наборное полотно предметные картинки и называет, что на них изображено. Предлагает детям определить, какой звук слышится в каждом из этих слов: Сима, сито, сено, беседка, сети, Сема, синий, семь, лось, гусь, осень, рысь, письмо, апельсин, такси, лисята, карась, васильки.
3.Упражнение «Звук,,Сь"».
Уточнить артикуляцию звука перед зеркалами.
Попросить детей произнести звук хором и индивидуально.
Познакомить с характеристикой звука с использованием маркера (согласный, мягкий, глухой).
Предложить детям поднять зеленый кружочек, когда они услышат звук «Сь» среди других согласных; хлопнуть в ладоши, когда услышат слог со звуком «Сь» среди других слогов.
4.Упражнение «Повтори, не ошибись».
· Ряды слогов: ась-ось-усь; ся-си-сю и т.д.
· Ряды слов: ось; тесьма-поселок; Ася-Вася-Люся-Дуся, Сеня- Сима-Сема; семь-восемь-десять; седьмой-восьмой-десятый; ось- весь-боюсь; серый-осенний-весенний; просыпаюсь-умываюсь-оде- ваюсь-обуваюсь.
5.Упражнение «Где звук?».
Логопед по одному вызывает детей к доске, предлагает назвать картинку и определить позицию звука «Сь» в слове (в начале, середине, конце).
6.Упражнение «Придумай предложение со своим словом».
Логопед просит каждого ребенка придумать предложение с тем словом, которое он произносил.
7.Физкультминутка.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом и показом логопеда.
Логопед: | Дети: |
просыпайся | просыпаюсь |
поднимайся | поднимаюсь |
нагибайся | нагибаюсь |
выпрямляйся | выпрямляюсь |
умывайся | умываюсь |
вытирайся | вытираюсь |
одевайся | одеваюсь |
обувайся | обуваюсь |
и прощайся | и прощаюсь |
8. Игра «Волшебники».
- Фея Фонетика решила нас заколдовать и превратить в волшебников. Теперь мы - волшебники и все, что видим на доске, сделаем синего цвета. Но для этого надо сказать волшебные слова:
Я волшебником родился,
Не на шутку рассердился.
Все цвета мне надоели кроме синего. (Дети повторяют эти слова хором.)
- И теперь все стало синим. (Выставить перед картинками карточки синего цвета.) Давайте мы все назовем с этим словом-признаком, например: синее письмо. (Дети продолжают называть словосочетания.)
- Вам понравилось, что апельсин -'Синий, гусь - синий? Давайте еще поколдуем и сделаем все серого (сиреневого) цвета. (Выставляет карточку серого (сиреневого) цвета и проводит игру так же.)
Окончание игры:
Я волшебником родился,
Ни на что не рзовзрдидся.
Мне цвета не надоели,
Пусть все будет таким, как было.
9.Работа с кассой букв.
Предложить детям выложить в кассах и прочитать слог СИ.
10.Работа в тетради логопедических заданий.
-Фея Графика прислала нам письмо, зеленые ручки и наши тетради. В письме она пишет:
«Запомните, дети!
Чтобы написать слоги и слова со звуком „Сь", используют букву С (эс), только пишут ее зеленой ручкой»,
Попросить детей обвести слоги Си, си в тетради логопедических заданий, используя зеленую и красную ручки.
11.Итог занятия.
На дом: задание 33.